Курьёзный случай на телевидении

                Курьёзный случай на телевидении

                В  лавине   телевизионных  передач  я  выбираю   то, что мне интересно увидеть и услышать. Пристрастился смотреть  телевизионное шоу «Театр + TV», где ведущими были Михаил Швыдкой, бывший в то время Министром культуры, и тележурналистика культурных программ Татьяна Суворова. Тема одной из передач, показанной  в октябре 2002 года,  курьезные случаи, происходившие с артистами на гастролях.
      На встрече присутствовали: Михаил Державин, Лев Дуров, Леонид Ермольник, Константин Райкин, Валерий Золотухин, Василий Лановой и другие артисты. В рассказываемых историях почему-то чаще всего упоминались Одесса, где можно было без труда уловить еврейский  юмор, и Израиль, куда российские артисты часто выезжают на гастроли, где русский язык почти второй после иврита, а русская  культура широко представлена. Российским артистам всегда обеспечен аншлаг и исключительно тёплый прием.
      После нескольких добрых и забавных эпизодов, рассказанных Державиным и Золотухиным, происшедших с ними во время гастролей в еврейском государстве, просит слово Василий Лановой и сообщает следующее: 
      - Недавно я побывал на гастролях в Израиле в составе труппы нашего театра. В свободное от спектакля время прогуливаюсь  по набережной Тель-Авива. Навстречу мне идёт женщина с мальчиком лет двенадцати. Узнает меня. Склоняется к подростку и говорит, показывая на меня рукой:  «Это Павел Корчагин. У нас о нём есть книга». Затем обращается ко мне:  «Вы, что уже тоже к нам приехали?».    
      Здесь у Ланового, сидящего в студии второго  телеканала «Россия», блеснули глаза, он выкинул вперед руку, пальцы её были скручены в кукиш. Свой жест он сопроводил фразой, сказанной с особо злой интонацией:  «Вот вам!!».
      От увиденного и услышанного я чуть не упал со стула. Не хотелось верить, что Народный артист СССР может сыграть такую отвратительную сцену. Откуда взялась такая злость у этого человека? Несколько ранее слышал его рассказ о незабываемых, очень интересных днях его совместной работы с режиссером  Райзманом.      
      В этой эмоциональной сцене с кукишем не всё мне понятно.  Ясно лишь одно.  Ну, не хочет артист Лановой жить в Израиле. Так туда его на жительство и не приглашают. Он  приехал,  вероятно, из корыстных намерений - подработать, не испытывая элементарного уважения к народу и стране, в которую приехал.
      Мне не ясно  к  кому относилось слово  «Вам». То ли  к незнакомой женщине, повстречавшейся ему,  в уважительной форме обращения принятого в русском языке? Не нашедший слов благодарности женщине за сохранение ею памяти о герое советской литературы, пытавшая передать внуку образ мужественного честного человека. То ли к жителям Израиля, любезно предоставившим Лановому свои сцены? То ли к евреям, проживающим на нашей планете? А может быть к Швыдкому, с улыбкой встретивший высказывание артиста?  Бог ему  судья.  Демократия. Свобода. Что хочу, то и говорю. С Лановым многое уяснил, стала понятна его толерантность.
      А вот к Министру культуры, не высказавшему своего отношения к этому выступлению, - претензия.  Возможно, не счёл уместным сделать публично замечание артисту. Кстати,  Михаил Швыдкой  не в первый раз уличён в пассивном безразличном отношении к  антисемитским выступлениям,   которые касались даже его самого. Однажды  грозился обратиться в суд, но, к сожалению, этого не произошло.  В одном из выступлений по радиостанции «Эхо Москвы» он с гордостью заявил: «Я  русский человек еврейского происхождения». Допустим. Но это вовсе не значит, что, занимая должность Министра культуры, ведущего ряда телевизионных передач, в том числе «Культурная революция», должен быть пассивным к проявлениям антисемитизма, считая себя культурным, порядочным и честным человеком. Поучая других, следует самому быть, в первую очередь, на должном уровне.
      Михаил Швыдкой многосторонне образованный, необыкновенно талантливый человек, которого Юлий Гусман назвал «пахарем», за удивительную трудоспособность, во время его работы Министерством культуры России: «золотым веком в искусстве». При всём при том мне хотелось бы спросить Швыдкого: «Антисемитизм это нормальное проявление в многонациональном  сообществе?»
