Из истории православия в Болотнинском районе

Русская Православная Церковь сыграла огромную роль в истории освоения Сибири. Христианское просвещение Сибири началось в конце XVI века.
Православные священники, находившиеся в отрядах первых землепроходцев, исполняли церковные службы и обряды, а также старались проповедовать Евангелие Христово народам Сибири.
Первыми сибирскими летописцами и писателями были архипастыри Русской Православной Церкви, священники и монахи. В 1636 году сибирский писатель Савва Есипов писал: «Оттоле осия  солнце немерцающее Евангельское землю Сибирскую, и псаломский гром огласи и бысть в Сибирской земле вера Христианская, и поставищася грады многия, и воздвигоша церкви в городах…».
Во всех основанных острогах и городах обязательно строились храмы, а в устье реки Тобол появился первый в Сибири православный Тобольский Знаменский монастырь, положивший начало монашескому подвигу в Сибири. На долгие годы Тобольск становится христианским центром всей Сибири и к началу  XVIII века сибирская метрополия объединяла более двухсот церквей и тридцать восемь монастырей.
Вначале иконы для церквей привозились из европейской части России. И профессионально писать иконы в Сибири начали в двадцатые годы XVII века, когда первый Сибирский Архиепископ Киприан (Старорусенков) привёз в Тобольск двух иконописцев. Вскоре их стало пятеро. К концу XVII века в Сибири начинают формироваться местные иконописные центры. В Новосибирской области таким центром был Сузун.
Болотное возникло как притрактное село на Московско-Иркутском тракте в 1804-1805 годах. А в начале 1838 года уже был решён вопрос о строительстве церкви. Томская духовная консистория писала в Томскую Губернскую Строительную комиссию, чтобы та освидетельствовала грунт земли, назначенный под строительство церкви в деревне Болотинской при местном благочинном Иерее Павле Соболеве. 19 марта 1838 года Духовная Консиситория сообщила, что дозволено строить деревянную однопрестольную церковь.
И вот уже через десять лет один из путешественников пишет: «Станция Болотная III класса… В селе деревянная церковь во имя святого Чудотворца Николая, церковно-приходская школа».
В 1912 году на месте старой церкви была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте под железной крышей. На колокольне было пять колоколов, большой колокол имел вес 105 пудов.
Приход был большой. В 1931 году в состав Болотнинской православной общины входило тридцать два населённых пункта, среди которых были такие большие сёла как Карасево, Мануйлово, Баратаевка, Степаниха и другие.
В марте 1935 года встал вопрос о закрытии церкви и сначала решили закрыть её якобы на ремонт, а богослужение запретить. Но верующие воспротивились этому, и в Болотнинский райисполком поступило заявление от церковного Совета, где пишется, что ввиду закрытия церкви священник отказался исполнять все требы и молитвы. А народ ежедневно приходит толпами, особенно нет покоя от жителей окрестных деревень.
