116. ВИ. Агошков. Кромские лики. ВМ. Гаршин4

116. ВИ.Агошков.
Кромские лики.

ВМ.Гаршин

часть 4

Так утверждают авторы примечаний к письмам В.М. Гаршина, изданном в 1934г.

Тем не менее, сам Всеволод Михай-лович 24 августа 1878г писал: «Дорогая мама! В Ливны я не по-ехал, потому что боялся прозевать Раю, просидев у Гердов долее предположенного времени...».

Герд в те годы, в летние месяцы, жил и работал в деревне Мураевке Кромского уезда, ныне цен-тральной усадьбе КСП //надо расшифровать, а то и сам уже почти за-был, что это такое: КСП = коллективное сельскохозяйственное предпри-ячтие// «Луч революции» Сосковского района.

«У Гердов, — сообщает далее писатель, — время провели очень весело. Живут они вместе с зятем Ал. Як., председателем земства Филатовым. Полковник ген. штаба, бросивший всё и ушедший в хозяйство, в земскую работу.

Вот это действительно соль России. Какой контраст с Окунёвыми горами, вы можете себе представить. Об этом я буду ещё писать. А.Я. очень весел, отдыхает вполне, не делает ничего буквально. Ели мы по-Окунёвски, ужасно...».

Свое обещание написать матери о контрасте с Окунёвы-ми горами Всеволод Михайлович, кажется, не выполнил. По-скольку в следующем письме просит прощения у матери за то, что давно не писал. 3 октября 1878г писатель сообщает ей: «Дя-дя (Н.Ф.) прислал мне 10 руб., чтобы я купил ему... «Краткое или энциклопедическое сведение о/бо/ всех науках». Искал, искал это сведение и нигде не нашёл».

11 ноября того же года Гаршин вновь спрашивает мать: «Переписываетесь ли вы с Ливнами? Если да, то (конечно, если найдете приличным) спросите дядю, отчего он не пишет, что сделать с 10 р., лежащими у меня. Он прислал мне их для покуп-ки книги «Краткое или энциклопедическое сведение о всех нау-ках» (!!!?!) Искал я её и, конечно, получал в ответ только улыбки прикащиков. Об этом я сообщил в Ливны с запросом, что делать с деньгами, и до сих пор ответа не получил».

Заметим, что письма дяде (Н.Ф.) в Ливны от Гаршина не опубликованы даже в академическом издании. Н.Ф. — это Нико-лай Фёдорович Фокков — петербургский окружной инспектор учебных заведений в 70-е годы. Теперь понятно, почему В.М. Гаршин так настойчиво упрашивает мать побеспокоиться на-счет 10 р. дяди (Н.Ф.). Дело в том, что и проживавший в Мураев-ке А.Я. Герд также занимался педагогическими проблемами.

Подтрунивания над дядей, выразившиеся в четырёх вос-клицательных и одном вопросительном знаках, связаны, воз-можно, только с тем, чтобы угодить матери, не принимавшей «ливенскую «породу».

А теперь вернёмся в Мураевку. Рассмотрим родственные связи, чтобы понять, почему оказался здесь В.М. Гаршин. Итак, женой педагога-натуралиста, автора учебников А.Я. Герда была Нина Михайловна, урождённая Латкина.

С её братом, Владими-ром Михайловичем Латкиным, Гаршин был знаком ещё во вре-мя учёбы в горном институте. В свою очередь, сестра А.Я. Герда — Юлия Яковлевна была замужем за «полковником Ген. штаба» А.И. Филатовым, председателем Кромской земской управы.

 Без-условно, хотелось бы побольше узнать об А.И. Филатове, но даже отчество его в академическом издании не указано.

см 5


Рецензии