Св. Димитрий Ростовский

Святитель Димитрий (в миру Даниил Саввич Туптало, или, точнее, Тупталенко) родился в декабре 1651 г. в местечке Макарове, на Украине, верстах в сорока от Киева, в семье рядового казака Саввы Григорьевича Туптало-Саввича. Начальное образование он получил дома -десяти лет выучился читать по-славянски. Год спустя, когда семья переехала в Киев, Даниил поступил в киевское Братское училище (на основе которого позже была создана знаменитая Киевская Духовная академия). Полный курс наук здесь был рассчитан на 11 лет, однако известно, что Даниил проучился в училище лишь четыре года. За это время он успел в совершенстве овладеть искусством стихотворства и витийства. Завершению  образования помешала жестокая война, развернувшаяся в те годы между Россией и Польшей. В 1665 г. поляки захватили Киев; Братское училище было разрушено и на несколько лет пришло в полное запустение. Поневоле учебу пришлось прекратить.

    Еще в школе Даниил проявил склонность к иноческой жизни. На восемнадцатом году жизни, испросив благословение родителей, он переселился в киевский Кирилловский монастырь. В июле 1668 г. здешний игумен Мелетий Дзик, знавший Даниила еще по учебе в Братском училище, постриг юношу в иночество и нарек при этом Димитрием. Началось его служение церкви. На талантливого юношу вскоре обратили внимание.  В марте 1669 г. он был поставлен в сан иеродиакона, а в 1675 г. в Густынском монастыре возведен в сан иеромонаха. Черниговский архиепископ Лазарь Баранович сделал молодого монаха проповедником при Черниговской соборной церкви. По его же просьбе Димитрий написал в конце 70-х гг. свое первое сочинение «Руно орошенное» - описание чудес от чудотворного образа Богородицы в Черниговском Троицко-Ильинском монастыре. Однако особую известность в эту пору он имел именно как проповедник. Слава о его необычайном красноречии быстро распространилась по всей Украине, проникла в Белоруссию и даже Литву. Церковные и монастырские власти то и дело обращались к Димитрию с просьбой выступить в их городе или монастыре со своими проповедями. В течение нескольких лет он не имел постоянного места жительства, переезжая из одного города в другой. Наконец эта бродячая жизнь сделалась ему в тягость.

    В 1681 г. Димитрий принял приглашение братии Максаковского Преображенского монастыря и согласился стать игуменом этой обители. Спустя короткое время, в феврале 1682 г. он перешел игуменом в Батуринский Николаевский монастырь. Однако уже в октябре 1683 г. он сложил с себя управление обителью и остался в ней простым иноком. «Вскоре, - пишет автор «Жития» святого, - Промыслом Божиим святой Димитрий призван был к великому делу составления Миней Четьих, которыми он принес величайшую пользу всему народу русскому».

    Минеи Четьи – собрание житий святых, расположенных по дням празднования их памятей. Их составление, действительно, стало величайшим подвигом, обеспечившим святому Димитрию общецерковную и общенародную славу. К работе над Миней Четьями Димитрий был призван архимандритом Киево-Печерской лавры Варлаамом Ясинским. В апреле 1684 г. тот вызвал Димитрия к себе и вскоре возложил на него послушание «писать жития святых». Этот огромный труд, потребовал от святого двух десятилетий непрерывной напряженной работы, - ведь надо было составить жития всех святых, прославляемых православной Церковью, причем изложить их простым, ясным языком, сделав пригодными для чтения. К тому времени в Московской Руси уже существовало полное собрание житий святых, составленное в XVI веке под руководством архиепископа Новгородского, а затем митрополита Московского Макария. Грандиозный свод Макария включал в себя не только жития, но и множество других памятников духовной литературы, в том числе все книги Священного писания, святоотеческие произведения, поучения и т.п. Написанный тяжелым не всегда ясным языком, он практически не был предназначен для тех целей, которые ставил перед собой святитель Димитрий. К тому же, в отличие от своего предшественника, ему приходилось работать в одиночку. (Впрочем, Димитрий широко использовал Великие Минеи Четьи митрополита Макария для составления своего труда наряду с другими классическими произведениями древнерусской агиографической литературы). В ряде случаев Димитрий почти полностью воспроизводил текст своих источников, лишь поновляя язык; иногда ему приходилось сокращать то или иное житие, «немощи ради человеческия дабы коегождо святаго житие в память его не леностно было прочтено», как писал он сам. Но чаще святителю приходилось составлять практически новое сказание из различных имеющихся в его распоряжении книг. Работа эта требовала величайшего напряжения духа. Несколько раз святые, над житиями которых он работал, являлись ему во сне, ободряли его в труде и сообщали важные подробности о своей жизни, противоречиво или неверно освещенных в источниках.