Кроме этой жалобы, верующие направили своё ходатайство в Запсибкрайисполком в комиссию по вопросам культа, и 21 апреля 1935 года в Болотное пришла телеграмма за подписью секретаря крайисполкома М. Гутина, в которой предлагалось разрешить верующим проводить богослужение. При этом обязать их в течение лета произвести ремонт церкви.
Листая архивные документы, видишь, как много планов и прожектов имелось в отношении эксплуатации здания этой церкви. В декабре 1939 года решался вопрос о передаче церкви под дом пионеров; в 1942 году было вынесено решение районного исполнительного комитета относительно передачи здания церкви под строительство спиртзавода; в 1943 году решили передать здание церкви в аренду промартели «Объединённый труд».
В последнее время в церкви был кинотеатр «Победа». В 1952 году церковь сгорела. Сейчас на этом месте стоит православный Крест.
Церкви строились и в сёлах, и в районах на средства верующих. Строительство шло в дореволюционное время. Так, в селе Ача стояла Иоанно-Предтеченская церковь. Деревянная, колоколов разного веса четыре.
В селе Корнилово была Свято-Троицкая церковь. Здание тоже деревянное, одноэтажное, а в нём десять окон с двойными рамами. В приход входили сёла: Корнилово, Б-Речка, Александровка, Тропино. Всего по Корниловскому приходу числилось 313 человек.
Большой приход был в Больше-Чёрновской церкви. В 1934 году туда входило 1168 человек.
Но особо хочется отметить церковь Святого Серафима Саровского, построенную в Турнаево в 1912-1914 годах. Это самое значительное и красивое архитектурное сооружение не только в Болотнинским районе, но и во всей Новосибирской области. Высота самой высокой её части около тридцати метров. Здание рубилось плотниками под руководством мастера Блинова. Бригада жила на квартире Никулина. Проект был предложен архитектором Томской губернской Епархии. Однако во время строительства самими плотниками были внесены изменения в проект, так как ни в сохранившихся, ни в других церквях нет аналога с Турнаевской. Здание построено из хорошего соснового леса, углы и карнизы обшиты досками из кедра. Крыша покрыта кровельным железом, цоколь и фундамент каменные. В прошлом церковь была огорожена оградой. В 1914 году в новой церкви Святого Серафима Саровского уже проходил обряд венчания. Венчались три пары, среди которых были и жители деревни Турнаево Литвинов и Немов. Семь луковичных главок изящной своеобразной формы завершали архитектурный ансамбль.
До сих пор эта многоглавая церковь поражает своей красотой тех, кто впервые видит её. Но с горечью можно отметить, что здание с каждым годом ветшает дит в негодность, и скоро может наступить такой горький момент, когда мы лишимся единственного оставшегося в Болотнинском районе памятника церковной архитектуры.
В Музее Болотного хранятся и эксплуатируются Алтарный крест Турнаевской церкви и колокол, который когда-то звонил на колокольне этой церкви.

