Белые ночи или серые рассветы

   Теперь  я просыпаюсь рано. Теперь – это, как только вышла не пенсию. А ведь мечтала: «Спать будуууу… «  Увы,  не спится! Потихоньку выползаю на кухню, завариваю кофе.  По моей пенсии -  кофе – это громко сказано, скорее  всего,  суррогат. Я не любительница сладостей, от них один вред , а трата большая , но я  позволяю себе утром кофе с  прозрачным ломтиком лимона и ложечкой сахара.   Кофе для меня – ритуал.  Способ уйти   в «нирвану». В  настоящей нирване,  как утверждают,  пустота , а душа блаженствует, но если пустота, то  от чего   блаженство? Это понять под силу философам, а на меня, в этой самой «нирване»  находят  разные ненужные размышления и воспоминания, какие- то нелепые анализы и сравнения.
      Моя подружка подарила мне на 8 марта  кофе в зёрнах. Сама смолола и заварила  особым способом. Только вкуса я не поняла, да и  гуща раздражает, к тому же я не избалованная изысками.   Только хлебну - слышу  кофейный  запах  из детства. Мы тогда пили кофейный напиток , вы уже не помните,  продавали его в картонной коробочке, на ней  был нарисован ячменный колос. И цена соответствовала,  и написано было честно , что это напиток из жженого ячменя.  А запах!!!   Позже -  доставали  кофе растворимый . Эта шести рублёвая  коричневая  жестяная баночка  – дефицит, а  к кому не заглянешь в гости, у всех есть. Помню,  начнут угощать и спрашивают,  как в «лучших домах Лондона»: «Тебе кофе или чай?» Чай  предлагали  только индийский в жёлтых коробочках со слоном.  Сомнений не было:  и чай, и кофе - настоящие.  Мы  в то время  не сомневались ни в чём. Всё, что у нас – самое настоящее и самое правильное.  А  если что-то  в газете напечатано, это истина в первой инстанции.
     Теперь я сомневаюсь даже в своих воспоминаниях,  как будто бы не  я жила, а, может, это моя прошлая жизнь до перевоплощения. (Каких только не развели философий. ) В голове всё  смутно, отрывочно, зато  в огромном количестве и , главное, бесплатно. Правда, и прожить на них нельзя , никто не купит. Да,  и что  это за воспоминания?  Не было на моём жизненном пути ни знаменитостей, ни особенных событий. Время пробежало год за годом. Где-то там в Кремле, в такой же,  как сейчас,  почти  неизвестной Москве, хотя  мы  и ездили  в Москву не раз  в отпуск, менялись правители, иногда проходили денежные реформы, которые не касались нас никаким боком, денег лишних у  нас  никогда не было.  Но цены «стояли  как вкопанные» и, получив за «долголетие», а потом  стали называть это  тринадцатой зарплатой или отпускные ,  мы тут же  тратили их на одежду, обстановку  или уезжали  куда – ни будь  в отпуск.
      Мой кофе готов и я сажусь  у окна  в  старое кресло - качалку. Кресло   не скрипит, хотя  очень старое , как и я, из того  прошлого. Не скрипит , наверное,  потому, что там  было   всё  прочным, надёжным , как теперь говорят,  стабильным.   Ещё очень рано,   стараясь не шуметь,  покачиваюсь и маленькими глоточками попиваю из большого бокала.  Люблю и чай,  и кофе  горячий,  к тому же не хочется вставать, подливать и нарушать течение моих мыслей-воспоминаний.  Если бы  увидела моя подружка , сказала бы : »Совковская»  привычка. Когда она приходит,  вынимаю кофейный набор ,мне его на очередной юбилей подарили. Теперь  не   помню, на который. 
       За окном как будто провисла   серая кисея - полупрозрачная ситцевая  ткань , затуманила весь  обзор.  Только  кое – где просвечивают  размазанные желтоватые пятна - свет от окон  дома, что  стоит напротив.  Кому-то и там не спится.  Самого дома ещё не видно, но  перед  ним тёмные высокие  тени  - это   тополя.   Я их называю великанами-пехливанами. Они прикрывают окна от любопытных.  Верные  стражи и , кажется, стояли так вечно.  Однако, они   меняют свой облик  по временам года.  Весной – молодые, весёлые, летом  бушуют  от избытка мощи, осенью  смиренно сбрасывают листву и  спокойно засыпают на зиму. Хорошо им -  поспят и снова зацветут весной.
