78. ВИ. Агошков. Кромские лики. Тютчев о Раиче

78. ВИ.Агошков. Кромсаие лики.



ФЁДОР ТЮТЧЕВ (1803-1873)
Из стихов, посвящённых С.Е. Раичу

ххх
И ты рассек с отважностью и славой
Моря обширные своим рулём, —
И днесь, о, друг, спокойно, величаво
Влетаешь в пристань с верным торжеством!
Скорей на брег — и дружеству на лоно
Склони, певец, склони главу свою —
Да ветвию от древа Аполлона
Его питомца я увью!.. 14 сентября 1820

ххх
На камень жизни роковой // Природою заброшен,
Младенец пылкий и живой // Играл — неосторожен,
Но Муза сирого взяла // Под свой покров надёжный,
Поэзии разостлала // Ковёр под ним роскошный.
Как скоро — Музы под крылом // Его созрели годы —
Поэт, избытком чувств влеком, // Предстал во храм Свободы...
И в мире сём, как в царстве снов, // Поэт живёт, мечтая, —
Он так достиг земных венцов // И так достигнет рая...
Ум скор и сметлив, верен глаз, // Воображенье — быстро...
А спорил в жизни только раз — // На диспуте магистра. 1827

   
ИЗ ПИСЬМА М. П. ПОГОДИНУ: (Москва. 1821)
«Говорил я, любезнейший Михайло Петрович, о Горацио с Раичем. Он согласен уступить вам свою часть. И когда вам бу-дет время, зайдите к нему. Живёт он, как вы, я думаю, знаете, в доме Муравьёва на Дмитриевке...»

ИЗ ПИСЬМА И.С. ГАГАРИНУ: (Мюнхен, 7/19 июля 1836) Однако если вы настаиваете на печатании, обратитесь к Раичу, проживающему в Москве; пусть он передаст вам всё, что я ко-гда-то отсылал ему и что частью было помещено им в довольно пустом журнале, который он выпускал под «званием «Бабочка»...

(Определение: «пустом», конечно, не соответствует действитель-ности. Тютчев хотел подчеркнуть, прежде всего, «невысокий» уровень своих произведений.)

ИЗ ПИСЬМА Э.Ф. ТЮТЧЕВОЙ (Москва. 14 июля 1843).
«Нет, я и не воображал, какие разрушения может произ-вести в бедном человеческом организме двадцатилетний срок! Какое отвратительное колдовство!.. О, что за ужас! Не могу не верить в некое страшное колдовство, когда вижу эти сморщен-ные, поблекшие лица, эти беззубые рты.

…Это мой учитель русского языка; я расстался с ним два-дцать лет тому назад, когда он был во цвете лет, а нынче это ли-шённый почти всех зубов человечек, со старческой физионо-мией, представляющей, так сказать, карикатуру на его прежнее лицо. Я никак не могу опомниться от этого удара. Излишне го-ворить, что при каждом таком потрясении сердце во мне сжи-мается и устремляется к тебе. Но и ты постареешь... И мне ка-жется, что без меня ты больше во власти этого недуга, именуе-мого временем».

В.В. КОЖИНОВ. «Несомненно, что Раич сыграл выдаю-щуюся роль как литературный деятель, как своего рода инициа-тор, родоначальник целого периода в развитии русской литера-туры и, шире, культуры. Те черты его характера и его отношения к искусству и культуре, которые оказали плодотворнейшее влияние на юного Тютчева, ярко проявились в его взаимосвя-зях со множеством молодых писателей, ученых, мыслителей, начавших свой путь на рубеже 1810-1820-х годов…»
(Журнал. «Подъём», № 1 за 1988г. //Цитируется по книге Вла-димира Власова «Заступники свободы». Тула, 1991г).


Рецензии