                Традиционные и новые направления в музейной практике. Музейные чтения. Новосибирск. 2000 год, страницы 86 – 89.

                И РАЗДАЛСЯ МАЛИНОВЫЙ ЗВОН

В этом, 2004 году, исполняется девяносто лет с того дня, когда в селе Турнаево Болотнинского района зазвенели малиновым звоном колокола в новой церкви во имя Преподобного Серафима Саровского.
По ходатайству переселенческих организаций об открытии прихода в деревне Турнаево из средств переселенческого управления была выделена ссуда в размере четырёх тысяч рублей, но долг нудно было отдавать, и поэтому на сельском сходе было принято решение о сборе денег на строительство церкви. Всего собрали 8184 рубля.
В 1912 году однопрестольная деревянная церковь во имя святого Серафима Саровского была заложена.
Проект  утверждил строительный отдел Томской Губернской Епархии, но бригада строителей внесла изменения в него, и стала эта церковь не похожа ни на одну по всей Сибири.
Церковь расположили в центре села, на возвышенности. Строили из хорошего соснового леса, углы здания и карнизы обшили досками из кедра. Крышу покрыли кровельным железом, полы уложили по бревенчатым лагам, которые упирались на деревянные чурбаки большого диаметра. Фундамент и цоколь здания сделаны из камня.
Высота самой высокой её части около тридцати метров. Шатры, главки - всё это в совокупности создаёт сложный и живописный силуэт церкви, композиционно объединённой в единое целое.
В прошлом церковь была огорожена резной деревянной оградой, внутри которой имелся сад и несколько захоронений.
Церковь была построена всего за два года, и в 1914 году там уже венчались три пары, среди которых были жители села Турнаево Литвинов и Немов.
Первым священником был Александр Александрович Злобин, церковным старостой Василий Баннов, псаломщиком Герасим Фёдорович Рочегов. В церковный приход входили деревни: Турнаево, Шелковниково, Дорожное, Лебяжье-Асаново, Кандереп, Бутырская и хутора: Орловский, Соколовский.
Шли годы. Произошла смена Государственного строя в России. Советская власть пришла и в Сибирь.
19 декабря 1919 года Болотное и окрестные сёла были освобождены от колчаковцев.
Один за другим появляются декреты, подрывавшие значение веры: вводились гражданские браки, признавалась необязательность церковных актов крещения и брака.
Просматривая документы, хранящиеся в отделе архивной службы территориальной администрации Болотнинского района, я встречала бумаги и о Турнаевской церкви. Так, в 1933 году, община верующих Турнаевской церкви обращается в администрацию районного исполнительного комитета с просьбой снять с учета священника церкви во имя преподобного Серафима Саровского Венидикта Дмитриевича Рикунова, так как 23 марта 1933 года он был арестован, увезён в Болотнинскую милицию и не отпущен.
Новый священник, Александр Николаевич Горячко, исполнял службу в Турнаево около года, но как он пишет сам 21 марта 1934 года в административный отдел Болотнинского районного исполнительного комитета: "Ввиду неорганизованности религиозной общины и полнейшего разлада в приходе и при таких условиях невохможно существовать, а посему прошу снять меня с учёта с вышеуказвнного прихода".
После освобождения от должности в Турнаево, Александр Николаевич Горячко переходит в Корниловскую Свято-Троицкую церковь.
В апреле 1934 года Томская губернская Епархия по просьбе верующих присылает в село Турнаево Давида Фомича Боровика. Его служба всем понравилась, и община дала согласие принять его на следующих условиях:
1. От общины верующих даётся квартира и дрова.
2. Община уплачивает все налоги: подоходный, самооблажения, мясозаготовки, Государственный заём.
3. Жалованья нет никакого.
4. При требо исправлениях священник ничем не пользуется.
В 1938 году было принято решение о закрытии церкви. По воспоминаниям старожилов, сами сельчане вели себя по-варварски. Был разбит большой колокол, утеряны десять малых, часть икон было уничтожено.
Один из малых колоколов хранится в районном историко-краеведческом музее города Болотное. Сохранила его Анна Моисеевна Малайкова - жительница села Турнаево. В 1938 году она его спрятала у себя во дворе и затем, уезжая из села, взяла с собой. В 1998 году Анна Моисеевна передала на хранение этот колокол в наш музей.
После закрытия церкви, здание некоторое время использовалось под зернохранилище.
18 июля 1990 года решением Новосибирского облисполкома за №282 здание церкви во имя Преподобного Серафима Саровского в селе Турнаево было причислено к архитектурным памятникам деревянного зодчества Новосибирской области.