     Уже светлеет, кисейная занавесь  спадает с дома напротив,  и он  омрачает  мой  романтический  настрой -  обшарпанная  девятиэтажка.  Я отвожу взгляд чуть вправо - и вот вознаграждение – настоящая роскошь. Вот это  подарок , так подарок!  Заняв почти четверть двора  и свесив с высоты большущего роста пышные ветви - косы,  стоит ива. Может быть , не спорю,  в  Гаване  или в Арабских Эмиратах- экзотичные красоты,  но эта ива умиляет меня каждое утро и я играю сама  с собой- делаю вид будто вижу её  в первый раз.
    Я исколесила почти весь Советский  Союз  от самой южной точки – города  Кяхты до северного  портового города  Тикси и  от азербайджанского города  Баку на Каспийском море  до Владивостока. Какие просторы! Необъятная тайга! Мощные мосты и туннели!   Не  примите за  пафос ,но  и вправду мы ощущали гордость , что именно здесь родились и такого больше нигде нет.  Вдруг подумалось ,неужели я  не  видела или просто не замечала  такой пышной , такой роскошной ивы?  Ну, просто  Кустодиевская  купчиха. Сейчас осень -ива  грустная и  поникшая. О т уличного фонаря падает  неяркий свет.  Мерцают, мельтешат  тысячи искр, как  будто  светлячки носятся вокруг  обречённо провисших  ветвей.  Может быть,  это  добрая Фея пытается вернуть к жизни красавицу, заколдованную   осенью.  Но злые чары осени побеждают, и с каждым днём  ива блекнет. 
   Сейчас, будучи в   зрелом возрасте ( не хочется говорить в старости)  я останавливаю  свой взгляд  и наслаждаюсь  красотой   тополей,    переливами  волн , заревом заката, и  вот сегодня, почему   так встрепенулось сердце от печального вида  ивы?  Правду  говорят,  что и в старости есть свои плюсы.  А там, «в прошлой жизни»  - марафонский бег. Учёба,  книги, книги…  Работа, семья, и снова книги, работа… А ещё была страсть каждый отпуск  куда-нибудь «махнуть» .Я  родилась на берегу Каспийского моря , в красивейшем городе Баку. Солнце, море , фрукты… что ещё надо для прекрасного отдыха. Но нас тянуло посмотреть «Мир». 
   Только вчера мне случайно попался на глаза небольшой рассказик молодой женщины , где она вспоминает , как ездила  она в детстве  с родителями к  морю в « совковом» поезде. Что-то внутри у меня перевернулось от этого уничижительного слова .  И мы ездили. Да не в мягких вагонах , а в плацкартном , позже  в купейном (  вполне могли себе позволить).Но  ведь -ездили. Всей семьёй, снимали квартиру на время. Как-то  мы поехали  в Москву и в Ленинград  специально , чтобы бы дети увидели столицы.  Нам с сестрой хотелось  и  по магазинам пробежаться , а детям  только по музеям.   И мы их  отпустили одних  Я  положила в кармашек рубашки сына (тогда ещё девятиклассника) деньги, листочек  с  адресом и телефоном ,пристегнула изнутри  булавочкой и он с младшим  братом  поехал гулять по Москве. Прошло часа три, после ЦУМа мы с сестрой усталые и голодные уселись  на скамейку отдохнуть и, что вы думаете , мимо шагают наши детки. Они , конечно же, как и мы  не ели и не пили, зато побывали  в музеях , а мы с сестрой  «достали» зимние сапоги. Да тогда было в ходу слово «дефицит».  Почему? Об этом разное пишут политики , экономисты и каждый со своей точки зрения  и , как велит совесть . 
