Беседы с мудрецами Ральф Уолдо Эмерсон

Сегодня, 25 мая, день рождения  американского писателя  Ральфа Уолдо Эмерсона (1803 –1882). Поэтому к нему мысленно обратился наш медиум и взял у него интервью:


М. – Уважаемый мистер Эмерсон, Ваша долгая жизнь, вероятно, многому Вас научила. С возрастом накапливается опыт. Значит ли это, что мы поневоле становимся умнее?

Р. Э. – Годы учат нас многому, о чем знать не желают дни.

М. – Но люди, как правило, живут своими радостями и бедами изо дня в день.

Р. Э. – Жизнь состоит из того, что человек думает в течение всего дня.

М. – В наше рыночное время люди главным образом думают о деньгах – где бы их достать побольше.

Р. Э. – Деньги часто слишком дорого стоят.

М. – Конечно, иногда ради них люди теряют совесть, покой, здоровье, а иногда и жизнь. Тем не менее, они позволяют исполнить все желания, достигнуть высот власти и даже величия.

Р. Э. – Самый великий человек в истории был самым бедным.

М. – Как видно, его последователи не слишком стремятся ему в этом подражать.

Р. Э. – Быть великим – значит быть непонятым.

М. – Вы правы. Недаром сегодня специалисты и журналисты спорят о судьбах и значении многих исторических личностей и никак не могут прийти к соглашению. Возможно, история как наука еще не сложилась?

Р. Э. – В сущности, никакой истории нет; есть только биографии.

М. – Часто, читая биографии выдающихся людей, с горечью убеждаешься, что жизнь у них была тяжелой, современники их не понимали, достоинств не ценили; признание пришло посмертно. Иногда их, правда, поддерживали друзья. Но тоже редко. Так что при жизни они от людей не видели никакой благодарности за свой вклад в интеллектуальную копилку человечества.

Р. Э. – Единственная награда за добродетель – сама добродетель; единственный способ иметь друга – быть другом.

М. – Кого Вы называете другом?

Р. Э. – Друг – это человек, при котором можно думать вслух.

М. – Но даже и с таким человеком не всегда стоит делиться сокровенным – ведь обстоятельства могут измениться. Возможно, некоторые мысли надо держать при себе?

Р. Э. – Вы сможете позаботиться о своей тайне лучше, чем кто-либо другой.

М. – А вот влюбленные обычно доверяют друг другу свои тайны – ведь им кажется, что любовь вечна.

Р. Э. – Любовь временна и кончается браком.

М. – Разве, став супругами, люди не делаются еще ближе?

Р. Э. – Большая часть мужчин и большая часть женщин имеют на одного супруга больше, чем надо.

М. – Что Вы говорите! Если люди имеют основания верить друг другу и ведут себя достойно, их брак может стать счастливым.

Р. Э. – Никто не говорит правду и не живет праведно две минуты подряд.

М. – Тогда, конечно, возможны неприятности.

Р. Э. – Мы закипаем при разных температурах.

М. – Чтобы вообще не закипать, а всегда оставаться в добром расположении духа, надо, как считают некоторые, во всем уступать ближним и ничего от них не требовать. Как говорится, да не оскудеет рука дающего.

Р. Э. – Мы не до конца прощаем дающего. Рука, которая кормит, может быть и укушена.

М. – Вот это очень обидно. Как же следует жить, чтобы сохранить душевный покой?

Р. Э. – Людей следует принимать небольшими дозами.

М. – Как верно Вы сформулировали эту мысль! Вы, видимо, о людях в целом не слишком высокого мнения?

Р. Э. – Общество – это лечебница для неисцелимых.

М. – Вы повторяете слова А. Шопенгауэра, который сказал, что «мир – это госпиталь неизлечимых».

Р. Э. – После автора хорошего изречения на втором месте стоит тот, кто первым его процитировал.

М. – Ну, кто там был первый, кто второй, неважно. Дело в том, что мы все равно живем в этом мире и в этом обществе, и надо как-то приспособиться. Для этого, мне кажется, следует хорошо учиться и получить высшее образование.

Р. Э. – То, чему мы учились в школах и университетах,– не образование, а только способ получить образование.

М. – Согласен. А как узнать, что человек воспользовался этим способом?

Р. Э. – Признак хорошего образования – говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами.

М. – Ну, это редкий дар. Обычно приходится наблюдать, как специалисты,
беседуя между собой перед широкой аудиторией, стараются о любых, даже не самых труднодоступных предметах, говорить на языке терминов. Отделяя себя, таким образом, от этой самой аудитории. Но оставим это на их совести. Образование еще не воспитание, и учиться хорошим манерам тоже необходимо для жизни в обществе. Хорошо воспитанный человек имеет какие-то преимущества, как Вы считаете?

Р. Э. – Хорошие манеры – это то, что позволяет умному держаться на расстоянии от дурака.

М. – Вы так думаете? Не всегда это получается. Вот вежливость, кажется, ничего не стоит, а многие тратят ее слишком экономно, особенно общаясь с близкими. Может, она представляется им пустой тратой времени?

Р. Э. – Жизнь не настолько коротка, чтобы не хватало времени на вежливость.

М. – И вполне достаточно времени на то, чтобы сказать другим доброе слово, похвалить их достоинства и достижения, поблагодарить за услугу, наконец. Почему это нечасто происходит?

Р. Э. – Есть люди, слишком хорошие для того, чтобы портить их похвалой.

М. – Вот оно что! Значит, портить похвалой следует только людей неприятных и негодных. Чтобы совсем их растлить и так искоренить зло. Теперь все прояснилось. Раньше это просто не приходило в голову.

Р. Э. – Люди видят лишь то, что готовы увидеть.

М. – Спасибо, уважаемый мистер Эмерсон, за интересные ответы. В завершение нашей беседы хотелось бы услышать от Вас что-нибудь жизнеутверждающее, чтобы наши возможные читатели прониклись оптимизмом.

Р. Э. – Мы умнее, чем нам кажется.


С этими словами дух нашего замечательного собеседника нас покинул.…


Рецензии
Умеете же Вы выбирать собеседников, Елена! Возникает мысль: как сильно отличаются американские писатели девятнадцатого века от своих "наследников" века нынешнего.И вся культура, которая могла бы стать полноценной, тоже. Обычно на переход культуры в стадию цивилизации нужны века, а тут все случилось так скоро...
Благодарю за Ваш творческий труд!

Ирина Дмитриевна Кузнецова   25.05.2023 09:51     Заявить о нарушении
Да, были люди! Благодарю за отклик.

Елена Пацкина   25.05.2023 13:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.