          "Наши новости" (Болотнтнский район), №№46-48 от 14 апреля 2004 года.

                ИЗ ВЕКА XIX-го в век XXI-й.

Осталось совсем немного времени, когда в 2005 году наш населённый пункт Болотное отметит своё двухсотлетие.
В 1805 году на Московско-Иркутском тракте была основана деревня Болотнинская, которая начала быстро расти. Об этом говорит и тот факт, что жители поселения стали нуждаться в строительстве церкви. В 1838 году, согласно архивам Томской области, идёт переписка с Томской духовной консисторией об освидетельствовании грунта для строительства церкви в деревне Болотнинской Томской губернии.
В каком году была открыта церковь, неизвестно, но уже в 1949 году один из путешественников писал: «Болотное селение простирается по широкой лощине между гор. В нём деревянная церковь и этап».
Церковь была деревянная, однопрестольная во имя Святого Чудотворца Николая и стояла она в центре селения вдоль Московско-Иркутского тракта.
В 1863 году при церкви, в сторожке, была открыта церковно-приходская школа, которую время от времени закрывали и открывали вновь. Был всего один учитель, который занимался с тремя группами, а священник учил ребят Закону Божьему. Учащихся было немного. В год школу заканчивали три-четыре человека.
В 1888-1889 годах обучалось восемь мальчиков и девять девочек.
Школа существовала за счёт средств земского собора. В 1888 году на Болотнинскую церковно-приходскую школу было выделено шестьдесят рублей.
В «Правилах» о церковно-приходских школах говорилось: «Школы сии имеют целью утвердить в народе православное учение веры и православности христианской сообщать первоначальные знания».
В 1911-1912 годах на месте старой церкви была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте под железной крышей. На колокольне наличествовало пять колоколов. Большой голосило имел вес в сто пять пудов.
Приход был большой. В 1931 году в состав Болотнинской православной общины входило тридцать два населённых пункта. Такие как: Савиново, Мануйлово, Баратаевка, Таскаево, Степаниха, Карасево, Старый и Новый Елбак, Егоровка, Киевка и другие.
В 1930-1939 годах в Новосибирской области проводилось массовое закрытие православных храмов, однако при этом основным требованием было наличие приличествующих документов – просьбы самих низов. Эти прошения должны были содержать элементы «массовости» и «добровольности».
25 марта 1935 года Болотнинский райисполком принимает решение, где говорится, что здание требует капитального ремонта, поэтому на период ремонта церковь закрывается, а 26 марта этого же года из краевой комиссии по вопросам культов приходит письмо, в котором отмечается, что восемь учреждений и предприятий села Болотное с общим числом 421 человек вынесли на своих собраниях постановление о включении в наказ райисполкома поручение закрыть Болотнинскую церковь и использовать здание на культурно-просветительские цели. В связи с этим предлагалось выяснить отношение к ликвидации церкви остального населения села Болотное и окружающих посёлков.
Но, как видно из документов Болотнинского архива, верующие ежедневно толпами приходили к зданию церкви, а она была закрыта и священник не имел права исполнять все требы и молитвы. И тогда они стали писать жалобы в Болотнинский райисполком и в Запсибкрайисполком. Двадцать первого апреля 1935 года в Болотнинский райисполком пришла телеграмма из Новосибирска за подписью секретаря крайисполкома М. Тутина, в которой предлагалось разрешить верующим проводить богослужения, но при этом обязать их в течение лета привести ремонт церкви.
После этого прошло всего четыре года, и второго декабря 1939 года состоялось заседание исполкома районного Совета с повесткой дня «О закрытии помещения церкви и передаче его «под культурное учреждение». Выступал сам председатель районного Совета товарищ Дементьев.
Листая документы архива, видишь, как много планов было у местной власти в отношении здания церкви:
1939 год – решался вопрос о передаче здания под Дом пионеров.
1942 год – решение РИКа о передаче здания под строительство спиртзавода.
1943 год – решили передать здание церкви в аренду промартели «Объединённый труд».
Но жителям города Болотное и Болотнинского района это строение запомнилось как церковь во имя Святого Чудотворца Николая и как кинотеатр «Победа», который в 1952 году сгорел. Этот пожар как бы подтверждал распространённое мнение – на месте разрушенных церквей, что бы ни открыли и ни построили – всё шло прахом, либо приходило в запустение.
Недавно в наш районный историко-краеведческий музей поступила фотография, сделанная Петром Ивановичем Вахрушиным в 1920 году. Это был один из первых фотографов в Болотном. На ней, как говорится на оборотной стороне, изображена Болотнинская церковь. В более позднее время уже некоторых строений не было.
Сейчас идёт разговор о строительстве нового здания церкви рядом с аптекой. Конечно, строить надо и это бесспорно, но, по-моему мнению, место выбрано совсем неудачно. Рядом стоят здания Дома  культуры, районной и городской администрации. Планируется строительства стадиона. Не по-христиански будет, когда на площади идёт массовое гуляние, а напротив – отпевание, либо ещё какая-нибудь служба. Ведь есть более достойное место – то, где раньше стояла Болотнинская церковь.

         «Наши новости» (Болотнинский район), №№22-34 от 18 февраля 2004 года. 