    Когда мы  в 90 ые застряли на двадцать  лет в Комсомольске-на-Амуре, я знала   тех , кто  родился и вырос за это время.  Многие так и не побывали  не только в  центральной России , но и  не видели столицу своего  края. Вагоны остались те же «совковские» , а цены…???
   Однако,  большая часть интеллигенции зачастила в Китай, нет не приобщиться к древней культуре , а за   китайским ширпотребом.  Они  привозили неподъёмные  баулы и  торговали  на открытом  рынке и это при 40 градусном морозе. До боли жалела  я этих женщин. Их лица , ещё недавно светящиеся от сознания своей необходимости на культурном поприще, почернели от  мороза, кофе , сигарет.  Не все смогли выдержать конкуренцию, многие так и остались на рынке, но уже в качестве продавщиц  у хозяев. Кое-кто сумел выкарабкаться, и открыли лавочки, магазинчики. Их трудом,  наконец-то , население вылезло из серого драпа и сукна. Мы нарядились в яркое , мода менялась каждые полгода . Конечно, жаль, что натуральные изделия постепенно исчезли из обихода( кто-то может себе позволить). Зато  современно ,весело, радует глаз  изобилие.
     Я не думала , что так надолго задержусь на «северах»   но пропали все сбережения и ,к тому же,, отменили "ветеранство" по стажу , пришлось продолжать работать. С эти мне здорово повезло. Тогда остановились почти все заводы. Говорили , что обанкротились, хотя я свидетель,  как их "банкротили". Выгоняли на улицу людей не достигший пенсионного возраста , а потом набирали  по найму без социальных льгот.  Ввели  талоны на продукты и, в то же время,  эшелоны с продуктами стояли в хладокомбинатах не разгруженными.  В стране  пошёл развал , неразбериха,  рубили «по живому» управленческие связи.
  Позже мне, всё-таки,  удалось вернуться в  Краснодарский край  - здесь свои условия . есть льгота .  Всего-то 40 лет трудового стажа и ты - ветеран. В этом был свой курьёз:  чтобы   выйти на пенсию в 55, и при этом заработать 40- летний трудовой стаж, я  должна была бы пойти работать с пятнадцати лет.  А годы учёбы, а  рождение детей…?  Мне повезло, - не сократили, и я набрала 45 лет непрерывного трудового стажа.
 Нет я не грущу  по этому поводу и не в обиде,  наоборот , очень рада, что удалось поработать до старости.  Ведь в   90-ые годы  пропали все наши сбережения, а  мы работали на «северах» и мечтали вернуться на свою  малую  родину, к морю, об устроиться и поездить по столицам, приобщиться  к культуре.
   А ива за окном   печалится , она не знает , что зима пройдёт и вернётся с весной её красота.
 Жаль , что  мне   дано самое грустное из всех знаний - всё пройдёт и ничего не вернётся.
 Уличный фонарь ещё не погас. В голове назойливо завертелась   строчка : «Улица, фонарь, аптека… «,  «Улица, фонарь, аптека…»
Из -за крыши появляется и сползает по стене дома  первый  застенчивый  луч рассвета. Как назло,   растягивается  прямо перед моим подъездом, высвечивая выщербленный асфальт, выемки, грязный   серо- зелёный фасад девятиэтажки,  напротив.  Только что в  своём воображении  я представляла , что там  под тенью  тополей-великанов  затаился  древний замок султана  с плоской  по-восточному   крышей .
    Девятиэтажка, так девятиэтажка -  я не в претензии: по сравнению со «скоростными  деревяшками»-  вполне,  сносное жильё.. Люди до сих пор живут в деревянных  двухэтажных трущобах. Народ называет  их «скоростными», так как строили их очень быстро из дерева и  шлака -  надо было срочно обеспечивать население  жильём , а  эти  дома были тёплыми ,  с большими комнатами,  с кладовкой  и даже  со всеми удобствами. Когда- то в молодости и мне пришлось пожить  в таком доме  в  городе Могоча .  Могочинцы  шутили , что бог создал Сочи , а чёрт Могочи- такие там стояли морозы и страшные ветра. Но ничего, не замёрзла. Однако,  к тому времени эти дома  уже простояли лет 40, да  с тех пор прошло ещё столько же:  дома совсем   обветшали, канализационные сооружения замёрзли и разрушились,  все «удобства»  перешли во двор. При 40, а в Якутске и при 50 ти - градусном морозе  пользоваться этими удобствами  в «кайф».