    В 1686 г. Димитрий, вопреки своему желанию, вновь был поставлен игуменом в Батуринский Николаевский монастырь. Однако покинув Киево-Печерскую лавру, он не забросил свой труд, но продолжил составление Четьих Миней. Вскоре была окончена первая их четверть, заключавшая в себе три первых месяца церковного года – сентябрь, октябрь и ноябрь. Димитрий представил его архимандриту Варлааму. Прочитав и рассмотрев рукопись вместе с соборными старцами Печерского монастыря, Варлаам приступил к ее печатанью в типографии  лавры. В 1689 г. первая книга увидела свет.

     В том же году гетман Мазепа, отправляясь в Москву, взял Димитрия с собой. Вместе с игуменом Кирилловского монастыря Иннокентием они должны были обсудить с патриархом Иоакимом некоторые догматические вопросы, по которым у русского и малороссийского духовенства имелись расхождения. Украинская делегация попала в столицу в драматический момент: Россия переживала дворцовый переворот. На глазах у Димитрия произошло падения князя Голицына, отстранение от правления царевны Софьи и переход  всей власти к молодому Петру I. Последний милостиво принял Димитрия в Троице-Сергиевой лавре.  Здесь же находился патриарх, который разбранил украинцев за то, что они взялись печатать Четьи Минеи без разрешения Москвы. Между тем Иоаким нашел в книге следы западного влияния: в частности, упоминания о Непорочности Божьей Матери и признание святыми западных отцов церкви Августина и Иеронима. Не понравившиеся ему страницы были выдраны из уже отпечатанных томов и заменены исправленными. Смягчившись, патриарх благословил Димитрия на продолжение его работы, а тот решил всецело посвятить себя писанию житий святых. В феврале 1692 г. он оставил игуменство в Батуринском монастыре, но не покинул его и поселился здесь же в уединенной келье. К этому времени Димитрий уже имел в своем распоряжение присланные из Москвы тома Макарьевских Миней Четьих, а вскоре получил из Гданьска "Деяния святых" на латинском языке. Таким образом, он сумел соединить в своем труде три  богатейшие агиографические традиции – греческую, русскую и латинскую. В 1693 г. была закончена рукопись второй четверти, которая вышла в свет в феврале 1695 г. Новый патриарх Адриан откликнулся на это событие особой благословляющей грамотой. 

    Вскоре Димитрию вновь пришлось принять на себя обязанности игумена. В 1694 г. черниговский архиепископ Феодосий  убедил его возглавить Петропавловскую обитель близ города Глухова. В начале 1697 г. Димитрий стал настоятелем киевского Кирилловского монастыря, а в июне того же года – архимандритом черниговского Елецкого Успенского монастыря. В сентябре 1699 г. его перевели настоятелем в Спасский Новгород-Северский монастырь. Находясь в этой должности Димитрий завершил третью книгу Четьих Миней (за март-май), которая была напечатана в 1700 г.

    Тем временем произведенные Петром Великим преобразования высшего управления Русской Церкви создали ей совершенно новое положение в государстве. Начало реформам положило фактическое упразднение патриаршества. После смерти в 1700 г. Адриана Петр не стал проводить выборы нового патриарха, но решил назначить только местоблюстителя патриаршего престола. Поскольку все великорусские архиереи выступали против западных новшеств и этим не нравились царю, главой русской церкви стал ученый малоросс Стефан Яворский, занимавший кафедру рязанского митрополита. Впрочем, его влияние на церковные и государственные дела далеко уступало влиянию прежних патриархов. Даже управление церковным имуществом больше не являлось его прерогативой.  В 1701 г. царь восстановил Монастырский приказ во главе которого встал астраханский воевода Мусин-Пушкин. Сюда, а не на патриарший двор, стекались теперь доходы с епархий, отсюда управлялись церковные вотчины. На церковные имения, прежде свободные от тягла, легли тяжелые повинности.

