Мне не стыдно за свою жизнь!

Год назад в гости к кировчанке Зое Степановне Казаковцевой, ветерану войны и труда, привело желание подробнее узнать о ее жизни и судьбе. Год для нее был дважды юбилейный: в конце зимы она отметила личный юбилей – 85-летие со дня рождения, а 9 мая всенародный – 65-летие Победы. И появились на столе семейные альбомы с фотографиями, и рассыпались по столу снимки, и предстала передо мной человеческая жизнь... Все в ней было, как и в каждой: любовь и война, радость и горе, сомнения и надежды…

Впрочем, все по порядку.

Судьба Зои Степановны не складывалась гладко. Хотя все начиналось как у всех. Родилась в небольшой вятской деревушке. Война началась, когда ей было шестнадцать. Повестку из военкомата ее отцу, Степану Гавриловичу, принесли прямо в поле. Начинался сенокос, и все деревенские трудились, не покладая рук. Такие же извещения – собираться на войну – получили и другие деревенские мужчины. В Малой Рябовщине, в которой и было-то всего 10 домов, остались старики, женщины, да малые дети…

Мать Зои осталась с четырьмя дочками, их надо было поднимать. Зое пришлось пойти работать на железную дорогу. Работа была тяжелая: вручную делали насыпь на железной дороге. Даже женщины, привыкшие к нелегкому крестьянскому труду, не говоря о юных девчонках, после работы с ног валились от усталости. Позднее Зою направили в ремесленное училище учиться на каменщика-печника. Профессия не женская, но выбирать не приходилось: приказ есть приказ. Жили в бараках. Дисциплина была военная - проходили даже 115-ю военную подготовку.

Столько лет уже минуло, а о военруке Зоя Степановна до сих пор вспоминает с теплотой: заботился о пэтэушницах, как о собственных дочках. Полученные знания девчонки закрепляли на практике на местном химкомбинате: строили подземные колодцы, коллекторы, выполняли печные работы. Кормили сносно, Зое даже удавалось сэкономить за неделю две-три буханки хлеба, которые она отправляла в деревню матери и сестрам, спасая их от голода.

Когда учеба в училище подходила к концу, в войне наступил коренной перелом. Молодежь с большим энтузиазмом откликнулась на призыв ехать восстанавливать разрушенные города – Москву, Ленинград, Сталинград. В числе комсомольцев-добровольцев оказалась и Зоя Казаковцева: ей выдали путевку в Сталинград. В сентябре 1944 года эшелон вятских девушек и парней отправился в город на Волге.

Неизвестность немного пугала, и под стук колес они гадали, что их ждет впереди. За окнами поезда проплывали разрушенные деревни, села, города. Город на Волге тоже лежал в руинах и его облик настолько потряс ребят, что они не сразу пришли в себя. Но надо было впрягаться в работу. На улицах Сталинграда почти круглосуточно кипела работа. Тысячи людей, мужчины и женщины, русские и военнопленные немцы, работали бок о бок: разбирали завалы, вывозили арматуру, кирпичи, щебень, освобождали фундаменты домов для нового строительства. Уставали так, что после смены в вагонах, где жили, замертво падали на нары и засыпали.

Накапливалась усталость и душевная. И трудно даже сейчас определить, какая усталость – физическая или душевная – была тяжелее. Под завалами домов находились люди, военные и гражданские. Мертвые. В ходе раскопок похоронные бригады собирали их и предавали земле. Поначалу сердце у многих не выдерживало: девушки плакали навзрыд. Зоя с подругами побывала в местных концлагерях, где томились наши узники, поклонилась захороненным на кладбищах в братских могилах героическим защитникам Сталинграда, которые ценой собственных жизней отстояли город, выполнив приказ Сталина: «Ни шагу назад! За Волгой земли для нас нет!»
В день Победы, который ждали с нетерпением, всем дали выходной. Они устроили скромный обед, выпили за погибших, попели, поплакали. Радовались со слезами на глазах и мечтали о возвращении домой.

Старательная и трудолюбивая Зоя, себя не жалея, работала на износ. Как и все. В марте 46-го года Зоя попала в больницу со страшным диагнозом: инсульт. Девушке исполнился 21 год. Это были самые черные и тяжелые дни ее жизни. Но врачи выходили ее. Встать на ноги, безусловно, помогло желание жить. Все-таки сила духа – великая вещь, хоть и необъяснимая. Зоя не позволила себе распуститься. Через месяц, когда правая нога стала немного слушаться, ее отправили домой, где она нашла в себе силы начать новую жизнь.

