Музейный экспонат Белый песец

ВВЕДЕНИЕ.

Всякий местный краеведческий музей тем более осуществляет свое значение, чем своими коллекциями и вообще находящимися в нем материалами он полнее и ближе к действительности характеризует природу и жизнь той страны, которая им обслуживается. Местный музей — в идеальном представлении — это своего рода зеркало территории, в котором она — как бы ни была велика — должна отображаться по возможности в полном своем разнообразии и с достижимой при данных условиях точностью. Внимательное изучение такого зеркального изображения, несомненно, давало бы в результате богатые последствия в смысле исследования страны как в отношении ее наиболее глубокого познания, так и в смысле понимания того, каким образом она может быть наилучше используема на благо людей.
Но, ведь, зеркала бывают не только прекрасно и точно отшлифованные по горизонтальной своей поверхности, но выпуклые, вогнутые, представляющие сложные кривые поверхности; зеркала бывают не только ясные, но и тусклые; есть и такие зеркала, которые могут считаться таковыми лишь по своему названию. Совершенно также материал местных музеев может не характерно, нередко, в одностороннем, искаженном или превратном виде, иногда слишком туманно и в очень уж случайных чертах рисовать территорию, в пределах которой он собран.
В силу сказанного, для выяснения истинного значения какого-либо местного музея не столько, быть может, важны огромная численность накопленных в нем коллекций или их поражающее разнообразие, сколько степень достижения соответствия между сосредоточенными в музее коллекциями и их группировками с физико—географическими и иными условиями территории. Если характер тех или других из этих условий и в отдельности и во взаимных комбинациях более или менее обрисовывается музейными материалами, то, конечно, нельзя не признать, что подобного рода музей осуществляет свое назначение. Пусть для даннаго времени накопление материала будет иметь какое-либо специальное направление, но раз это специальное накопление отвечает действительному или пока хотя бы предполагаемому только характеру какой-либо группы особенностей территории, работа музея, несомненно, совершается по правильному методу без излишней потери средств и сил и, надо думать, без риска привести к каким-либо заблуждениям. В данном случае можно отметить только то, что музей работает не сразу в намеченных направлениях, а лишь в одном—двух, но с охватывающей полнотой. Если же между сборами, хотя бы самых богатейших и самых по себе любопытнейших коллекций и тем, что представляют собой свойства страны нет должного соответствия, то значение музейных материалов не может не почитаться весьма условным.
В данной работе предпринята попытка на основании имеющегося материала дать по возможности хотя и сжатое, но в то же время систематическое и исчерпывающее изложение истории формирования этнографической коллекции Красноярского краевого краеведческого музея за все истекшее время его существования с тем, чтобы по этой истории можно было проследить перемены в основных условиях существования музея и выяснить его рост в качестве хранилища коллекций, систематизации, определению и превращению их в научный материал.
В работе дана характеристика музейному экспонату «Белый песец», что помогает вскрыть сущность музея как основного катализатора идей в области музейного дела в Сибири и России, популяризатора и охранителя культурного и природного наследия края, этнографического богатства народов, его населяющих.


1. ЭКСПОЗИЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ
«ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ».

