Какие глаза у одиночества?..

Ольга РОЛИЧ/«ЗАРЯ», г.Брест

/невыдуманные истории/

        Слово «одиночество» знакомо каждому. Будь ты бедный или богатый, стройный или хромой, слепой или зрячий, весельчак или зануда – все хоть когда-то испытывали состояние, которое называют одиночеством. С точки зрения психологии люди делятся на два типа: интроверты и экстраверты. Интроверт - это человек, который обращен внутрь себя, он изначально любит быть один и не испытывает при этом дискомфорт, а экстраверту нужен зритель (слушатель) – он постоянно стремится быть на людях.
        В силу разных обстоятельств и личных переживаний одиночество бывает черным и серым, бесцветным и цветным. Одиночество может быть «вдвоем» и «в толпе», кратковременным и длящимся долгие годы. А есть еще одиночество – Высота, «святое» одиночество. Правда, здесь уместнее употребить слово «уединение», и в полной мере оно известно людям, ведущим подвижнический образ жизни.
        Я не психолог и не буду разглагольствовать о еще одной набившей оскомину на всех сайтах, блогах и в журналах «главной человеческой беде» - одиночестве без второй половинки (которое почему-то только и связывают со счастьем). Я – журналист, и в силу своей работы встречаюсь с таким большим количеством людей, судьбы которых омрачены одиночеством, что невольно задумалась над этим вопросом… И больше всего меня удивляет то, что одиночество как состояние ненужности, невостребованности испытывают верующие люди, то есть те, кому известно о присутствии Бога («везде сый и вся исполняй») и Ангела-хранителя…
        Герои моих мини-зарисовок – реальные люди, которых я знаю (знала) не один десяток лет. Их судьбы, надеюсь, помогут найти ответы на многие «как?» и «почему?».


СЕРЫЕ

        Марине 35. Два высших образования обеспечили ей приличный карьерный рост в банковском деле. Добродушный нрав и умение общаться с людьми не конфликтуют с ее высокими духовными потребностями: она - постоянная прихожанка одного из городских храмов. На мой вопрос, чувствует ли молодая незамужняя женщина себя одинокой, отвечает немного смущенно: «Если честно, то просто некогда. Работа, друзья, церковь… А еще у меня 3 крестника, вернее 2 крестника и 1 крестница». Говоря о детях, Марина улыбается как-то по-особенному, так, что хочется назвать ее красивой… И голос у Марины мягкий и тихий – доверительный.
        Тамара Ивановна, мама Марины, с которой мы в очень хороших отношениях, все сетует на то, что нет у дочери жениха. «И характер покладистый, и за внешностью следит – всегда аккуратно и модно одета, и на беду первая откликнется, и в радости не позавидует. И куда только смотрят мужики, коль такой добродетели не видят?..»
        Но, кажется, саму Марину мамины тревоги не расстраивают. «Мое меня найдет, - уверенно говорит она. - Всему свое время. Многие мои подруги вышли замуж сразу после школы, а к 30-ти уже разошлись… В итоге – разбитые сердца, несчастные дети, расшатанные нервы. Я не хочу замуж для формы. Я хочу замуж для счастья. А счастье стоит ждать…».
        «Конечно, найдет», - мысленно соглашаюсь я, глядя в большие серые глаза светло-русой Марины. Тем более что добродетель, как сказал Конфуций, никогда не останется в одиночестве…


ОБИДЧИВЫЕ

        Тете Кате уже за 70. Маленькая, худенькая, она все время жаловалась на свое одиночество. Плакала, злилась, всех обвиняла… Старшая сестра в многодетной семье, пережившая войну, голод и страх концлагеря, изнурительные работы на советских новостройках, пьяницу мужа и смерть сыновей-близнецов в младенчестве, она так и не смогла побороть обиду, которая всякий раз вырывалась наружу то бранным словом, то негодованием…
        Злоба и осуждение – недуги души, которые рождает одиночество. И единственный путь победить обиду - простить, то есть оказать деятельную любовь. Но как сложно бывает полюбить уязвленному сердцу! Весь мир кажется несправедливым и черствым. В такие моменты и рождаются самые нелепые помыслы: «Меня никто не любит. Я никому не нужна. Всё плохо и все плохие…».
        Хоронили тетю Катю несколько человек: родная сестра, двоюродный брат, два крестника и племянники, двое из которых были сиротами – детьми ее младшей сестры, которых она когда-то могла бы  усыновить (удочерить). И как знать, может быть, на три одиночества в мире было бы меньше…