       В хрущёвские времена  стали переселять семьи  в пятиэтажки , а позже – в девятиэтажки.  В эти годы в стране развернулось огромное  строительство жилых домов.  Вспоминаю, сколько было радости , когда в моём  коллективе не осталось ни одной семьи, которая  бы не получила отдельную  квартиру.  В строительстве ввели хозрасчёт, бригадный подряд  и, как грибы вырастали  микрорайоны.    Сейчас «новые русские»   насмешничают, презрительно  обзывают  пятиэтажки-  «хрущёбами»   Однако, скоростные так и не поломали. Они  заселялись при молчаливом согласии городских властей неимущими, выпускниками детских домов и бомжами. Самое интересное , что до сих пор  эти развалины есть   во всех городах, стоит только чуть  пройти от центра  в сторону. С жителей взимают квартплату,  в том числе и  за «услуги во дворе»,   а  надо ,  чтоб  было наоборот -  доплачивали жителям за мужество жить в этих наполненных крысами развалюхах.
         В 90 ые годы  часто показывали  по телевизору,   как эпатировали новоиспечённых миллионеров , (теперь уже миллиардеров) хорошо мне знакомые  «новые дома»  на Камчатке.
Это были перекрытые пластиком  «наши - скоростные».  Несколько заасфальтированных улиц , одна школа, одна больница. На этом всё и закончилось. Потом, наши  попечители и благодетели прихватив миллиарды,  переселились в страну «туманного Альбиона»
Как  говорится,  бог им судья, всё равно других судей нет.
       Я мысленно уже давно перекрасила все дома в  нашем городе под  Ленинградский стиль.  Так и  не привыкла  произносить  С -Петербург.  Моему слуху это чуждо, иноязычно,  и , хотя город назван по имени  апостола  Петра  ,  всё же  он больше  связан с именем Петра Великого, а я  любых правителей, и великих, и малых - не очень-то…
        Небо чуть  посветлело, но в осеннее утро - совсем как в «белые ночи». Я их хорошо помню, но не те «белые ночи», что раскрывают свои крылья над царственным городом.  Над берегами, как писали  классики ,  «закованной в гранит величественной Невы».  Нет не  о небе , пронзённом  адмиралтейским   шпилем, не  о небе ,  покровительственно укрывающем  Зимний дворец.
 Почему он называется Зимний? – спрашивала я,  будучи подростком , и лишь  потом поняла,  что были ещё  Летний и много всяких дворцов и садов ,и резиденций, и замков, и роскошных «выездов»на белоснежных,  золоченых каретах. Были мамки, няньки, гувернёры и гувернантки – всего не сосчитать. 
       Я  вспоминаю белые ночи Заполярья.  Видели бы вы,  как радостно встречают люди солнце  после  долгой беспросветной ночи .  Мне пришлось побывать на  этих  праздниках.  В первый день с замиранием сердца ждёшь   выхода солнца из ночного плена. Наверное, первобытный страх -а вдруг оно так и не выйдет и жизнь закончится - собирает людей из посёлков и отдалённых стойбищ  вместе в один общий , тесный  круг. Какой  восторг, какое счастье – солнце всё-таки выходит, показывает  ненадолго  свой  красный краешек и исчезает. Но  это  уже неважно, вместо солнца  горят прожектора. Начинаются оленьи забеги,  потом игры, Тут и ряженый шаман , охотники и оленеводы,  с  жёнами и с детьми в  национальных костюмах. Запах шашлыка из оленины  и , конечно же,  привезённой  по этому случаю  водки, куда же без неё.
     Закончится праздник,   и дети вернутся в интернаты, охотники в чумы ,  служивый народ в посёлок , а мы на БТРе, по льду,  через реку,  уедем  в свою часть.
