Феномен КПРФ

Наша страна как никакая другая пострадала от коммунизма: десятки миллионов зверски убитых и замученных, нет семьи, в которой не оплакивали бы невинно замученного, а то и не одного; изуродованное неконкурентоспособное хозяйство, массовое оболванивание выживших в той чудовищной мясорубке. Наконец, катастрофический распад страны, от которого она не может оправиться и до сих пор.

Казалось бы, у нас должен бы быть выработан устойчивый иммунитет к этой чуме, но нет, коммунистическая партия стабильно набирает на выборах второе по размеру количество голосов, уступая только «партии власти», которая пользуется так называемым административным ресурсом, у нее монополизированы газеты и телевидение, активно зомбирующее электорат. У КПРФ ничего этого нет, а она наперекор историческому опыту имеет реальную поддержку народа. В чем дело? Почему так происходит?

Вот в Германии совсем нет ностальгии по нацизму, родному братцу нашей эпидемии, нет ни истуканов вождей, ни улиц с их именами, нет даже нацистской партии, не говоря уж об ее участии в выборах. А у нас как амнезия всеобщая. Почему такая разная реакция двух разных народов?

Психологи пытаются подробно рассмотреть коммунистическое общество, его влияние на семейную жизнь и восприятие сексуальности, рассуждают о диссидентском движении и появлении культа личности, о правде и лжи в тоталитарном обществе. О психике живущего при тоталитаризме человека и невозможности избавиться от привычной жизни после падения режима. По мнению авторов многих исследований, это и является и одной из причин, почему прошлое до сих пор присутствует в каждодневной жизни многих жителей стран Центральной и Восточной Европы:
 
Человеку свойственно жить по инерции, а потому то, что было частью его жизни 20-30 лет назад, с годами не исчезает. Не стоит забывать, что при коммунизме на людей оказывалось давление. Это заставляло их находить определенную модель поведения в конкретных ситуациях: у врача, в трамвае, в непривычной обстановке, даже в тот момент, когда предлагали взятку. Стереотипы поведения, с одной стороны, помогали человеку выжить, а потому неудивительно, что они стали частью характера. С другой стороны, стереотипы облегчают жизнь, поэтому чем старше человек становится, тем чаще он к ним прибегает.
 
Это если говорить о людях, сформировавшихся при прошлом режиме. Но  коммунистическая психология влияет и на новое поколение, которое никогда не жило при «развитом социализме». И это влияние очевидно. К сожалению, родители не дают своим потомкам полный ответ на вопрос, что такое коммунизм. Ответа на этот вопрос у старшего поколения чаще всего просто нет. Оно до сих пор не может смириться с тем, что приходилось выживать, приспосабливаясь к окружающей действительности. Остались только муки совести, что при прошлом режиме человек вел себя не самым достойным образом. При этом вовсе не обязательно, что именно так и было. С другой стороны, у старшего поколения осталось привычное отношение: так делали все, мне просто приходилось защищаться. С этими предпосылками и приступают к объяснению молодым людям того, что происходило. В результате – полный хаос.
 
Что из прошлого, по мнению специалистов, больше всего влияет на жизнь посткоммунистических стран в настоящем? В 90-х человек сначала был, конечно, воодушевлен, а позже, – так происходит естественным образом, – после каждой большой отдачи энергии наступил период подавленности. В этот момент многие начинают ощущать чувство безысходности, разочарования – ведь все мечты, возникшие сразу после свержения режима, не могут исполниться. Фантазия намного богаче реальной жизни. Кроме этого утрачена вера в определенные ценности. Проблема еще и в том, что нынешние правительства в бывших соцстранах сами окончательно не определили, что произошло, чем был коммунизм и какова наша стратегия на будущее. Мы сталкиваемся с точкой зрения партий, отдельных политиков, но, к сожалению, власть после 90-х окончательно не разорвала отношения с прошлым режимом.
 
Самое большое зло коммунизма – это ложь. После распада Советского Союза у жителей стран, образовавшихся на месте СССР, и в странах бывшего социалистического концлагеря была возможность узнать правду. Но это мало повлияло на пересмотр ценностей. Для этого требуется время. Ложь – это диктатура в действии, созданная для удержания власти. Но в начале 90-х она, эта всеобъемлющая чудовищная ложь, не была вскрыта, она была как бы просто забыта.

