Из воспоминаний о прошлом

        В сентябре 1974 года, при посещении филиала областного краеведческого музея, что расположился в Зелёной Роще под одной крышей с храмом Александра Невского в Свердловске, я увидел на стене лестничной площадки небольшую картину. Было заметно, что писалась она недавно: ещё свежа была краска на холсте, наспех изготовлена деревянная рама. На картине был изображён дворик со старинными промышленными зданиями – деревянными и кирпичными, приземистыми и длинными. Над ними, в глубине двора, возвышалась…домна. Наша – северская!
Позже, при встрече со старейшим художником Владимиром Михайловичем Яковлевым, выяснилось, что он действительно очень спешил закончить полотно до начала областной художественной выставки, посвящённой 250–летию Свердловска.
        До этой выставки Яковлев брал краски, этюдник и выезжал в Полевской район – на горы Думную, Азов, в село Косой Брод. Свои работы он как-то выставлял и в Полевском, а репродукции с некоторых из них я видел напечатанными в журнале «Уральский следопыт».
        Полное собрание картин, в том числе и с изображением полевских мест, мне удалось увидеть на персональной выставке В.М. Яковлева в Свердловском Доме художников. На ней-то Владимир Михайлович и рассказал мне подробно о том, где и когда писал каждую из картин.
Однако вернёмся в филиал областного музея.
        Заметив мой интерес к картине с изображением домны, сопровождавший меня директор музея, заслуженный работник культуры РСФСР А.Д. Бальчугов (сейчас Александр Дмитриевич – директор областного музея медицины) сказал:
        - Это полотно написано по нашему заказу. В нашем фонде хранится ещё одна картина, посвящённая вашему Северскому заводу. Сейчас она находится на реставрации. Пойдёмте, покажу.
        Мы спустились в подвал–мастерскую и художник–реставратор поставил перед нами на стол большое полотно в довольно богатой раме. На темноватом фоне, среди деревянных эстакад и кирпичных построек, выделялась та же самая домна, только нарисованная с другого места. Вероятно, картину рисовал ещё малоопытный, не искусный живописец. Но когда я встретился с ним, то это был уже известный в стране пейзажист, заслуженный художник РСФСР, доктор – профессор Свердловского архитектурного института Александр Филиппович Бурак.
        При моём упоминании о картине с домной, его красивое лицо сморщилось от смущённой улыбки:
        - За три года до начала работы над ней, меня назначили главным художником цветного научно – популярного фильма «Нетронутый Урал», который снимала Новосибирская студия научно – популярных фильмов. В ту пору я ещё учился в Новосибирске на архитектурном факультете Сибирского строительного института и совмещал учёбу с работой в киностудии. Приехав в Свердловск, познакомился с местными художниками, по совету которых рисовал в Нижнем Тагиле, Качканаре, Полевском. Окончив институт, в 1946 году вернулся в Свердловск работать архитектором в облпроекте. Художником же стал позже. А вашу домну я рисовал в 1947 году.
        Оба художника в моей памяти и сейчас: невысокий, худенький и приветливый старичок Виктор Михайлович Яковлев; полноватый, курчавый, круглолицый и очень интеллигентный Александр Филиппович Бурак, фоторепродукция которого с упоминаемой картины с домной нивесть как попала в музей Северского завода и хранится в его фондах до сих пор...
        В 1950 году главному режиссёру и постановщику Свердловского театра музыкальной комедии, заслуженному деятелю искусств, лауреату Сталинской премии Г. Кугушеву захотелось обновить репертуар театра спектаклем на «местном» материале, «уральского происхождения». Он предложил сценаристу М. Логиновой и известной поэтессе Е. Хоринской написать сценарий по сказу П.П. Бажова «Марков камень».
        Пять лет коллектив театра работал над пьесой, получившей название «Марк Береговик». Композитор К. Кацман написала к спектаклю музыку, дирижёр А. Гевиксман разучил её с оркестрантами, заслуженная артистка республики, лауреат Сталинской премии М.Г. Викс репетировала сатирическую роль заводовладелицы Н. Колтуновской, артистка А. Кузнецова – роль Татьяны.
        Г. Кугушев с художником Н. Ситниковым выезжали на места действия пьесы – в города Сысерть и Полевской. Они знакомились с окрестной природой, беседовали со старожилами. Посетили и сам Марков Камень, с которым была связана история Марка Береговика. И куда бы они ни приезжали, Ситников постоянно рисовал и рисовал.
        Первое представление пьесы свердловчане увидели 12 декабря 1955 года. По ходу спектакля декорации на сцене изображали то роскошные сысертские покои Натальи Алексеевны, то старинный уголок Полевского с храмом и господским домом.
        Земляки Павла Петровича Бажова встретили спектакль с восторгом.
        В 1967-м на Всесоюзном фестивале театров, который проходил в Москве, пьеса получила диплом первой степени, а Александра Кузнецова, наряду с другими актёрами – звание лауреата фестиваля. Газета «Советская культура» посвятила спектаклю хвалебную статью. В ней отмечалось: «Достоинства «Марка Боровика несомненны». Этому успеху в немалой степени способствовали и декорации художника театра Н.Ситникова. Позже я видел их на фотографиях, размещённых  в фойе, когда приехал в театр музкомедии на спектакль «Девичий переполох».


