117. ВИ. Агошков. Кромские лики. ВМ. Гаршин5

117. ВИ.Агошков. Кромские лики.

ВМ.Гаршин

часть 5


В 1879г В.М. Гаршин также побывал в Мураевке, откуда написал матери и другу письма. Но вначале об одном замеча-нии писателя. 9 июля Всеволод Михайлович сообщает матери следующее: «Не пишу вам теперь об одном наклевывающемся деле, мысль о котором я привёз с Дона. Некоторое экономиче-ское предприятие, конечно, не без небольшого риску, но могу-щее дать в хорошем случае даже богатство. Когда увидимся, по-говорим».

Что это за «некоторое экономическое предприятие», нам не известно, но, думаем, что связано оно с добычей метал-ла из кромской руды. Дело в том, что в середине 70-х годов в Кромском уезде побывали известные учёные Д.И. Менделеев и А.А. Иностранцев, которые нашли «много руды» у помещика Ан-цыферова. Искал руду в уезде и Гаршин.

12 июля 1879г он пишет матери: «Вот я и у Гердов, доро-гая мама. Приехал сюда вчера утром и нашёл всех в добром здравии. А.Я. забрал сюда работу и переделывает свои книги для новых изданий. Вероятно, с неделю пробуду здесь, а потом в Москву, в Рыбинск и т.д...

Чтобы написать вам это письмо, дол-жен был прервать работу: ужасно рьяно принялся за новый рас-сказ, который будет больше всех. Ничего, идёт. Опять война. На этот раз без анализа, просто типы, в которых я чувствую себя вообще слабым. Надо поработать».

Как установили исследователи, новым рассказом, над ко-торым Гаршин работал в Мураевке, был «Денщик и офицер», на-чало хроники «Люди и война». 15 июля В М. Гаршин отправляет письмо В.А. Фаусеку. Виктор Андреевич Фаусек (1861-1910) — учёный зоолог, один из ближайших друзей Гаршина; с 1892г — приват-доцент, с 1897г — профессор зоологии, впоследствии ди-ректор Высших женских курсов в Петербурге.

Если другим адресатам Гаршин вверху листа справа ука-зывал только дату и пункт отправки письма, то в этом — полный адрес, который звучал так: «Орловская губ., Кромской уезд, сель-цо Мураевка. 15/VII/79».

Отметим, что и тогда не было слова Кромский, а Кромской... В.М. Гаршин оправдывался перед В.А. Фаусеком в том, почему он к нему не заехал: «виновата сама судьба и ещё один джентльмен цыганского происхождения», ко-торый украл у писателя «шёлковое платье… новые рубашки… рукописи...» Так что «по причине отсутствия приличного костю-ма» Гаршин не попал к Фаусеку...

24 июля 1879г из Мураевки Гаршин послал ещё одно письмо матери, в котором сообщает: «Вот уже почти две недели, дорогая мама, как я живу у Гердов и во всё это время собрался написать вам только одно письмо: это по причине затруднитель-ного сообщения с Орлом. Очень хорошо прожил я эти две неде-ли; немного работал (подвинул кое-что вперёд), разъезжал по уезду. Мы с А.Я. Гердом очень тщательно возимся с здешними
«породами» (горными), и теперь геологическое строение для нас уже почти ясно.

Руды железной здесь бездна; почти под всем уездом тянется непрерывный пласт красного железняка или сферосидерита. Впрочем, это для вас не очень интересно. Зав-тра уезжаю в Москву...» (выделено нами. – В.А.)

Не исключено, что Гаршин и Герд искали руду не только для того, чтобы узнать «геологическое строение», но и с целью приобрести «богатство», поскольку лишних денег у того же Гар-шина не было.

Жаль, что писатель обрывает свой рассказ о кромской руде, это было связано, скорее всего, с тем, что мать не принимала всерьёз изыскания сына.


см. 6.


Рецензии