     Уместно напомнить, что антисемитизм может быть выражен двумя способами: действием, способов которого предостаточно (пример Ланового) и бездействием - не желанием реагировать на его проявление (поступок Швыдкого). Мне кажется и то и другое достойно презрения.
      Жаль, что о талантливых людях приходится говорить столь негативно.
      Мне не понятно, почему руководство телеканала «Россия» не среагировало на явно не толерантный  поступок Ланового?  Передача по телевидению, которую я видел в октябре, не была прямой трансляцией, она была повтором  июньского показа. При должной оценке администрацией того, что показывается на экране, было достаточно времени, чтобы убрать из эфира  эпизод, унижавший израильтян, и в большей степени самого Ланового. 
      Я уверен, что телевидение должно воспитывать в людях элементарное  толерантное поведение  человека.
      А израильтянам я бы посоветовал  не всех привечать на Святой земле. Надо себя  уважать.
      Рассказав эту историю в кругу своих знакомых, я обнаружил не однозначный подход к моим выводам. Одни полагали, что сюжет должен быть исключён из показа. Другие, их  значительное большинство, посчитали правильнее не убирать  выходку Ланового с экрана телевизора.  Пусть большее число россиян и израильтян увидят лицо артиста.
      Увиденным я был взволнован и оскорблён. Хотел направить свою реплику Министру культуры. Но вскоре увидел другую передачу из цикла «Театр + TV», повлиявшую на моё настроение.
      Выступила Светлана Крючкова. Она запела еврейскую песню «Тум- балалайка» на идиш, четко выговаривая слова, удивительно точно переняв нюансы национального исполнения песни. Хорошо понимала, что поёт. Надо было видеть, как была воспринята артистка находившимися в студии. Большинство подпевало с удивительным задором, раскачиваясь и хлопая в ладоши. Я всматривался в  лица присутствующих на передаче Ильи Резника, Татьяны Шмыги, Лии Ахиджаковой, Людмилы Гурченко, Эльдара Рязанова, Ольги Аросевой, Светланы Немаляевой, Чехинкова, супругов Никитиных… Сергей Никитин стал подыгрывать на гитаре. Долго и от души аплодировали Крючковой, а многократные возгласы «Браво!!!», меня удивили и дали повод задуматься: «Почему не аплодировали Василию  Лановому за его рассказ?»  Исполнение еврейской песни на идиш Светланой Крючковой в студии телевидения, - это  поступок, заслуживающий поощрения. Да, да, именно, поступок. Когда на идиш поёт Иосиф Кобзон, то это понятно. Но когда это делает нееврей на центральном телевидении, то это сегодня, к сожалению, поступок.
      Мне показалось, что выступление Светланы Крючковой стало «коронным» номером той встречи. Копеечка в копилку воспитания толерантности российского человека.
      Некоторое время спустя, выступая в большом зале почитателей её таланта, Крючкова   рассказала о себе: «Родилась я в городе Кишинёве. Двор, где  жила, объединял семь еврейских семей, одну украинскую и одну русскую… Став известной артисткой, в одном из фильмов мне  была поручена роль  еврейской матери, семья которой жила в Одессе.  Когда я спросила  режиссера, как следует играть роль, он ответил: «Всё на Ваше усмотрение, вы прекрасно знакомы с еврейским бытом и знаете евреев лучше многих». Эта одна из лучших моих ролей».   
      Встреча актёров была показана по телевидению                Декабрь 2002
 


Рецензии
Прекрасная публикация! Мне всегда не нравился Лановой. Я называл его "мордочка".
Замечательный поэт Андрей Дементьев, узнав, что Лановой включён в число исполнителей на концерте, посвящённом празднованию его(Дементьева) 80-тилетия,
потребовал его неучастия за антисемитские выходки.

С уважением, М.Н.

Амушл Кабак   02.02.2014 23:25     Заявить о нарушении
Благодарю за единомыслие. О поступке А. Дементьева не знал. Благодарен ему за отношения к евреям и большую порядочность
Желаю Вам добра и благополучия. С.И.

Соломон Гройсман   09.02.2014 12:22   Заявить о нарушении