Рецензии
Интересно и познавательно! Жителям Полевского несомненно и спектакль, и эта Ваша статья понравится. Насколько я знаю Бажов жил в Палевском несколько лет в детстве, а вот где он родился я не помню.На Урале я бывал. В детстве жил в Реже, был в Свердловске, Краснотурьинске, Челябинске, Миассе (читал лекции офицерам запаса ВМФ). Жалею, что не побывал в Касли, там где отливают из чугуна красивые изделия. С уважением,

Юрий Ткачев   16.09.2012 19:53     Заявить о нарушении
Добрый день. П.П. Бажов родился в Сысертском заводе, как говорили раньше.Действительно, в Полевском он прожил всего несколько лет, а затем уехал в Екатеринбург учиться в реальное, а затем в духовное училища. Спасибо Вам за новое посещение моей страницы. Всего доброго во асех делах.

Алексей Кожевников 3   17.09.2012 16:06   Заявить о нарушении
В центре Полевского на 400 м возвышается гора Думная. Н а ее вершине в 1929 г установлен памятник над братской могилой местных большевиков, расстрелянных колчаковцами. Такие памятники (юный красногвардеец с ружьем и молотом) установлен в честь 10-летия освобождения от них Урала во многих городах региона. Когда я собирал материал по истории его возникновения, то совершил турне по городам Касли, Верхний и Нижний Уфалеи, Златоуст, Сысерть и др. и посещал в них музеи. Каслинский завод действительно всемирно известен своей продукцией.
О результатах исследований я написал очерк "Близнецы скульптора Клодта". На этой странице прозы он есть. Всего доброго.

Алексей Кожевников 3   17.09.2012 16:20   Заявить о нарушении
Алексей с огромным интересом прочитал рекомендованные Вами рассказы. Это страшная изнанка того "детства счастливого нашего". Спасибо родная страна!
Страшное и жуткое время царствия рябого сатаны.Не нашел только "Трагедия в порту" С уважением,

Юрий Ткачев   18.09.2012 12:57   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Юрий. Я забыл, что рассказ "Трагедия в порту" включил в рассказ "Эвакуация", где Вы его и прочли. Извините, что наглею с просьбами, но я думаю, что эта просьба поможет Вам при подготовке к следующей статье, т.к. из ниже приведенных рассказов и стихотворения Вы узнаете о новых трудных эпизодах в жизни нашей семьи на Кольском полуострове и на Южном Урале до и во время войны. Читайте их в такой же последовательности: "Трагедия в Хибинах", "Впервые дни войны", "Аспид-помощник", "Кубин-колодец", стихотворение "Из письма к сестре". Рекомендованные Вам стихи и прозу я опубликовал, вместе с другими произведениями, в книге "Судьба (Семейная хроника)" в 2006г.
Спасибо Вам, что так подробно знакомитесь с моим творчеством. Всего доброго.

Алексей Кожевников 3   18.09.2012 18:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.