Эпидемия суррогатного материнства

Суррогатное материнство – это вспомогательная репродуктивная технология, когда женщина соглашается на беременность (оплачиваемую или безвозмездную) биологически чужим для нее ребенком, который будет после рождения отдан на воспитание генетическим родителям, и юридически именно они будут считаться его семьей.
В последнее время идеи суррогатного материнства находят все больше и больше последователей, конечно в основном среди довольно обеспеченных людей.
Нужно отметить, что идеи суррогатного материнства не так и новы, во все времена большинство людей мечтали о продолжении рода, о наследнике.
В своде законов царя Хаммурами бесплодная пара могла воспользоваться программой, близкой к суррогатному материнству. В частности муж при согласии жены получал право привести в дом рабыню, которая рождала от него ребенка, но при этом отцом и матерью младенца считалась супружеская пара. Рабыня же получала дополнительные привилегии и социальные гарантии, но ребенка не воспитывала, и ребенок зачастую сам не знал о своей биологической матери.
Подобным же образом ситуация обстояла в Древнем Египте, Ассирии, Палестине, Риме.  В древнем мире это был вообще единственный шанс аналогичный вспомогательной репродуктивной технологии современности, единственная возможность иметь детей при женском бесплодии.
Точно также ситуация обстояла в Средневековый период от Европы до Японии на всем пространстве материка мужчина обладал правом (при бездетности супруги) иметь детей от наложницы, при этом считая их своими законными детьми, обладающими всеми правами.
С постепенным уничтожением института рабства эти обычаи постепенно уходили в прошлое, постепенно укреплялось понятие незаконнорожденных детей (бастардов), хотя – отец обладал правом оформления их как своих наследников, если имел на то желание или необходимость.
Но наука не стояла на месте. В 1790 году знаменитый шотландский хирург и венеролог Джон Хантер (1728-1793) с целью преодоления бесплодия шприцем ввел сперму мужа во влагалище жены, осуществив, таким образом, первую искусственную инсеминацию в истории. В результате наступила беременность, и родился здоровый ребёнок. Так началось шествие по планете вспомогательных репродуктивных технологий. Почти через 200 лет после этого события была успешно применена программа ЭКО, что дало второе дыхание суррогатному материнству.
Конечно, любая супружеская пара в первую очередь мечтает не просто об общем ребенке, но и о генетически общем. Но, определенные заболевания приводят к тому, что женщина не может выносить плод, в результате этого беременность прерывается или же это невозможно, поскольку беременность несет риск для женщины в виде развития осложнений или просто летального исхода. В таких случаях и планировалось первоначально применять программу суррогатного материнства. Это была благородная цель и миссия, однако со временем приоритеты сместились.
Первоначально суррогатное материнство проводилось аналогично древнейшим методикам, т.е. суррогатная мать вынашивала биологически своего ребенка (искусственное оплодотворение производилось in vivo спермой супруга из бесплодной семьи). Однако родителями новорожденного считалась бесплодная семья, которая заключала с этой женщиной договор, оплачивала ее услуги, полностью обеспечивала во время беременности и родов.
Позднее произошло смешивание программ ЭКО и суррогатного материнства, что дало возможность для рождения суррогатной матерью детей, которые были ей биологически не родными. Т.е. при помощи ЭКО ей подсаживался эмбрион, полученный in vitro из яйцеклетки и сперматозоидов биологических родителей ребенка.
Нельзя сказать, что эта программа работала гладко. Случалось, что суррогатная мама не хотела расставаться с ребенком (особенно это касается традиционной программы, когда вынашиваемый ребенок ей генетически родной). Или семья «заказавшая» ребенка отказывалась от него ввиду: собственной беременности родителей, рождения двое или троен вместо одного ребенка, наличия у ребенка генетических или физических аномалий, рождения ребенка не того пола или же обычного легкомыслия. Но таких случаев не особенно много, чаще все противоречия удавалось разрешить, особенно в странах, где закон о суррогатном материнстве хорошо проработан и реально действует (США, Англия).
