Общая история организации власти. часть 1

               

                ОРГАНИЗАЦИЯ НАРОДА И ЕГО ВЛАСТИ.


                Я  решил  вновь обратиться к общей истории человечества и обобщить в краткой форме историю организации власти и её принадлежность. Прежде всего, меня интересует форма  проявления власти, её принадлежность, возможность узурпации и узурпация власти, а также борьба народа с узурпацией власти.  Буду очень признателен к любым дополнениям и замечаниям читателей.

                Читая хронику событий после выборов 4.12.2011года, я обратил внимание на очень мелкую, но значительную деталь. Журналист, Александр Коляндр, во время митингов  пятого декабря побеседовал с одним сержантом полиции. Этот сержант ему сказал: «Мы никогда не пойдём против народа, мы тоже народ». «Но эти смутьяны – не народ. Какие-то заграничные силы заплатили им по тысяче рублей каждому, чтобы они сюда пришли», - утверждал полицейский, пояснив, что «нам всем об этом сказали». Источник: The Well Street Journal.   Так сказало начальство! Почему? По-видимому, люди у власти пропитаны денежными отношениями, а потому относятся к обществу, которым они управляют, как к продавцам своих душ и тел.

Только сильные духом люди могут противостоять этой власти, слабые духом люди противостоять не могут, продадут свои души и тела, даже за «небольшие денежки». А чтобы продажа собственных душ и тел была достаточно большой, денежная власть должна платить людям за работу как можно меньше, чтобы у людей была возможность подзаработать при случае, даже если этот случай мерзопакостный.  Просто у людей, находящихся у власти, существует мнение, что если полицейским увеличить зарплату в три и более раза по сравнению с другими, то они по приказу будут стрелять в собственный народ. Таково денежное мышление у денежных людей.  Денежных людей переубеждать совершенно бесполезное дело, такую власть надо срочно менять и народ как источник власти начинает это понимать.

                ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТОЧКА  ЗРЕНИЯ.

                Экономическая наука увязывает историю человечества с развитием орудий производства и формой собственности  и соответственно с этим делит периоды общественно-экономических формаций.  Согласно этому делению человечество имеет пять основных способов производства: «первобытнообщинный» строй, рабовладельческое государство, крепостничество (феодализм), буржуазное общество (наёмный труд) и, наконец, в недрах буржуазного государства вызревает социальное государство, в котором классовый состав многогранен.  Углубление демократии заставит чиновников у власти ограничивать аппетиты «жирных котов».

Замечу, что смена способов производства осуществляется всякий раз лишь при определённой организации власти общества путём устранения старой формы организации власти и заменой её новой формой. Пример: на смену монархии приходит буржуазный строй, элементы которого зародились в недрах первого. В последние столетия всё более крепнут демократические принципы в организации власти  государства,  и упор делается на права человека: закон одинаков для всех. Так что все без исключения в профессиональном отношении и в социальном равны перед законом. Таким образом, уборщица и президент не имеют в этих отношениях преимуществ.  Именно этого требует народ, народ требует уважать закон.

                ДЕМОКРАТИЯ  И  ЕЁ БАЗИС: РОД.  KLAN.   SEPT.   GENS…

              Человеческий род необходимо предполагает единство двух и более родов.  Это условие диктуется брачными отношениями, потому что согласно закону рода – не зависимо от счёта происхождения – брак внутри рода между братьями и сёстрами запрещён. Такой закон был постигнут опытом  многих поколений и он формировался в течение тысячелетий и действует в полную силу также и в настоящее время. Согласно этому закону необходимо следует, что братья и сёстры одного рода вступают в брак с сёстрами и братьями другого рода.   Всеобщие законы родовой жизни действуют в полную силу и сейчас, если не брать во внимание некоторые исключения из правил.
      
   Исторический процесс действует следующим образом при архаических родах: первоначально единство двух родов в племени, затем идёт сегментация родов, в результате чего появляется две фратрии в племени; первоначально брак внутри каждой фратрии запрещён;  поскольку союз родов внутри племени, состоящего из двух фратрий, территориально становится большим и невесты живут далеко, то совет племени вынужден разрешить брак каждого рода с каждым другим родом. Фратрии остаются как традиция и как необходимость для военных нужд.

                Материнская организация рода.

             При материнской организации рода счёт происхождения осуществляется по женской линии от общей праматери. Род имеет свою территорию, своё имущество, своего старейшину и своего военного вождя. Старейшина и военный вождь избираются демократическим собранием всех взрослых членов рода из числа мужчин: братьев сестёр или сыновей сестёр, т.е. старейшиной и военным вождём может быть дядя или племянник.

Основной причиной перехода счёта происхождения считается имущество отца.  Только это?  И ничего более?  Чтобы  разобраться в этом, надо более тщательно изучить организацию рода, чем я, собственно, долгое время занимался. Когда говорят о переходе счёта происхождения по женской линии к счёту происхождения по мужской линии, то обыкновенно выдвигают в качестве причины имущество отца.   Дескать, поскольку отец жил в роду своей жены, но принадлежал к роду своей матери, то и его имущество после его смерти переходило в род его матери и доставалось его сородичам – братьям и сёстрам.

В силу этого его дети не могли наследовать его имущество после его смерти. Будем считать, что это одна из главных причин. Изучая американских аборигенов, я, правда, обнаружил факты, опровергающие эту версию. Так, например, у племени чоктавов (племена Мексиканского залива) происхождение считалось по женской линии, роды обладали значительной собственностью, состоящей из домашних животных, домов и земель.  Но отец мог ещё при жизни завещать имущество своим детям и противоречие разрешалось. Вот такой парадокс. И таких племён было не мало.