ОНИ ВОЗГЛАВЛЯЛИ НАШ РАЙОН

 Каждый народ вправе гордиться своей историей, историей своей земли, где он родился и куда уходят его корни. Ведь история родной земли – это наша общая народная память, без которой не может существовать ни страна, ни область, ни район.
И сегодня, мне хочется рассказать вам о тех людях, которые руководили Болотнинским районом за эти 80, с небольшим, лет. По материалам Отдела архивной службы территориальной Администрации Болотнинского района и Государственного архива Новосибирской области за эти годы район возглавляли 20 человек. И первым был Гудков Алексей Алексеевич. Он был избран председателем в 1923 году и работал в этой должности до 1927 года. Больше о нем, к сожалению, никаких данных нет.
Кто был после него – неизвестно. А в сентябре 1931 года, согласно протокола № 82\б заседания бюро Западно-Сибирского Краевого исполкома, председателем Районного исполнительного Комитета Болотнинского района был назначен Хусаинов Иннокентий Силович. Он родился в 1886 году в семье рабочего. Очень рано остался сиротой,  его воспитала старшая сестра.
Иннокентий Силович Хусаинов был образованным человеком, окончил  начальное училище города Иркутска,13 лет работал наборщиком, затем учился на экономическом отделении рабфака и год в Иркутском Государственном университете. За 2 года работы в должности председателя Болотнинского РИКа был награжден Знаком ударника 4-го завершающего года пятилетки, получил грамоту и именные часы от Центрсоюза Москвы. В мае 1933 года был снят с должности и Иннокентий Силович стал директором Ачинской Машинотракторной станции.
С января 1934 года Болотнинский район возглавил Аристарх Георгиевич Добрыгин. Судьба этого человека сложилась очень трагично. Родился Аристарх Георгиевич в Каинском уезде (ныне – Куйбышевский район), закончил 2 класса церковно-приходской школы и пошел в батраки к зажиточному крестьянину. В 1 Мировую войну служил телеграфистом вплоть до 1917 года. Затем год учился на курсах уездных партработников, работал в Каргатском и Черепановском районах. В январе 1934 года на заседании бюро Западносибирского крайисполкома Добрыгин Аристарх Георгиевич был выдвинут председателем Болотнинского РИКа. По воспоминаниям старожилов Болотнинского района, это был замечательный человек и руководитель.
В 1936 году в стране проходило всеобщее обсуждение Сталинской конституции, на которых вносились различные предложения и дополнения. Шло обсуждения и в нашем районе. Колхозники вносили в проект Конституции предложения о навечном закреплении рек и лесов за колхозами, об установлении восьми часового рабочего дня для сельчан и об отпусках для них. Все это, вышестоящее начальство, посчитало вредительством, и в Болотнинский район приехали проверяющие. Были уволены и исключены из партии почти все работники районного исполнительного комитета, а сам Добрыгин арестован. Просматривая материалы дела Аристарха Георгиевича Добрыгина из Федеральной службы безопасности Новосибирской области, мы видим, что 27 октября 1938 года его приговорили к высшей мере наказания – расстрелу и в этот же день привели приговор к исполнению. 14 сентября 1957 года Аристарх Георгиевич Добрыгин был реабилитирован посмертно.
Совсем немного, всего 3 месяца, с сентября 1937 по январь 1938 года, исполнял обязанности председателя Болотнинского районного исполнительного Комитета Пантелеймон Петрович Соболев. Он был освобожден от работы по состоянию здоровья, а обязанности председателя стала исполнять секретарь РИКа Мария Васильевна Комлева. В должности председателя она пробыла с февраля 1938 по январь 1940 года. Это именно она  выступила в 1939 году с предложением о разработке материалов, необходимых для перевода рабочего поселка Болотное в число городов. В 1940 году Мария Васильевна уехала на свою малую родину – Чимский завод Челябинской области.
После нее председателем стал Сергей Григорьевич Михайлов, работавший до этого секретарем Болотнинского райкома коммунистической партии. Он возглавлял наш район всего 8 месяцев и в августе за дачу ложных сведений в период посевной, он был исключен из партии и осужден на 2 года исправительно-трудовых работ. В 1943 году Сергей Григорьевич вернулся из заключения, несколько лет был директором Болотнинской швейной фабрики. И только в 1946 году с него была снята судимость, после чего Сергей Григорьевич вновь был принят в члены партии. В 1951 году Михайлов был избран председателем укрупненного колхоза имени Маленкова Мануйловского сельского Совета.
С августа 1941 по июль 1943 года председателем райисполкома был назначен Лебедь Савелий Федорович, а в июле 1943 года его сменил Михаил Афанасьевич Ходов, который с апреля 1944 года стал работать секретарем Болотнинского райкома партии. Это был инициативный, с ярко выраженными организаторскими способностями человек. Михаил Афанасьевич пользовался авторитетом среди жителей района. Впоследствии, с 1952 года по ноябрь 1953 работал в Болотнинской Машинотракторной станции.