    Стараясь сломить глухую оппозицию церковных иерархов, Петр стал замещать освободившиеся кафедры украинскими монахами. Еще в 1700 г. царь поручил киевскому митрополиту Варлааму «поискать из архимандритов или игуменов или других иноков доброго и ученого и благонепорочнаго жития, которому бы в Тобольске быть митрополитом, и мог бы Божию милостию проповедовать в Китае и Сибири, в слепоте идолослужения и других невежествиях закоснелых человек приводить в познание и служение и поклонение истинного Живаго Бога». Варлаам рекомендовал царю Димитрия, и в начале 1701 г. тот был вызван в Москву. В марте его поставили в чин митрополита Сибирского и Тобольского. Это было почетное назначение, но оно совсем не обрадовало святителя. Слишком далекая и холодная, отличавшаяся суровым климатом, Сибирь не подходила для его ослабленного здоровья. Кроме того, он едва ли мог продолжать в новом звании свои ученые занятия. Димитрий даже слег в постель от огорчения, хотя мужественно намеревался отправиться в дорогу, как только установятся пути. К счастью, эта жертва не потребовалась. Петр навестил митрополита и, узнав о причине болезни, позволил остаться в Москве в ожидании какой-либо подходящей для него кафедры. Вскоре скончался ростовский митрополит Иоасаф, и Димитрий в январе 1702 г. занял его кафедру.

    В марте того же года святитель прибыл в Ростов. В своей новой епархии он столкнулся со многими трудностями и церковными нестроениями. Прежде всего, его поразило невежество местного духовенства. Оказалось, что иные священники не знали даже наименования Святых даров и хранили их в небрежении. Отправив несколько грозных посланий к подведомственным ему иереям, Димитрий вместе с тем искал пути к исправлению нравов в среде духовенства. Наиболее действенным средством, по его мнению, могло стать обучение и воспитание нового поколения священнослужителей. С этой целью Димитрий открыл в Ростове первое духовное училище при архиерейском доме.

    Занятия в училище начались в сентябре 1702 г. Из двухсот учеников большинство были детьми священников. Учителями стали украинцы, специально выписанные Димитрием. Жалование для них поступало из казны, а учебники, глобусы и карты святитель приобрел на свои деньги. Школьный курс был рассчитан на три года и, прежде всего, включал в себя изучения языков – русского, греческого, латинского, а также риторики. Димитрий лично посещал занятия, принимал экзамены и неоднократно заменял больных учителей. Летом наиболее прилежные ученики жили вместе с ним в архиерейском селе Демьяны, близ Ростова. К сожалению, был выпущен только один полный курс архиерейского училища. Глава Монастырского приказа Мусин-Пушкин перестал выделять на школу деньги, и весной 1706 г. она была закрыта вопреки желанию митрополита и к большому его огорчению.

    Но главным делом Димитрия по-прежнему оставалось составление житий святых. Уже будучи в Ростове, в феврале 1705 г., он завершил последний, четвертый, том своего грандиозного труда. Двадцать лет жизни отдал святитель этой кропотливой работе, но она, воистину, стоила того! Составленные Димитрием Четьи Минеи доставили русским людям неистощимый источник спасительного чтения и явились одной из тех книг, под влиянием которых вырабатывался своеобразный духовный облик русского православия. Благодаря своим Четьи Минеям Димитрий приобрел такую поистине всероссийскую известность, какой не имел ни один церковный писатель ни до, ни после него. Их мощное воздействие ощущается по сей день. (В 1759 г. Четьи Минеи Димитрия Ростовского легли в основу Синодального издания Четьих Миней, впоследствии неоднократно переиздававшегося. На их основе в начале ХХ века было выпущено многотомное издание «Житий святых» в переводе на современный язык, которое регулярно переиздается вплоть до нашего времени).

   Помимо Четьи Миней Димитрий предполагал написать еще несколько книг. В последние годы он работал над составлением «Летописи, сказующей деяния от начала мира до Рождества Христова» – краткой церковно-богословской историей, предназначенной  для людей, не имевших Библии (доступной в то время в России лишь немногим). Расстроенное здоровье  помешало ему закончить задуманное. Осенью 1709 г. болезнь Димитрия обострилась. От сильного кашля он не мог уже говорить проповеди. В одном из писем он признавался: «Дела ныне никакого не делаю: до чего не примусь, все из рук падает; дни мне стали темны, очи мало видят, в нощи свет свещный мало способствует… недугование заставляет лежать и стонать». Утром 28 октября служители войдя в келью святителя, нашли его мертвым – он скончался стоя на коленях во время молитвы.

Средневековье http://proza.ru/2023/01/17/232


Рецензии