76. ВИ. Агошков. Кромские лики. Стихи Раича

76. ВИ.Агошков. Кромские лики.


СЕМЁН ЕГОРОВИЧ РАИЧ.
СТИХИ

 
ДРУЗЬЯМ
...............
Не дивитеся, друзья,
    Что не раз  Между вас
На пиру веселом я
    Призадумывался.
Вы во всей ещё весне;
    Я почти  На пути
К тёмной Орковой (*) стране
    С ношей старческою.
Вам чрез горы, через лес
    И пышней,  И милей
Светит солнышко с небес
    В утро радостное.
Вам у жизни пировать;
    Для меня  Свету дня
Скоро вовсе не сиять
    Жизнью сладостною.
Не дивитесь же, друзья,
    Что не раз   Между вас
На пиру весёлом я
    Призадумывался.
Я чрез жизненну волну
    В челноке   Налегке
Одинок плыву в страну
    Неразгаданную.
Я к брегам бросаю взор —
    Что мне в них,  Каждый миг
От меня, как на позор,
    В мгле скрывающихся?!
Что мне в них?.. Я молод был,
    Но цветов  С тех берегов
Не срывал, венков не вил
    В скучной молодости…
Я плыву и — наплыву
    Через мглу  На скалу
И сложу мою главу
    Неоплаканную.
И кому, над сиротой
    Слезы лить  И грустить?
Кто на прах холодный мой
    Взглянет жалостливо?!
Не дивитеся ж друзья,
    Что не раз  Между вас
На пиру весёлом я
    Призадумывался. (1826)

***
.........................
Пересадивши в край родной
С Феррарского Парнаса
Цветок Италии златой,
Цветок прелестный Тасса,
Лелеял я, как мог, как знал,
Рукою не наёмной,
И ни награды, ни похвал
Не ждал за труд мой скромный;
А выжду, может быть – упрёк
От недруга и друга:
«В холодном Севере поблёк
Цветок прелестный Юга!»
1827

ВЫСОКОЕ (из поэмы «Арета»)
..........................
Село, село! О, как ты много
Душе тоскливой говоришь,
Душе, волнуемой тревогой!
О, как мила твоя мне тишь!..
Я помню молодые лета,
Когда душа была согрета
Благоволением святым,
Когда бывал я полон им...
Я помню золотые годы,
Когда в объятиях природы,
Свободный от мирских сует,
Я издали смотрел на свет.
И отвергал его зазывы.
Тогда поэзии порывы
Теснилися в душе моей,
Я весь был в ней,  жил для ней..
*
ВОСПОМИНАНИЕ О ДЕТСТВЕ
........................
И я имел друзей
в дни юности счастливой;
Теперь их нет,
и мне следов их не найти.
Одних постигла смерть,
другие на пути
Земном расстретились со мной
И торопливо умчалися вперёд,
и я – я сиротой
Блуждаю по земле
с душевной пустотой...
*
ПОСЕТИТЕЛЬ БЕРЕГОВ
ЧЁРНОГО МОРЯ..
......................
«Из какой вы земли
Принеслись, журавли,
Свившись вереницей дружной?» — «Мы с холодных полей
Через цепи степей
Принеслись на берег южный».
— «Где те хладные поля?
Где в снегах та земля,
За какой она рекою?»
—«Та земля далеко,
Между Волгой рекой
И Москвою и Десною».
— «Вы, друзья, притекли
из родной мне земли;
Здесь я в чуже и без крова.
О, скажите же мне
О родной стороне —
Об отчизне два-три слова».
*
  Вечер в Одессе
...................
На море лёгкий лёг туман,
Повеяло прохладой с брега –
Очарованье южных стран,
И дышит сладострастно нега.
  Подумаешь: там каждый раз,
  Как Геспер в небе засияет,
  Киприда из шелковых влас
  Жемчужну пену выжимает,
   И, улыбаяся, она
  Любовью огненною пышет,
  И вся окрестная страна
  Божественною негой дышит.
   1823, Одесса
   *   
  Прощальная песнь
в кругу друзей
......................
 Здесь, в кругу незримых граций,
 Под наклонами акаций,
 Здесь чарующим вином
 Грусть разлуки мы запьём!
 На земле щедротой неба
 Три блаженства нам дано:
 Песни – дар бесценный Феба,
 Прелесть девы и вино...
 Что в награде нам другой?..
 Будем петь, пока поётся,
 Будем пить, пока нам пьётся,
 И любить – пока в нас бьётся
 Сердце жизни молодой.
 Други! Кубки налиты,
 И шампанское, играя,
 Гонит пену выше края...
 Погребём в них суеты...
 У весны на новосельи,
 В несмущаемом весельи,
 Сладко кубки осушать,
 Сладко дружбою дышать.
 Кто б кружок друзей согласный
 Песнью цитры сладкогласной
 В мир волшебный перенёс?
 Кто бы звонкими струнами
 Пробудил эфир над нами
 И растрогал нас до слёз?
 Песни – радость наших дней, –
 Вам сей кубок, аониды!
 В кубках, други, нам ясней
 Видны будущего виды...
 Мы не пьём, как предки пили.
 Дар Ленея*) – дар святой;
 Мы его не посрамили,
 Мы не ходим в ряд с толпой.
 Кубки праздные стоят,
 Мысли носятся далёко...
 Вы в грядущем видов ряд
С целью видите высокой.
 Пробудитесь от мечты!
Кубки снова налиты,
 И шампанское, играя,
 Гонит пену выше края.
 Так играет наша кровь,
 Как зажжёт её любовь...
 В дань любви сей кубок пенный!
 В память милых приведём!
 Кто, любовью упоенный,
 Не был на небе седьмом?
 Вакху в честь сей кубок, други!
 С ним пленительны досуги –
 Он забвенье в сердце льёт
 И печали и забот.
  Трём блаженствам мы отпили,
  Про четвёртое забыли, –
  Кубок в кубок стукнем враз,
  Дружбе в дань, в заветный час.
  У весны на новосельи,
  В несмущаемом весельи
  Сладко кубки осушать,
  Сладко дружбою дышать.
Нe позднее 1825
………………………………….
* Леней – здесь: Вакх. Ленеи – праздники у древних греков по случаю нового урожая.
   