Сегодня эта тенденция возвращается, как бумеранг, потому что следствие этого побега от покаяния – то, что вопрос остается открытым, а явление – не обозначено. Мы не сказали, что коммунизм был плох, мы сказали, что ничего о нем знать не хотим, не хотим ничего общего с ним иметь. Как результат, в ситуациях, когда наступает кризис, когда человек ощущает угрозу, он подсознательно ищет кого-то, кто мог бы ему помочь. Наверное, именно это и есть главная причина того, почему коммунистическая партия остается одной из политических сил, постоянно присутствующих в парламенте. К коммунистам обращаются каждый раз, когда возникает агрессия, недовольство существующей политической жизнью в стране. Когда есть чувство, что человек оставлен на произвол судьбы и никому до него нет дела. Или же возникает недовольство другими партиями. Но самое главное, на мой взгляд, что коммунистическая партия представляет собой мощную силу, которая может предоставить охрану в обмен на лояльность. Это означает, что когда человек остается на улице гол и бос, то у него возникает стремление к поиску диктатуры.
 
И нельзя забывать, что коммунизм был не столько идеологией, ему были присущи элементы религии. Не случайно, когда говорят о коммунизме, очень часто употребляют понятие "вера".
 
Каждая диктатура создает определенные обряды – в первую очередь ритуалы приема в свои ряды, ритуалы посвящения, иерархии – для искусственной секуляризации. Эти все характеристики у коммунизма имеются. Но что еще хуже, он использует зло как основу религиозной системы, как ежедневную практику. Не стоит забывать, что с момента своего возникновения  коммунизм опирается на "красный террор" – иными словами, на страх, возникший случайным образом без какой-либо справедливости.
 
Еще одна неотъемлемая часть веры в коммунизм – это культ личности. С моей точки зрения, в данном случае речь идет о реакции окружающих, ведь культ личности создается не отдельным человеком, скажем, лидером, а его окружением. Таким образом, окружающие хотят купить снисхождение и любовь того, кто принимает решения. Сервильность, на которой основывается диктатура, множится до таких масштабов, что у диктатора не остается шансов противостоять культу своей личности. И наверняка роль самого диктатора в этом минимальна по сравнению со стремлением окружающих этим диктатором манипулировать.
 
Почему коммунистическая диктатура потерпела поражение в Европе? Одной из главных считается утрата любви к Советскому Союзу, которая имелась до войны и была умножена в результате освобождения от нацизма. Эта любовь, несомненно, была частью веры в коммунистическую идею.

Что касается самого экс-СССР, то тут много сложнее. Поражение коммунизма в основном было вызвано его неспособностью создать работоспособную экономическую модель. Но и надо принимать во внимание, что в России коммунизм господствовал много дольше, а одной из целей-фикс вождей было создание новой породы человека, гомосоветикуса, человека-робота, винтика в государственной машине, полностью лишенного способностей к инициативе. И им это в значительной мере удалось.

Правда, процент голосов, получаемый КПРФ, не точно отражает популярность самой компартии, тут добавляются протестные голоса, которым глупая власть не оставляет другой альтернативы кроме как назло голосовать не за «партию власти». Многие люди, совершенно не симпатизирующие коммунизму, а даже наоборот, либералы, отдают свои голоса коммунистам из тех соображений, что те уж точно пройдут, а голос, отданный тому же «Яблоку», которое ни за что не пропустят, в итоге достанется партии, которая вызывает у них рвотное чувство.

Кстати, сама КПРФ уже далеко не тоталитарная партия, и если бы она отказалась от демагогии и атрибутики бывшей КПСС, то из нее получилась бы неплохая социал-демократическая парламентская партия европейского типа, как например, в Швеции, где, кстати, построен подлинный социализм.

А пока ностальгия по коммунизму – это фантомные боли униженного и обворованного комсомольцами-олигархами народа, не более того.

Валентин Спицин.


Рецензии