Новая экспозиция представляет край как неповторимый культурно-исторический ландшафт, где слито воедино природное и человеческое начало. Она подчеркивает своеобразие сибирского региона, его роль в формировании русской нации, отражает позитивные и негативные тенденции каждой эпохи. В экспозиции сделан акцент на раскрытие духовной жизни общества, истоков российской нравственности, многовекового опыта совместного хозяйственного и культурного сотрудничества, взаимовлияния и взаимообогащения культур и традиций народов Приенисейского края.
Экспозиция построена с учетом новых тенденций в современной музеологии: гуманизация экспозиции, современный дизайн, использование информационных технологий, широкое вовлечение посетителя в коммуникационный процесс. Новая экспозиция является ярким и убедительным примером интеграции усилий власти — культуры — бизнеса.
Экспозиция «Природное наследие Красноярского края» знакомит посетителя с уникальной природой региона, дает возможность воочию представить богатства флоры и фауны, от арктических пустынь до альпийского пояса : Саянских гор, многообразие полезных ископаемых (почти вся таблица Менделеева). Красноярский край является единственным регионом, где прослеживается наличие всех природных зон страны. Красноярский край — единственный административный регион в мире, занимающий зоогеографический меридиан Палеарктики. Общая площадь края составляет 2,3 млн км2, население — около 3 млн. человек. С юга на север край пересекает могучая река Енисей, объединяя все ландшафтные зоны края. Енисей, одна из крупнейших рек мира, начало свое берет в Саянских горах в географическом центре Азии, образуясь от слияния рек — Большого и Малого Енисея. Длина реки около 3500 км. Естественнонаучная экспозиция музея акцентирует внимание на формировании экологического мышления, что особенно актуально в условиях колоссального прессинга на природу За более чем вековую историю музей накопил огромные исторические и культурные ценности, являющиеся составной частью национального достояния России. Фонды музея насчитывают свыше 400000 памятников истории, культуры и природного наследия региона. Это одна из самых крупных коллекций среди музеев Сибири и Дальнего Востока.
«Подлежат охране и регулированию находящиеся в состоянии естественной свободы полезные дикие животные, птицы, рыбы и др...» (Закон «Об охране природы в РФ, ст. 11).
Стало привычным называть животных братьями нашими меньшими. Так мы выражаем наше чувство дружбы, которое складывалось веками между человеком и животными. В самом деле, представьте на миг, что в окружающей вас природе исчезли животные. Безмолвный лес и степи потеряли бы ту привлекательность, которую придают им птицы и звери. При этом в каждой природной зоне оживляющие звуки животных разнообразны, как разнообразны сочетания климата, почв, растительности, хозяйственной деятельности человека. Все вместе они и создают ту гармонию, которой мы любуемся в природе. И если из этой гармонии природы выпадает какой-то составляющий ее элемент, она нарушается и человек настораживается, стремится выяснить, что произошло, устранить нарушение в окружающей среде. Естественно, что за длительную историю развития природных зон формировался тот животный мир, который сохранился, выжил и приспособился к современным условиям существования. Следовательно, каждая природная зона имеет свой, присущий ей состав зверей, птиц, пресмыкающихся, насекомых. Однако между зонами не существует непреодолимых преград. Поэтому в зависимости от изменений условий по сезонам года, а также связанных с преобразующей деятельностью человека, животные кочуют из одной зоны в другую, иногда на тысячи километров.