  Жаворонок
...................
  Светит солнце, воздух тонок,
  Разыгралася весна,
  Вьётся в небе жаворонок -
  Грудь восторгами полна!
   Житель мира - мира чуждый,
  Затерявшийся вдали, -
  Он забыл, ему нет нужды,
  Что творится на земли.
  Он как будто и не знает,
  Что не век цвести весне,
  И беспечно распевает
  В поднебесной стороне...
  Нет весны, не стало лета...
  Что ж? Из грустной стороны
  Он в другие страны света
  Полетел искать весны.
  И опять под твердью чистой,
  На свободе, без забот,
  Жаворонок голосистый
  Песни радости поёт.
  Не поэта ль дух высокий,
  Разорвавший с миром связь,
  В край небес спешит далёкий,
  В жаворонке возродясь?
  Жаворонок беззаботный,
  Как поэт, всегда поёт
  И с земли, как дух бесплотный,
  К небу правит свой полёт.
  Нe позднее 1838
  *
[3 отрывка из поэмы "Арета"]
......................
  [1]
Я помню золотые годы,
Когда в объятиях природы,
Свободный от мирских сует,
Я издали смотрел на свет
И отвергал его зазывы.
Тогда Поэзии порывы
Теснилися в душе моей,
Я весь был в ней, я жил для ней.
  Я помню золотые годы,
  Когда с беспечностью свободы,
  В разливе полном бытия,
  Мечтой переносился я
  В края Италии заветной, – 
  И дни мелькали незаметно;
  Тогда я счастьем был богат, – 
  Его Виргилий и Торкват
  Мне напевали, навевали...
  Но эти годы миновали,
  И что от них осталось мне? – 
  Воспоминания одне!
  И вот теперь у них на тризне,
  Ненужный гражданин отчизны,
  С охолодевшею мечтой
  Сижу безродным сиротой.
[2]
Бородино! Бородино!
На битве исполинов новой
Ты славою озарено,
Как древле поле Куликово.
Вопрос решая роковой – 
Кому пред кем склониться выей,
  Кому над кем взнестись главой, – Там билась Азия с Россией.
  И роковой вопрос решён:
  Россия в битве устояла,
  И заплескал восторгом Дон,
  Над ним свобода засияла.
  Здесь – на полях Бородина –
  С Россией билася Европа,
  И честь России спасена
  В волнах кровавого потопа.
  И здесь, как там, решён вопрос
  Со всем величием ответа:
  Россия стала как колосс
  Между двумя частями света.
  Ей роком отдан перевес,
  И вознеслась она высОко;
  За ней, пред нею лАвров лес
  Возрос, раскинулся широко.
 [3]
  Природа по себе мертва.
  Вне сферы высшего влиянья
  Безжизненны её созданья:
  Она - зерцало божества,
  Скрижаль для букв Его завета;
  Ни самобытного в ней света,
  Ни самобытной жизни нет.
  Она заемлет жизнь и свет
  У сфер, не зримых
бренным оком.
  Воображение – дитя,
  Но если, крыла распустя,
  В своём парении высоком
  Оно проникнет в глубь небес
  И там – в святилище чудес -
  У самого истока жизни,
  За гранью мертвенной отчизны,
  Упившись жизнию, творит
По дивным образцам небесным,
  Всегда высоким и прелестным,
  И даст своим созданьям вид
  Полуземной, полунебесный,
  И душу свыше призовёт,
  И эту душу перельёт
  В свой образец полутелесный,
  Полудуховный, – он пройдёт
  Из века в век, из рода в род,
  На мир печальный навевая
  Таинственную радость рая.
Нe позднее 1849

(*Книга «Певец во стане русских воинов. Стихи о ратном подвиге. Составление – Ю.Селезнёв.
«Молодая гвардия». 1989.

*Поэты 1820-1830-х годов. Т.2,
Советский писатель, 1972).

 Другие стихи см. в Интернете.


Рецензии