Вот где простор взору:  чуть в сторону от кочегарки, казарм и всего одного жилого дома для военнослужащих  открывается снежная  тундра без конца и края.
Она тоже с нетерпением ждёт солнца. Так хочется тепла!  И  пусть заедят комары и гнус, но скорее бы  уже свет.  Как надоел этот круглосуточно горящий прожектор своим   жёлтым  воплощением  неживого света .  Да будет день! Мы, наконец,  снимем с окон тёмные  одеяла,  сохраняющие тепло  в  квартире. Мы будем уходить на всю ночь в тундру, собирать  цветы и даже грибы,  удивляться ,как цепляясь за камни ползёт по мху тонкая берёзка. так и растёт распластавшись на земле.не поднимая головы , у морозов здесь крутой нрав. Торопится тундра  впитать в себя солнечные лучи,  покрыться разнотравьем и маленькими не яркими цветочками. Мы  принесём букетики  домой , поставим в вазочку и  будем поражаться неповторимому , сильному  до головокружения, запаху  этих  скромных малюток. А  солнце, не исчезая,  будет  висеть  над горизонтом круглые сутки всё короткое полярное лето.
          Много ли человеку надо для счастья! Впервые,  осознание, что я счастливый человек,  ко мне пришло ,  когда читала книгу «Хижина дяди Тома». Кто сегодня читает её?  Как я плакала над судьбой несчастного негра. И,  как  я была счастлива , что родилась в советской стране, где не  было рабства.   Потом это чувство возвращалось неоднократно, ведь я читала и Эмиля Золя,  и Теодора Драйзера и    Достоевского.   Наверное, «его  бедные люди», ютящиеся в съёмных  углах или  в квартирках на чердачных этажах, одевались  и питались не хуже  нашей многодетной семьи, оставшейся без кормильца после войны. Но я жалела их всем сердцем за их униженное , придавленное состояние души .Им не повезло родиться  князьями или графьями.
         «Как хорошо ,- думала я ,- что нет теперь  ни  царей,  ни князей, ни помещиков, ни буржуев.  Кем была бы я, родившаяся в рабочей многодетной  семье?»  А  теперь  я  не должна была склонять голову перед господами и хозяевами. 
           Забравшись на широкий подоконник в спаленке, положив очередную книгу на согнутые колени ,  я  «глотала»  книги, плакала и смеялась , возмущалась и размышляла… Я радовалась за своих сверстников, одноклассников , позже  за однокурсников  и вообще за всех , потому , что мы  жили  в нашей, советской  стране, которая первая в мире уничтожило позорное сословное неравенство .  Я была истинной комсомолкой , патриоткой и верила в  светлое будущее.  Я  чувствовала свою сопричастность к общей огромной  красивой мечте .  Меня ни капли не волновало  отсутствие фирменных джинсов, капроновых и нейлоновых изделий. Как- то мы обходились  без американских просроченных  "сникерсов",  "марсов" ,  баночного пива . Меня устраивала одежда из шерсти, хлопка , шёлка. Обычная  швейная машинка делала чудеса, я моделировала ,  шила и  вязала,  успевала ставить  со  своими детьми ,  домочадцами  и с  соседской детворой  домашние спектакли . Мы читала вслух по очереди  книги, сочиняли стихи, пели хором песни,   собираясь с соседями за праздничным столом, ездили  в  отпуск   к морю. Мы успели пересмотреть почти весь репертуар  столичных театров балета и оперы , мы отдыхали в санаториях и  в домах отдыха. Мы хотели учиться и нас учили, мы заболевали и нас лечили , и даже заставляли лечиться, и мы   думали , что живём, по крайней мере, нормально. Мы наивно верили  в незыблемость наших ценностей.
      Увы, думали так не все. В наше  время распространялась диссидентская литература.  Мы тоже читали её,  чему- то верили , чему- то нет,  но не сомневались, что  то прошлое, смутное и страшное время классовой борьбы прошло и кануло  навсегда. Мы были детьми  предвоенных и военных лет,  мы выжили без отцов  в разрушенной  истощенной стране , не только заботами матери.   Безграмотная , чернорабочая, что  она смогла бы  дать нам пятерым, без помощи  государства?