ЛЮБЯЩИЕ

        Светлана моя ровесница. Только у меня уже есть внучка, а Светлана о семейной жизни и не помышляла. Сватался к ней по молодости один видный кавалер: и умом не был обделен, и достатком. Только несерьезным ей это показалось. Так и жила одна с мамой (отец умер, когда она была еще школьницей). Окончила институт, работала по специальности. А потом решила посвятить себя служению Церкви: работала в библиотеке, пела и читала на клиросе, вела занятия в воскресной школе приходской церкви. Детей очень любила. Мне даже было странно, что она замуж не пошла, ведь могла бы быть такой замечательной мамой!..
        Об одиночестве говорит категорично: «На всё – воля Божия». Но с каким сожалением она скорбит о больных детках: и слово утешения найдет, и молитв у всех попросит… А как солнечно радуется по-детски наивному, но искреннему сочинению или рисунку своих учеников! А еще, что меня удивляет, так это ее абсолютное незлобие. Даже там, где явно человек выражает неприязнь, эгоизм и нелюбовь, и другие об этом ей говорят, она словно не видит этого. Мало того, так еще найдет причину и оправдает ближнего…
        Недавно взяла мальчика из детдома – усыновила. Малыш даже чем-то похож на свою маму Свету.
        Вот и стало еще одним солнышком больше во Вселенной Любви!


ИСПУГАННЫЕ

        Тетя Аня родилась в 1923 году, еще при Польше. В 8 месяцев чуть не умерла… Диагноз поставили «детский полиартрит с глубокими поражениями». Выжила, но осталась инвалидом. Закончила 4 класса польской школы, с 14 лет пошла к портнихе брать уроки шитья. В 1960-м приехала в Брест, устроилась работать в ателье… Всю жизнь одна.
        На мой вопрос «Хотелось ли замуж?» отвечает решительно: «Нет». Не верю и пытаюсь разговорить: «Ну не может быть, вы же и теперь красивая женщина, представляю, какой вы были в юности. Неужели не нравились ребятам?». Действительно красивое лицо 87-летней женщины озаряется лучезарной улыбкой.
        - Конечно, в молодости, когда ходила с подружками на танцы, смотрела на хлопцев, – признается тетя Аня. – Приду, бывало, в клуб, сяду на ступеньки у входа и смотрю, как танцуют… Однажды какой-то парень подошел и спросил у девчат, кто эта красивая девушка? А они в ответ посмеялись: «Красивая, пока сидит, пойдет – увидишь, какая красавица...».
        И тогда Анна решила для себя твердо: «Мне никто не нужен. Я – инвалид, а мужу нужна жена здоровая…». Как решила, так и всякое мечтание прошло. Никогда больше и не думала о замужестве. И на девчат не обиделась – правду ведь сказали: когда хромые красиво ходили?
        …Мы сидим с тетей Аней у нее на кухне и пьем чай. Она показывает мне фотографии своих родственников, рассказывает о своем палисаднике под окном, о подружках и о том, как она – инвалид
I группы, которая еле ходит при помощи палочки – старается не пропускать праздничных церковных служб, хотя добираться в центр на городском транспорте не совсем удобно…
        И так всю жизнь... одна.


