Пещь Ра

«Пещь Ра»,
 или как я в русской печи мылся. После Хлебов.
Средний Урал, 70е года.

   Наш командир, когда не в части мы,и не на неделю, иногда нас отпускал до вечера. В лесу грибочков,ягод посбирать, на речку-озерцо – рыбёшек потягать. И тем, кого отпустит, хорошо, и, если есть «улов», на камбузе подспорье. Командир в поездках называл так кухню. Иногда даже – в деревеньку отпускал, но здесь по одному, ну очень редко. Помочь кому из стариков по хозяйству, домашних щей поесть и пирогов. Условие одно – на место вовремя и «без проблем».
    От «точки» до деревни небольшой – восемь километров «рысцой» обычно пробегали. Всегда найдётся там работка нам.
Как закончим-сладим дело - пироги да щи,да каша уже готовы.
И самовар! С вареньм-мёдом шанежки…  Домашние пирожки – не то, что «армейский паёк»… Иногда и банька по такому случаю протоплена у хозяев. А если в пятницу ты  «на Хлеба» попал..! Таких Хлебов я не едал нигде и никогда потом. Мечтаю весь процесс, что рассказали нам и показали, у себя  на даче повторить «по всей программе». Наверно только Хлеб… Полностью включает и сбор росы, и в печи мытьё, точнее – прогрев, леченье, набиранье сил…  Ладно, суть, по пунктам. Хотя начну я «с бани».  Для этого печь не всякая годилась. Для Хлебов – особая нужна. Да и  любая русская, что ладили печных дел мастера. А вот, чтоб париться и мыться  в ней – нужна большая печь, чтоб мог поместиться там любой из взрослых, да ещё хотя бы один ушат, специальный, липовый, довольно узкий, но всё ж… где травы, веники и мёд запарены «для духа» и здоровья.  Сначала печь топили. Долго, жарко.  Только ольхой или берёзой. Дрова другие  – в другие дни. Потом, когда очистят от углей, золы – Хлеба! На всю «седмицу». Для гостей  и для семьи.
Лишь только после, когда Хлеба готовы, на скамью поставлены «созреть»,и холстом специальным, «Хлебным», покрыты, печь готовят для мытья: вдвигают широкую доску… Опять из липы – сидеть на ней, чтоб «не прижарить», ушат со взваром банным и вениками. Для «хворых» и в особых случаях – специальным тестом обмазывают тело… и в печь! На голову всегда или платок повяжут,или «банный чепчик», чтоб не угореть. В такой печи,где удалось два раза мне прогреться-пропариться,два ушата по краям, а посередине, сидя – я.
Первый раз без теста… С трудом залез,чуть обжигаясь,везде  без навыка – никак),  уселся меж ушатов. Над головой пространство – можно с веником рукой подвигать. Махать, как в просто бане, не получится, а протереться – в самый раз. В одном ушате – чистая вода, в другом – довольно крепкий, духмяный взвар из трав и мёду,  не только мыться, даже пить возможно. Хотя питьё, специальный жбан, чтоб «дыхальца» открыть  на коже, дали перед печью. Веники, берёзовый,дубовый в ушате со взваром. Прогрелся чуть, протёрся пару раз берёзовым, он вместе с взваром помогает «дыхальца» открыть. Жар в печи со всех сторон,и даже снизу,хоть «на лопате» липовой сижу… Если бы ни взвар и ни вода, которой обтирался – наверно спёкся б… В конце обязательно дубовым веником протереться – «дыхальца» закрыть. Конечно, если в печь один раз забрался. Старики по два,по три раза… дубовым всегда в конце. Баня у этих стариков есть, великолепная баня!«По чёрному»! И дух в ней – сказка! Мы там несколько раз парились… А вот в печи пропариться – особый случай…
     Вылез.Розовый… На улице холодною водицей облился… Закутали не вытирая в простынку,и чай с малиной- мёдом из самовара… Пока весь пот не вышел. ДВА ВЕДЁРНЫХ САМОВАРА-ОДИН «ВЫДУЛ»!!!
    Выжмешь простынь,снова чай… А пот ручьём! Потом – как выключили воду! Сухой!И вытирать нечего – сухой.
- Теперь энергично оботрись, и можешь одеваться. Хорошо держался, молодец.Постарайся  ещё разок прийти в следующую пятницу к Хлебам, да чуть пораньше. С командиром договорюсь, тебе очень надо. Тесто приготовим для тебя. – Какое тесто?
И зачем?
    -А «хвори» убирать, малёхо накопил. И даже всем здоровым хоть один раз в три годочка надо. На родниковой, чистой водице,а если есть возможность на утренней зорьке росу собрать холстами с разнотравья,с лугов цветущих, хоть чуть-чуть.
   Обмажем тело,в печи без веников и шаек посидишь,пока тесто коркою не станет.Вылезешь– отколупаем аккуратно,под дерево,  под дубочек, что вместе мыс тобой посадим – закопаешь, и будешь хоть куда! В следующую пятницу действительно командир меня отпустил. Одного.Пришел с утра,дрова колол в начале. Хорошо пошло, легко, азартно даже. Воды из криницы принёс. У них колодец есть с «журавлём» почти что рядом с домом, но иногда,
и для Хлебов, и в особые деньки нужна вода из родника.
    А криница – под горкой родничок, что в сруб из лиственницы одели много лет назад их деды… Монет серебряных на дно, камней кремнёвых, кварцевых, прозрачных… Закрыта крышкой, водопадик, ручеёк. Вокруг шиповника кусты, сирень чуть дальше, сосны и берёзы. Поодаль – мощный дуб на горке. Скамья под ним. Иконка… Набрал воды бадью…
    -Ну, садись под образа, внимательно посмотрим на тебя, а ты – пока ни звука… Долго оба старика – хозяин и хозяйка, в глаза смотрели.Внимательно,по доброму… НО ГЛУБОКО. Друг другу–Готов Хлебами с нами вместе он заняться? -Готов… А тебе сейчас на улице польём водицы  на руки – умыться. И будем вместе Хлеб Творить. Шестнадцать  караваев… Потом и тебя «испечём».
    – Как это – испечём?!! Совсем? – удивился я. – Обмажем тестом вон из того глиняного горшка, и – прогреться в печь.
На этот раз без веников  и без воды. Вылезешь – снимем корочки
и закопаем  под дубком. Покажем где. А потом – трапеза.
Как заново родишься.
– Ну, тогда ладно. Про Хлеба расскажу потом. Сейчас–про «Ивашку под простоквашкой»,то бишь–меня «в кляре»…
     …Хлеба готовы.На лавку положил,хозяйка и хозяин их ВМЕСТЕ рушниками вышиваными закрыли. Не тем, что в прошлый раз,а отдельно на каждый.
    Разделся под пенье странное, протяжное,но радостное.Обмазали довольно густым тестом всего, кроме головы,даже лицо. Аккуратно залез в печь - «Бабушка на лопату саживала, в пещь налаживала…» Её,пещь,прикрыли, оставив пару щёлок.Ощущения странные–тесто стало стягивать меня,как выжимая пот иль соки лишние.И здесь же наполняя лёгкостью и силой. Намного легче было,чем в прошлый раз, хотя жару больше.
(ПЕЩЬ – старые так выговаривают…)
   Старики поют – торжественно, как гимны… молитвы, странные слова … не помню, но по русски… странным выговором…
Открыли. Вылезаю,как в латах весь.
                И!Удивление...
    Горенка полна девиц! В одеждах старинных,в кокошниках… Поют:-Сокол наш ясный родился,Кожу в печи поменял… Снимают «латы» из теста,в деревянную кадку кладут. У меня в голове… лёгкие вихри… Перед глазами радуги… лентами плывут в такт пению… Ничего не понимаю,и не двигаюсь… Всё тесто- корки, сняли. Старик меня обтёр рушником,помог надеть рубаху до колен,а бабуля с поклоном подаёт глубокую глиняную миску с молоком:- Испей, добрый молодец,наберись сил.
     Вкусный напиток. Кроме молока и мёду в нём растёртые орешки кедра и ещё что-то… (...)