Я делю  новую историю  страны на две части. Первая – та что творилась без меня- ужасная трагическая и  всё-таки великая. У кого я должна в день примирения 4 ноября просить прощение за то , что мой дед был большевиком и погиб в Гражданскую, кого благодарить , за то что оставшись без отца после Великой Отечественной , мы все пятеро не умерли с голода, выросли , получили высшее образование, всю жизнь проработали по специальностям . Теперь упрекают в уравниловке, невозможности проявить предприимчивую жилка. Да, время было такое-лично только   для себя  –нет .а вот для коллектива , пожалуйста , сколько хочешь. Так получилось , что последние тридцать лет я проработала в одном коллективе и даже руководила подразделением. Могу каждому своему коллеге  прямо посмотреть  в глаза.  Я работала инженером. Сколько  рационализаций на моём счету?! Сколько радости, когда  от внедрения выходила польза для производства и, конечно же,  от премии.    Кто или что  расшатало и разрушило нашу экономику ?
Маразм политических старцев, несостоятельность социалистической экономики? Утопическая идеология…???  Вопросы, вопросы, вопросы …. Кто знает истину? Может быть в  будущем откроется правда. Хотя история не объективная наука.  Теперь я в этом не сомневаюсь  – за последние годы столько раз переписывалась наша история в угоду «сильным мира сего».
    Многих сейчас  замучила ностальгия  по прошлому, память о причастности  к высшему сословию,  вернулось  часто употребляемое слово « быдло»  по отношению  к простым,  не цепкими , не наглым …  В 90 ые появились  новоиспечённое дворянство,  исступлённо сочиняющее свои родословные , заговорили о возвращение монархизма , капитализма и заклеймили позором  противостоящий   им коммунизм. «Демократия» заполонила страну и одарила счастьем :  говорить , говорить и говорить…
      Вот и рассвет пришёл и стал хозяйничать , погасил фонарь  , улица осветилась и потеряла свою таинственность…и от той знаменитой строчки А. Блока :« Улица , фонарь, аптека… Осталась -  одна аптека. Нет не одна, аптек развелось много  так же, как магазинов и банков . Наконец –то народ "изголодавшийся" за семьдесят лет советской власти наестся  всласть. Магазины забиты великим множеством  колбасных изделий и сыров  всевозможных сортов.  Глаза разбегаются.  Бери - не хочу. Правда, колбасы  аппетитные только на вид,  как говорит моя подружка,- суррогат. У неё сын коммерсант, ей  виднее.  Для чего столько аптек ?  После такого обильного  и «качественного»  переедания,  наступает необходимость  лечиться...   А банки ?  Для понимания их деятельности «во блага народа»,  надо по меньшей мере купить  диплом финансиста.
      От виртуального  запаха советского «кофейного» напитка, от воспоминаний,  разгорелся аппетит . «Соловья баснями не кормят»  - надо готовить завтрак.  Мясо, говорят,  вредно, от сливочного масла тоже холестерин  в крови. Их в прожиточную корзину не заложили - заботится правительство о нашем здоровье. А  то, что гречка  резко подорожала, тоже неплохо,  совсем  мы избаловались: гречка , да рис, да ещё  манка.( муж у меня манную обожает )
      «Голь на выдумку богата»,- я купила разных дешёвых круп, о существовании , которых не подозревала ,  смешала их,  и теперь  уплетаем  с  мужем за милую душу, и вполне съедобно, главное - экологически чистый   полезный  продукт. Вот и моя каша поспела.  От запаха проснулся муж и принялся делать  зарядку под  песню  Высоцкого .
   Едим кашу, запиваем чаем.  Вообще- то, я - не вегетарианка и,  поэтому мысленно закусываю  сосиской, не теперешней, а той, которую частенько  варила «по  быстрому»  на завтрак  там  в   прошлой  жизни – сочную , ароматную без  канцерогенов и ароматизаторов.   
       «Какие новости, - спрашивает муж, - как поживают твои подружки,  помирились?»