Однако в последнее время появилось достаточно много сообщений о лицах нетрадиционной ориентации, одиноких мужчинах или женщинах (которые не могут самостоятельно выносить или родить ребенка), которые хотели бы иметь биологически своего ребенка. Чаще всего это люди, обладающие достаточными денежными средствами и реализующие свое право на ребенка в Израиле или США (как странах, где наиболее упорядочено законодательство относительно данных вопросов). Постепенно дело скатывается к тому, что многие обеспеченные семьи начинают задумываться над тем, чтобы применять программу суррогатного материнства с целью рождения собственных детей. Чаще это конечно связано с запросами женщины, которая не хочет прерывать карьеру, портить фигуру, или просто не желает обременять себя беременностью и родами. А такая тенденция  - это пусть в никуда.
Религия, как основной институт этики и морали неоднозначно высказывается и относительно возможности применения ЭКО и суррогатного материнства. В европейских странах особенно жесткую позицию занимает католичество (протестантизм и православие более либеральны), в исламских странах среди алимов достаточно много разногласий по поводу дозволенности или запретности. 
Тем не менее, согласно современным фетвам часть вспомогательный репродуктивных технологий по исламу допускается. А именно те, которые соответствуют определенным критериям:
Первое. Разрешается, если при оплодотворении используются сперма мужа и яйцеклетка жены.
Второе. Разрешается, если оплодотворенная яйцеклетка от мужа и жены или полученный в лабораторных условиях зародыш спермы мужа и яйцеклетки жены помещается в ее же матку (т. е. жены), от которой была взята яйцеклетка.
Третье. ЗАПРЕЩАЕТСЯ, если есть какие-либо сомнения в том, что сперма мужа и яйцеклетка жены подменены или смешаны с семенем другого мужчины.
При соблюдении всех трех условий на наступившую беременность распространяются все остальные религиозные предписания, в том числе, установленные сроки идда или траура по причине развода или смерти мужа, кровное родство, наследство и т. п.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ категорически перемещение полученной спермы мужа и яйцеклетки жены эмбриона для последующего развития в матку посторонней женщины, даже если эта женщина является второй третьей или четвертой женой того мужчины, у которого взята сперма. В Коране говорится (смысл): «…Мы выводим вас [из утробы ваших матерей] младенцами…» (сура «аль-Хадж», аят 5).
В этом аяте Аллах сделал материнство следствием зачатия и последующего развития именно в утробах женщин, т.е., законных матерей. Материнство – это одно неделимое целое.
(часть фетвы, вынесенной каноническим отделом ДУМД)
Однако часть богословов разрешает суррогатное материнство, однако, тоже с учетом строгих критериев (но даже они оговаривают, что это крайняя возможная мера и лучше пытаться обходиться без нее):
• Суррогатная мать должна обязательно быть замужней
• Согласие мужа суррогатной матери
• Перед введением эмбриона женщина-донор должна выждать три менструальных цикла не имея половых отношений с супругом, для того, чтобы убедиться в отсутствии внутрисемейной беременности
• Все материальные расходы суррогатной матери в период беременности и послеродовый период несет отец вынашиваемого ребенка
• На родившегося ребенка и на женщину, выносившую его, распространяются канонические запреты на родственные браки, аналогичные запретам, касающимся матери и ребенка
• Женщина, выносившая ребенка, имеет право настоять на том, чтобы младенец был вскормлен ее молоком, дабы не причинять себе физические страдания и воспрепятствовать кормлению ребенка смесью.
(часть фетвы Шамиля Аляутдинова)
Таким образом, вспомогательные репродуктивные технологии по законам ислама могут иметь только очень ограниченное применение, и только в тех случаях, когда иное лечение оказывается абсолютно неэффективным. Суррогатное материнство – очень тонкий вопрос, затрагивающие сферы, в которых врачами еще не накоплено достаточной информации и вообще – вряд ли до конца может быть познана тайна материнства, а значит – он должно быть до поры до времени, если и не запрещено совсем, то крайне осторожно применяться и очень точно регулироваться.


Рецензии