Животный мир тундры относительно однообразен и количественно сильно колеблется по годам и по сезонам года.
Условия жизни в тундре суровые: короткое и холодное лето, длинная и суровая зима с плотным снежным покровом, затрудняющим добычу пищи. Отсутствуют естественные укрытия, бедный растительный покров и всюду распространенная многолетняя мерзлота. Но вместе с тем в тундре есть условия, привлекающие многих зверей и птиц: летом здесь круглосуточно светит солнце, растущий здесь ягель и многолетние растения служат основной пищей для многих северных животных, а множество насекомых и их личинок — хороший корм для птиц.
Из эндемичных животных, т.е. распространенных только в определенной зоне, в тундре водятся песец, лемминг, белая сова, белолобый гусь, краснозобая казарка, малый или тундровый лебедь, пуночка, кулики, тундровая куропатка. Некоторые животные водятся в тундре и в лесной зоне: северный олень, заяц-беляк, волк, ласка, горностай, белая куропатка, гусь гуменник, лисица.
Расселение животных по обширным просторам Таймырской тундры не равномерное: бедна ими арктическая тундра, но разнообразен животный мир типичной и кустарниковой тундры, куда в летний период проникают многие таежные животные.
Тундра — родина более чем 100 видов птиц.
Наиболее оживлена тундра в летнее время, когда солнце не опускается ниже горизонта. На озерах и около них несмолкаемый галдеж гусей, гагар, лебедей, крики чаек, поморников, снующих по берегам куликов, осторожных краснозобых казарок. Открытые места — владения краснозобого конька, а в кустарниках скрываются ворокуши, овсянка-крошка, камышовая овсянка.
Пожалуй, ни в какой другой природной зоне не бывает такого резкого изменения в численности животных по сезонам года, как в тундре. Пройдут теплые дни, и первые холодные осенние ветры поднимут на крыло пернатое население, и улетят они в далекие теплые края. В тундре останутся на зиму 2-3 вида птиц и несколько видов зверей.
Постоянно в тундре обитает лемминг (северная пеструшка). Он имеется не только в тундре, но и в арктической пустыне. Этот маленький грызун живет по строго выработанному веками порядку: час кормится, два часа спит, снова час бодрствует и снова два часа спит. В таком чередовании времени проходят сутки в любое время года.
Леммингами питаются песцы, волки, совы, чайки, а иногда лакомятся и олени.
Песец — один из ценнейших зверей тундры. Он отлично приспособлен к жизни в суровых условиях. Густой шелковистый мех покрывает тело зверька от коготков до кончика носа, защищая от морозов и холодных вет
ров.
Численность песцов по годам зависит прежде всего от количества леммингов, основного корма зверей. В поисках пищи песцы передвигаются на тысячи километров по тундре и проникают в лесную зону до Ангары.