В послевоенные годы трудно жила каждая вятская деревня. Мать Зои из сил выбивалась, чтобы поднять младших. Отдыхать было некогда: надо было помогать семье. Немного окрепнув, Зоя отправилась на торфоразработки. Работа на земле помогла заново обрести себя после Сталинграда. А потом она поняла, что подошло время подумать и о своей судьбе. И отправилась за счастьем в город. В отделе кадров 41-го завода ее приняли, как говорят, с распростертыми объятиями: завод в опытных печниках нуждался. И более 40 лет, с перерывами на рождение детей, она работала по специальности. На заводе и в городе за ней закрепилась слава толкового печника, мастера своего дела. После выхода на пенсию руководство завода упросило ее еще проработать и подготовить себе смену. Два года ветеран труда передавала секреты и тонкости профессии молодым кадрам. До недавних пор к ней еще обращались за помощью. И всем она советы дельные давала, а вот в помощи отказывала – ушла былая сила.

Не зря в народе говорят: «По труду и почет». И вовсе не случайно наградили Зою Степановну медалью «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны», юбилейными медалями. У нее полно грамот от начальства, ей низко кланяются люди за доброту и милосердие, потому что она везде работала на совесть.

Что еще помнится ветерану?

Помнится, как случайно познакомилась с будущим мужем, а оказалось – на всю жизнь. Ее лицо при воспоминаниях преображается. Свет счастья тех давних дней освещает его. Чувства молодых были взаимными. После слов признания в любви, Зоя поверила, что наконец-то судьба улыбнулась ей, что она будет счастлива. Уважение и согласие поселились в их доме. Свою любовь супруги сберегали 33 года. Василий Павлович тоже был фронтовиком, был ей добрым мужем и хорошим отцом пятерых детей. Судьба сберегла парня на Японской войне, оставила в живых. Лишь в 1980-м инфаркт «вышиб из седла» фронтовика, и два года верная его половинка заботливо ухаживала за ним, пока смерть мужа не разлучила их.

День Победы в семье Казаковцевых – праздник особо почитаемый. И отмечают его всегда очень торжественно. В доме в этот день всегда многолюдно. Шутка ли, в уютной трехкомнатной квартире собираются пятеро детей, 13 внуков, 6 правнуков и 7 праправнуков. Накрытые праздничными скатертями столы заполняются домашней выпечкой, салатами, закусками. Звучат теплые слова в адрес главы семьи Зои Степановны - матери, бабушки и великой труженицы. Вспоминают и Василия Павловича - мужа, отца и дедушку, фронтовика, который всю жизнь проработал на местной электростанции. А потом за столом течет неторопливый разговор, поются задушевные песни.

Что вспоминается в этот день?

До сих пор Зоя Степановна не может забыть глаза сталинградки, вылезшей из-под развалин одного дома. Она была в лохмотьях, худющая – «кожа да кости». Казалось, что жизнь вот-вот покинет ее изможденное тело, но в ее взгляде было столько мольбы и надежды, что сердца у очевидцев сжались в комок. Женщину обогрели, накормили, помыли, собрали ей немудреную одежду. Полубезумная, она и позднее подходила к их костру: ее жалели, подкармливали, стараясь положить каши побольше, да отрезать хлеба потолще.

Что больше всего обижает сегодня?

Забылись многие огорчения и тревоги, забылся каторжный труд, но когда слышит оскорбительное слово «тыловик», обидно бывает до слез. Так, как они тогда работали, сегодня вряд ли кто будет работать. Болит душа и за родной завод. Не по себе становится, когда в цехах раньше по две тысячи человек работало, а сейчас от силы – триста. Руководители же завода, «как тапки», меняются, как на дрожжах растет число управленцев.

Чем гордится сегодня?

Довольна детьми, внуками и правнуками. Все они живут в городе, часто навещают ее. Все ее любят, уважают, ею дорожат, она чувствует, как нужна всему роду. Конечно, по состоянию здоровья она уже не может быть такой же активной, как прежде, но продолжает умело руководить кланом семьи Казаковцевых, в котором более 30 человек. От жизни тоже старается не отставать, интересуется, что происходит в стране и мире. Несмотря на возраст, её память и ум сохранились прекрасно. Рада, что в День Победы фронтовиков и тружеников тыла не обходят стороной, они чувствуют внимание и заботу. Душу великой труженицы согревают теплые поздравления президента России и губернатора. «Вы достойно выполнили свой долг, самоотверженным трудом в тылу родной Отчизны и пламенем души поддерживая фронтовиков. Примите слова признательности за то, что у нас сегодня есть возможность жить в свободной стране и думать о ее будущем, о будущем наших детей. Будьте здоровы и счастливы, благополучия Вам и оптимизма!» – говорится в поздравлении губернатора области.

Зоя Степановна все награды и поздравления бережно хранит и собирается передать детям и внукам, чтобы гордились, что у них такая мать и бабушка. Ей не стыдно за свою жизнь. И главный ее наказ продолжателям рода Казаковцевых: «Идите по стопам бабушки!»


Рецензии