С июля 1944 по январь 1945 года председателем Болотнинского Райисполкома был Черемисин Прохор Кузьмич, который родился в 1896 году в Алтайском крае. О дальнейшей его судьбе мы ничего не знаем.
В январе 1945 года в Болотнинский район приехал председателем Иван Иванович Коврижкин. Иван Иванович участвовал в финской войне в должности политрука. В годы ВОВ – он комиссар артдивизии. В декабре 1945 года  Иван Иванович становится директором Болотнинского промкомбината, а на место председателя Райисполкома назначается, после годичных курсов Фомин Григорий Несторович., который возглавлял Болотнинский район довольно-таки долго – с 1946 по 1951 год.
В апреле 1951 года председателем райисполкома был избран Елисеев Фома Владимирович. До этого Елисеев работал в городе Болотное директором почтового ящика №1, а с 1948 года руководил сельскохозяйственным Отделом Болотнинского райисполкома. Много сил и внимания уделял Фома Владимирович укреплению колхозов и совхозов Болотнинского района. За успешное выполнение плана хлебозаготовок и освоение целинных и залежных земель он был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За освоение целинных и залежных земель». Годы напряженного труда сказались на здоровье Фомы Владимировича и в 1958 году его откомандировывают в распоряжение Облисполкома, а на его место был рекомендован Шевляков Семен Иванович. Он работал прокурором в Болотнинском районе, а после окончания партшколы стал председателем райисполкома. В декабре 1959 года Семен Иванович избирается первым секретарем Болотнинского райкома партии.
А председателем  Райисполкома становится второй секретарь Болотниского РК КПСС Рубан Александр Константинович, который руководил нашим районом до 1964 года.
С 1964 по 1969 год главой района стал Виктор Анатольевич Соловьев. Не смотря на то, что это было не так уж и давно, материала об этом человеке у нас почти нет.
После Соловьева главой района становится Александр Сергеевич Дорожкин. Александр Сергеевич  в 1959 году закончил Болотнинское педагогическое училище, работал секретарем партийной организации в совхозе «Большевик» Чебулинского свинокомплекса. Он постоянно повышал свой образовательный и профессиональный уровень. Александр Сергеевич окончил Высшую партийную школу в городе Новосибирске. 29 августа 1973 года был освобожден от занимаемой должности председателя райисполкома в связи с тем, что выехал на учебу в Высшую партийную школу при ЦК КПСС г. Москвы.
С августа 1973 года председателем Болотнинского райисполкома избран Третьяков Леонид Степанович. Леонид Степановича болотнинцы знали еще с 1970 года, когда он приехал из города Искитима и стал секретарем РК КПСС города Болотное. В должности председателя Болотнинского райисполкома Третьяков проработал до июля 1986 года, а с 6 августа его сменил Вадим Александрович Лобанов. Закончив Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, он был направлен в Болотнинскую дистанцию пути, где свою трудовую деятельность начинал мастером, бригадиром, дорожным мастером, а затем и главным инженером. В 1979 году Вадима Александровича пригласили работать в один из отделов Болотнинского райкома партии. Надо отметить, что семья Лобановых была очень уважаема в нашем районе. Отец Вадима Александровича – Александр Федорович – ветеран Великой Отечественной войны – долгие годы возглавлял военный комиссариат Болотнинского района, вел военное дело в школе, а затем возглавил районный Совет ветеранов войны и труда. Вадим Александрович Лобанов руководил районом до января 1991 года, а затем ушел работать начальником Налоговой инспекции.
Пожалуй, самые трудные годы управления районом выпали на долю Бохана Владимира Алексеевича, который встал во главе района с 1991 года. Это были годы потрясений и перестройки. Район Владимир Алексеевич знал хорошо. Здесь он родился и вырос, здесь он учился крепко стоять на ногах, здесь родились его дети и внуки.
После окончания Новосибирского сельскохозяйственного института, молодой специалист приехал в родное село и 20 лет проработал в совхозе «Егоровский». Вначале был агрономом, затем директором совхоза. Несколько раз Владимир Алексеевич избирался депутатом районного Совета, в 2001 году закончил Сибирскую Академию государственной службы.
Сейчас Болотнинский район возглавляет молодой, энергичный человек, хорошо разбирающийся в вопросах экономики и современных рыночных отношениях. Виктор Александрович Франк родился в городе Болотное, это его малая родина, поэтому все заботы и нужды жителей города и района ему так близки. В заключении сегодняшней радиоэкскурсии давайте, дорогие радиослушатели, пожелаем нашему Главе Болотнинского района Виктору Александровичу Франку терпения и дальнейших шагов по укреплению благосостояния жителей нашего района.
Директор музея Т.Н.Хомченко   

Из фонда Болотнинского музея Новосибирской области РОССИИ.

Провинциальный городок Болотное.


Рецензии