2. ЭКСПОНАТ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ «БЕЛЫЙ ПЕСЕЦ».

Экспонат Красноярского краевого краеведческого музея «Белый песец» был изготовлен из песца, пойманного в Таймырской тундре - на самой оконечности континента Евразия. Чучело белого песца было изготовлено в I квартале 2001 г. красноярским таксидермистом Анатолием Марковым. Так как изготовление произошло в кратчайшие сроки, второпях, к открытию краеведческого музея - 25 марта, то и конечный результат, получился, увы, плачевным. Спустя 5 лет после изготовления - экспонат «Белый песец» находится уже в неудовлетворительном состоянии (сыпется мех). При правильном же изготовлении данные чучела в состоянии храниться в экспозиции до 18-20 лет в хорошем и удовлетворительном состояниях. Вот что значит изготовление и осваивание денег по принципу «подешевле» и «побыстрее». Авралы, как всегда в России, могут погубить и самую здравую идею...
Вес чучела - 5 кг. Чучело песца находится в экспозиции «Природное наследие Красноярского края» и используется для визуального ряда по своему прямому назначению. Чучело принадлежит Красноярскому краевому краеведческому музею.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ (МУЗЕЙ XXI в.).

Ежегодно музейное собрание увеличивается на 3000-5000 предметов. Значительную часть собрания составляют археологические памятники древней цивилизации бассейна Енисея, многие из которых имеют мировое значение (общая численность археологической коллекции - 22000 единиц хранения).
Уникальной является этнографическая коллекция, отражающая материальную и духовную культуру коренных этносов Сибири (4300 единиц хранения).
Большую научную ценность представляет фонд письменных источников (60000 единиц хранения). Среди них редкие книги, эпистолярное наследие великого русского художника В.И. Сурикова, декабристов, отбывавших ссылку в Сибири, автографы первого консула Наполеона, цесаревича Николая Александровича, писателей А.П. Чехова, В.Г. Короленко и др. Уникален фонд известного сибирского библиофила Г.В. Юдина (рукописи, книги, театральные афиши, реклама), значительная часть собрания которого составляет основу Славянского отдела Библиотеки Конгресса в США.
Значительную часть культурного наследия региона представляет находящаяся в собрании музея коллекция церковной живописи (1600 икон).
Большое историко-краеведческое значение имеет коллекция фотографий и негативов, раскрывающих различные аспекты жизни и быта Енисейской губернии XIX - начала XX вв. (31388 единиц хранения).
Трудно переоценить научную значимость естественно-научной коллекции музея, содержащей значительное число эталонных образцов флоры и фауны региона (70000 единиц хранения).
Следует отметить, что в этом году музей продолжал сотрудничать с творческой группой «Человеки» (филиал Дом-музей П.А. Красикова). Настоящим детским центром стал Литературный музей. Интересные выставки и мероприятия проходят в музее-пароходе «Св. Николай».
Таким образом, образовательно-просветительное направление является одним из приоритетных в деятельности музея, обеспечивающее распространение и публикацию музейного собрания.
Характер выставочной деятельности музея определяется общественно-политическими, культурными событиями российского, регионального и краевого уровней. С появлением выставочного отдела разработана концепция выставочной политики музея.
Одним словом, биография Красноярского краеведческого музея мало чем отличается от биографий таких же региональных музеев. Все было как у всех - и экспозиции, и мероприятия, и методическая работа. Как вспоминает директор музея В. Ярошевская: «Я пришла в музей 22 года назад. Анализ ресурсов не вызывал восторга. Все сыплется, все протекает, все расползается. Такова уж судьба былых символов - трескаться по швам вместе со страной, которую они символизировали. Глядя на унылые и убогие экспозиции, я понимала, что с ними музей не может выполнять своей главной функции: учить любить Родину. Когда в краеведческом музее унылость и убогость, то и Родина представляется такой же унылой и убогой. Наша задача — научить гордиться ею и любить ее через познание» (Ярошевская В.М. Красноярский краевой краеведческий музей на рубеже двух веков. Опыт создания новых экспозиций // Материалы международной конференции «Музей и общество». Красноярск, Россия. 11-13 сентября 2002. Красноярск, 2002. С. 22).
Конечно, в чем-то опыт Красноярского краеведческого музея не может быть положительным. Экспозиция музея была создана менее чем за 4 месяца. Ее создавали параллельно со строительно-монтажными работами. И в случае с краеведческим это было единственным шансом. Если бы пошли правильным путем (полная готовность здания, а затем — экспозиция), при жизни губернатора Лебедя музей не открылся бы. Интуиция, риск, отчаянность толкали музейных работников на это, можно сказать, преступление. 3 месяца музейщики работали сутками, не выходя из музея, с фонариками, свечами, времянкой. Электричество подключили за 2 дня до открытия...

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Век подвижничества. Красноярск, 1989.

Кириллов М.В. Природа Красноярского края и её охрана. Красноярск, 1983.

Красноярский краевой краеведческий музей. Путеводитель. Красноярск, 2002.

Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 1.

Тугаринов А.Я. Исторический очерк Красноярского Музея со времени его основания.// Двадцатипятилетие Красноярского Городского Музея (1889-1914) Красноярск,1915.

Ярошевская В.М. Красноярский краевой краеведческий музей на рубеже двух веков. Опыт создания новых экспозиций // Материалы международной конференции «Музей и общество». Красноярск, Россия. 11-13 сентября 2002. Красноярск, 2002.


Рецензии
Дорогой Константин!

Душевно рад был прочитать Ваше разыскание, поскольку сам к музейной тематике глубоко неравнодушен. Во-первых хочу отметить, что Вы на методологически безошибочном пути. Красноярский край, что бы о нём ни шептали злопыхатели, -- регион уникальный. И не только по степени одарённости природными богатствами. Он уникален во всех отношениях. Поэтому вполне логично, что наш музей также уникален, поскольку насчитывает свыше четырёхсот тысяч экспонатов -- "памятников истории, культуры и природного наследия региона"...

Так дерзать!

Искренне Ваш --

Сергей Захаров 3   02.05.2012 10:32     Заявить о нарушении