Вчера между моими подружками возник спор, а закончился он непримиримой враждой.  Не сошлись в выборе кандидатов в президенты. Одна за капиталистов, другая до сих пор живёт в «той стране»  , не замечая необратимых процессов. Укоряли друг друга  и репрессиями, и голодом,  и войной, и  ворами  – миллиардерами и возвращением  « сословностей».    Примирить,  не помогли ни мой кофе , ни чай с лимоном.
Вот тебе и на …?!  Не умирающая, но тихо тлеющая  классовая борьба,  продолжает свой новый виток.  Где она –  точка всплеска . отсчёта – развал страны???   К кому приткнутся мне ? ни к тем и ни к эти , потому , что у каждого к сожалению своя правда. А всю жизнь я думала , что истина только одна. Что и кто лучше ?Справедливый президент-царь батюшка, демократия вседозволенности, или чудо ниспосланное с небес?  У меня уже нет времени думать и выбирать
 Годы поджимают,  сколько ещё  у меня в запасе этих серых  бессонных рассветов?  Я  так поздно вышла на пенсию.  А раньше просто жила, радовалась каждой мелочи ,  влюблялась, любили меня,  растила детей , радовалась их успехам и сама отлично, да отлично  работала,( хотя  нас «советских.частенько  называют иждивенцами, ждущих от государства  подаяния.)   
       Тихо журчит    полупустой холодильник, а телевизор распоясался не на шутку.    Дикторы   на одних   каналах вещают нам  об  утекших в Лету миллиардах, на других - кипят предвыборные страсти,  вожаки обливают друг друга помоями. Щёлк и слышу,  как жалостливые ведущие - попечители просят посылать   СМС   в фонд помощи больным детям,  а вот   ещё  новость - убили очередного русского ребёнка, проданного  за границу . Я выключаю телевизор. 
Но эхом в уши: «Жить стало хорошо, жить стало веселей!!!»  Каждый день телевизор голосами новых «великих»  мне настойчиво внушает это.   И, вопреки всему,  я  почти  уже им верю. От  таких радужных мыслей по сердцу разливается горячая волна … За окном сверкает уже не пышущее осеннее солнце .   Вот и  ладно! . Много  солнца – утомляет
Жаль только : теперь  не  станут  приходить  к о мне мои  подружки вдвоём , а как весело мы чаёвничали…


Рецензии
Когда в Ленинграде молотый кофе из Елисеевского магазина вёз домой, то запах на весь вагон метро! Хотя и тогда при подготовке кофейных зёрен к продаже кофеин под вакуумом извлекали заранее. Но, очевидно, технологии вытяжки кофеина были менее совершенные, чем сейчас.
Длительное время я работал в Михайловском (Инженерном) замке. Вот каждое утро по пути на работу в отделе Елисеевского магазина на Малосадовой перед работой свежезаваренный кофе со слоёными пирожками ...
Я ко всем именам этого замечательного города привык. Употребляю названия хронологически - как назывался город в то время, о котором пишу или говорю. Но во все времена жители фамильярно, по-дружески называли "Питер".
А в период белых ночей молодняк всегда недосыпал. Разве в такие ночи спать хочется?
Правда, Пушкин писал с юмором, что в Петербурге нравы по неволе чистые - летом ночи слишком светлые, зимой слишком холодные ...
Но ему самому ни светлые, ни холодные ночи не были помехой.
«Жить стало хорошо, жить стало веселей!!!»
Посмотрите на моей странице на сайте стихи.ру, автор Олег Киселев, о Фоме, который верил радио ...
Спасибо Вам за воспоминания. Желаю всего самого лучшего Вам и Вашим близким в Новом 2012 году и во все последующие годы.

Олег Киселев   07.01.2012 00:39     Заявить о нарушении
Мои " Белые ночи" прошли в Заполярье, поэтому они сероватые. Спасибо за внимание, А воспоминания по просьбе, внучки-так она , видимо , хочет скрасить мои дни. И Вам СПАСИБО, что зашли на чашечку кофе.

Роза Воеводина   05.01.2012 10:14   Заявить о нарушении