Рецензии
Часть гимна-молитвы, что исполняли Старцы,
когда «Ивашку под простоквашкой» готовили...

...Ой, да на ЗОРЕ, да на Зореньке,
С трав, да духмяных, да на полюшке чистом,
Полотном, да льняным, самотканым
РОСЫ чисты сбирала, В Туесок отжимала.
Ой, ты РОСОНЬКА, РОСА, Силу дай
Для замеса с травами, мучкой, водицей…
Чтоб болезному Здравье, да вернуть
Полной Мерою, Полной мерой Святою…
Для мучицы целебной злаки разные брала,
Цветы, травы, коренья в нужный срок собирала…
Чашу зрелого мёда, да пыльцы разнотравья
В тесто я затворила с Молитвой, со Словом…
Ой, да на ЗОРЕ, на Зорьке Пещь-Ра жарко топилась,
Да не просто топилась – с приговором – ольхою.
Топись Пещь-ра, ты жарко, прежарко,
Пламя, будь ты целебно и мягко.
Накопись ты в той глине, из чего ЛОНО Пещи…
И лучись Силой Благою, Силой живою,
Изгоняя все хвори… из болезного тела,
Проясняя все мысли, очищая все чувства…
Как появятся угли, разгребём их до края.
И хворобного тестом мы обмажем целебным.
В ЛОНО Пещи задвинем на липовой досточке.
Чтобы Жар Пещи и целебное тесто всю хворобу забрало.
Всю хворобу спалило, Жизни силушку дало.
Напитала дитятюшки ЖИВОЙ! Новой Силушкой, Силой.
И Лучами от ЛОНА, Жарцелебным от углей,
Соками Теста, что с Любовью-Молитвой творила…
Как возьмётся всё коркой, того, кто
Вновь Родится С Огнём-Пламенем Жизни,
Из Пещи потихоньку достанем…
Корку, взявшую хвори, с него соберём.
И потом вместе с ним, обновлённым,
Дав ему Новое, тайное имя, под Дубовый Росток
По весне закопаем-посадим, Святою Водицей полив.
Пусть ростёт Тот дубок в Могучий Дуб родовой…
Был когда-то «он» хворый, болезный.
Теперь – Вновь Народился! С Новой Судьбой!
Сам теперь помогай и Природе, и Роду!
Стань Защитником Жизни, Любви и Миров!
Стань Опорой Семье, Продолжателем Рода,
Для Земли стань садовником славным,
Для Потомков стань Хранителем Жизни и Знаний.
А Для Предков – Хранителем Памяти их…

Владимир Зуев 5   24.01.2019 13:57     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.