Россия почти в ВТО

Завершилась самая длительная в истории процедура вступления во Всемирную торговую организацию. Наша страна, наконец, становится ее полноправным членом. Поговорим о плюсах и минусах этого нового состояния.

В целом, вступление России во Всемирную торговую организацию улучшит имидж страны в глазах инвесторов, в первую очередь, иностранных. Однако, всех экономических проблем страны это не решит: В понятие "инвестиционный климат" входит очень много элементов. И главным образом он зависит, конечно, от нас самих – это и законодательство, и правоприменительная практика, и налоговая система, и многое, многое еще. Внятная и некоррумпированная власть, например. Что же касается членства страны в ВТО, – да, оно улучшает инвестиционный климат, поскольку дает инвесторам серьезную дополнительную гарантию того, что страна играет по общепризнанным правилам.
 
Тем временем, в России продолжаются споры о плюсах и минусах вступления страны в ВТО, которые начались уже не один год назад. Очевидно, что новые правила будут выгодны экспортерам конкурентоспособной российской продукции, тогда как отрасли, ориентированные на внутренний рынок, могут пострадать. Не секрет, что наша промышленность, вернее, те жалкие ее остатки, что еще держатся на плаву, сплошь неконкурентоспособны. Это и архаическая, запоздавшая перестроиться в связи с возросшей конкуренйией с Азией и Африкой текстильная промышленность, и автомобилестроение, застрявшее в безвремении, да и другие не лучше. Текстиль до сих пор содержался целиком на деньги бюджета, частным оставалось только присвоение образующихся барышей, что создавало невиданный простор для коррупционных схем. После вступления в ВТО распил бюджета под флагом так затянувшегося "перевооружения" текстильных фирм, боюсь, станет затруднен. Ведь беда отечественной хлопкопереработки не в том, что устарели технологии, а в том, что отрасль сырьевая, и сырье валютное и произрастает за десяток тысяч километров от места переработки, в странах знойной Азии и Африки. Дорого хлопок обходится. Текстильная х/б промышленность обречена, а что до коррупции, так они найдут альтернативные пути. В стране, где нет политической конкуренции, свободный судов и прессы, для коррупции нет преград. Так что грядущее скукоживание текстильной промышленности не такой уж и минус. Может, хоть теперь поймем, что хватит ностальгировать по временам "договоров тысяч", пора браться за ум и искать те направления, которые будут выгодными именно в нвших условиях.
 
Хотя по большому счету чистых минусов практически не существует. Ну разве можно считать минусом то, что мы будем вынуждены играть по правилам? Конечно, для некоторых соблюдение правил (например, связывание импортного таможенного тарифа и невозможность ее повышать в дальнейшем – главный «конек» адептов «текстильного кластера») – это является минусом. Но этот минус в кавычках предполагает массу плюсов, которых у России не было без членства в ВТО.

 Мы сразу можем, например, начать процедуры по избавлению от действующих дискриминационных ограничений в отношении нашего экспорта, расширятся возможности для наших экспортеров на внешних рынках, мы сможет участвовать в выработке правил международной торговли. Сырьевые олигархи будут в восторге, их прибыли вырастут в разы.
 
 Одним из наиболее спорных вопросов, согласованных лишь на финише всех переговоров, стало определение максимальных уровней государственной поддержки российского сельского хозяйства, давней ахиллесовой пяты России. В результате недавнего распада страны мы потеряли самые южные и перспективные в сельскохозяйственном отношении регионы – Украину и Казахстан, а вести сельское хозяйство в неблагоприятной для этого климатической зоне проблематично. Этот сектор экономики от вступления в ВТО много потеряет – чего только стоят решения по упрощению ввоза импортной свинины. По свиноводству есть существенные риски. Свиноводство, достаточно существенный потребитель зерна внутри страны, имеет риск сокращения поголовья и потери конкурентоспособности. Значит, мы можем потерять внутренний спрос. У нас есть также проблемы, связанные со снижением импортной ставки по рису – со 120 до 45 евро за тонну. Для рисоводов это существенное снижение уровня защиты. Есть и определенные потери, связанные с рынком минеральных удобрений. Сейчас мы покупаем их по льготным ценам, но от этих льгот придется отказаться.
 
 Но в перспективе принятые Россией ограничения по господдержке отрасли могут быть ей и полезны, это заставит переориентироваться на более конкурентоспособные производства. ВТО фактически принуждает нас менять внутреннюю аграрную политику. Это хорошо, поскольку нынешнее использование бюджетных средств во многом не удовлетворительно – ни по направлениям субсидирования, ни по их механизмам. К 2016 году объемы субсидирования у нас фактически упрутся в установленный лимит. А это значит, что надо будет перераспределять объемы поддержки – это положительный момент, поскольку вызовет развите инфраструктуры и строительство объектов глубокой переработки продукции.
 
 Соглашения между Всемирной торговой организацией и страной, в нее вступающей, согласно принятым нормам, должны быть ратифицированы ее парламентом. Поэтому эксперты не сомневаются, что в Государственной думе России споры о плюсах и минусах присоединения к ВТО будут продолжены. Хотя спорить уже поздно.
 
 Безусловно, противники есть, хотя некоторые из них просто не понимают, чему они противятся. Но помешать они вряд ли смогут, и российская Госдума за отведенное ей на это время ратифицирует пакет документов о присоединении России к ВТО, это точно..
 
 По правилам Всемирной торговой организации, Россия встанет полноправной ее участницей через 30 дней после завершение процесса ратификации всех документов. По оценке экспертов, это произойдет летом 2012 года.

Вступление в ВТО станет для нашей страны неким подобием случайного падения с борта корабля в открытом море человека, выросшего в Сахаре и воду видевшего до этого исключительно в стакане. Счастливого плавания и сто футов под килем!

Валентин Спицин.


Рецензии