ТЕРПЕЛИВЫЕ

        Александр Андриянов родился в 1956 году в Москве. В 3-летнем возрасте перенес тяжелое заболевание – туберкулезный менингит, оставивший «печать» на всю жизнь: спастический парапарез нижних конечностей (ослабление мышц с нарушением ходьбы).
        Ежедневные упорные занятия гимнастикой отвоевывали жизнь пядь за пядью. Мальчик учится в общеобразовательной школе, посещает литературные и музыкальные кружки, учится играть на гитаре, пишет стихи. После школы поступает в лингвистический институт на факультет английского языка. Окончив институт, он так и не найдет работы по специальности – в качестве преподавателя английского языка.
        Первое знакомство с церковным пением, которое состоялось в 1983 году, в возрасте 27 лет, определяет и будущую профессию Александра – регент хора. Интенсивная трудовая деятельность: службы утром и вечером, пение при любом состоянии здоровья, нервно-эмоциональные перегрузки подрывают и без того слабое здоровье Александра. К декабрю 1994 года Александр уже не мог преодолевать ступени храма… Через год начались нарушения речи. А еще через пару лет Александр передвигался уже в инвалидной коляске.
        За это время он освоил компьютер, написал почти всю Литургию (за исключением ектений) и часть Всенощного бдения. Что-то из написанного понравилось московскому духовенству и его произведения стали звучать на службах в храмах прпп. Зосима и Савватия Соловецких в Гольяново, Казанской Божией Матери на Красной площади и свт. Афанасия и Кирилла Александрийских на Арбате.
        Болезнь прогрессировала. Уже практически парализованный, набирая плохо слушающимися пальцами, он мне писал в письме: «Я тяжело болен, но одиночества, слава Богу, не испытываю. Точнее, оно меня не тяготит, а, напротив, помогает… Очень помогает мысль, что Господь всё видит, и если попустил это состояние, то оно для меня в данный момент необходимо. Сам Христос его испытывал (пусть на секунду!), так неужели нас минует сия чаша?».
        …Ушел из жизни Александр 2 октября 2009 года, оставив после себя два сборника философских и духовных стихов и Акафист преподобному Пимену Многоболезненному.
        ...И претерпевый же до конца, тот спасен будет.





© Ольга РОЛИЧ, г. Брест, 2011

   Публикации:
- обл. г-та "Заря" /Беларусь/ - 17.12.2011 г.
- на сайте консервативного женского журнала /Россия/ -   http://www.matrony.ru/kakie-glaza-u-odinochestva/
- журнал "Самарянка" /Украина/ - № 2/2012 г.


.


Рецензии
Трогательно, проникновенно написано о самой незабываемой боли души - одиночестве! Одиночество - это постоянная память сердца о том, что ты никому не нужен.
Мне приятно, что мы одинаково неравнодушны к боли души одиноких сердец! Мои рассказы: "Одинокая вишня", "Я тебя ждала", "Пепел одиночества", "Стенной шкаф", "Там, где меня нет", - перекликаются с Вашими миниатюрами.
Буду рада Вашему визиту!
Всех земных благ ВАМ!!!
С уважением теплом.
Евгения.

Евгения Козачок   02.07.2013 06:39     Заявить о нарушении
Благодарю, Евгения, за отзыв... Только мне показалось, что Вы не совсем правильно поняли мою Мысль.

Ваши рассказы обязательно прочту (при наличии свободного времени)...
пока прочитала только "Одинокую вишню"... но она никак НЕ перекликается с историями моих миниатюр-"одиночеств"...разве что только в плане жизненности: и мои, и Ваши рассказы (я надеюсь) написаны с "натуры"...
И как же важно - в любом случае - когда рядом есть хоть одно любящее сердце.

Спасибо Вам еще раз. Не прощаюсь...
Взаимно и искренне желаю добра и радости о Господе,

Ольга Ролич   01.07.2013 16:25   Заявить о нарушении
В моих, вышеперечисленных (кроме "Пепел одиночества"), рассказах - реальные события.
А на счёт одиночества о "Какие глаза у одиночества", простите, я не всё правильно поняла.
Светлых дней и счастья ВАМ!!!
С уважением и теплом.
Евгения.

Евгения Козачок   02.07.2013 06:38   Заявить о нарушении
Оля, привет.... Извини, что таким образом выхожу на связь. У меня к тебе такая просьба - жена поет на клиросе , регент. Ищем ноты византийских распевов,вечернюю, утреннюю, праздничную службу, осьмогласие (хотя бы тропари и кондаки)... Может, сайты дашь? Или адреса книжных магазинов?

Григорий Спичак   04.09.2014 23:43   Заявить о нарушении
Здравствуй, Григорий! извиняю)) насчет византийских распевов.... наш регент пользуется в основном партитурой для смешанных хоров, я спросила у нее адреса сайтов: kliros.ru и enotka.com - посмотрите, может, там что-то найдете.

Ольга Ролич   07.09.2014 11:17   Заявить о нарушении
Премного благодарны))))

Григорий Спичак   07.09.2014 14:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.