Правда,  Морган объясняет этот факт следующим образом: «По мере возрастания богатства лишение детей наследства начало вызывать протест против наследования членами рода, и у некоторых племён, как, например, у племени чоктавов, древний обычай был несколько лет назад уничтожен, и право наследования получили исключительно дети умершего владельца. Однако это произошло вследствие замены родовой системы политической, когда место прежнего органа управления в лице вождей заняли выборные совет и суд. По прежнему обычаю ни жена не наследовала после мужа, ни муж после жены; вещи жены делились между её детьми, а в случае их отсутствия – между её сёстрами». (Конспект Маркса, «Древнее общество», с.308).

Парадоксы обнаруживаются и относительно перехода счёта происхождения. И этот парадокс удивил даже Моргана, большого знатока родовой организации.  Вот эти племена: Понка, Омаха, Айова, Коу (Коу-за), Виннебаго. Эти племена перешли к счёту происхождения по мужской линии, хотя собственность у них была мизерная, делить нечего. Вот как Морган удивился этому обстоятельству: «Удивительно, что так много племён дакотского ствола перешло от счёта происхождения по женской линии к счёту происхождения по мужской, потому что ко времени их открытия собственность у них едва вышла из зародышевой стадии. Вероятно, всё это произошло в недавнее время под  влиянием американцев и миссионеров. Карвер нашёл у виннебаго в 1778 году следы счёта происхождения по женской линии». (Там же, с. 305 – 306).

В чём же дело, как это объяснить, если не ссылаться на дядю и 5-ю колонну?

Я не буду заниматься тонкостями доказательств, а просто покажу вторую и, на мой взгляд, главную причину перехода счёта происхождения. Дело в том, что отцы жили в родах своих жён со своими детьми, но принадлежали к родам своих  матерей. По этой причине они не могли быть в совете рода жены и не могли участвовать в демократических выборах и быть избранными старейшинами и военными вождями в тех родах, где они жили. Точно так же отцы не могли участвовать в демократических выборах и быть избранными в своих родах, потому что там они не жили! Вот такая диалектика.

   Пока племя было ограничено двумя родами, противоречие просто не замечали потому, что оно было ещё незначительным. По мере того, как происходила сегментация родов, разрастание племени и его сегментация, противоречие стало нарастать и третья часть мужчин в племени были лишены власти вообще, и не только теоретически. Противоречие стало ослепительным, и только частые военные действия могли его ослабить. Чтобы представить себе это противоречие, приведу классический пример ирокезского племени сенека, которым был усыновлён Льюис Морган. «Число вождей в каждом роде обычно было пропорционально числу его членов; у сенека – ирокезов  один вождь приходился приблизительно на 50 человек; сенека, которых насчитывается теперь в штате Нью-Йорк около 3000, имеет 8 сахемов и около 60 вождей». (Там же, с. 276). [Данные приблизительно середины XIX века.]

  Таким образом, 3-я часть мужчин составляет приблизительно 500 человек в племени и эти 500 человек были лишены власти. Отцы в каждом роде своих жён представляли своеобразную сборную родов в племени и распределялись по всем не своим родам. Здесь ещё  необходимо заметить следующее: у ирокезов ещё не существовало даже меновой торговли. Что касается торговли, то её приблизительный возраст около 7000 лет; что касается демократии в управлении, то её возраст насчитывает сотни тысячелетий, если не больше. Поэтому торговля по сравнению с протяжённостью жизни демократии просто мелочь. И  тысяча лет  без демократии всего лишь жалкий миг с исторической точки зрения.  И здесь экономисты, как бы ни были они важны, не могут помочь делу.

Демократия есть организации власти народа, экономика – организации рынка; демократия и торговля – это две стороны одной медали: одна сторона касается организации власти, другая сторона касается организации рынков.

  Итак, существует не одна единственная причина перехода от материнской организации рода к отцовской организации, а две причины: одна имущественная, а другая субъективная; наследование детьми имущества отца и необходимость участие отцов в избрании старейшин и военачальников, а также возможность быть избранными. Меня удивляет отношение самого Льюиса Моргана как замечательного знатока древнего общества и систем родства к вопросу о демократии. Почему такой мастер и знаток древности не обратил внимания на демократическую ущербность отцов, а так же вопрос к диалектику Фридриху Энгельсу, который вслед за Морганом обратил внимание только на имущественную сторону вопроса и игнорировал демократию, в которой отцам не оказалось места? Хорошо если многожёнство, а если устойчивый парный брак?

Дело, по-видимому, заключается в том, что в XIX веке шло бурное развитие производства и соответственно бурный рост богатства, и соответственно неравномерное его распределение между классами.  Именно это, по-видимому,  и стало причиной, на которую обратили основное внимание. Другой причины я не вижу.

                ФОРМА  ВЛАСТИ               

           После перехода счёта происхождения по женской линии к счёту происхождения по мужской линии противоречия наследования и участия всех взрослых мужчин в выборах и их возможность быть избранными были разрешены тем, что эти противоречия были устранены. Наследование имущества детьми после смерти отцов и полновесная демократия одержали победу.

Форма власти сложилась в период «матриархата» и стала окостеневать в период «патриархата». Совет – орудие управления и верховная власть в роде и племени. Если образуется союз племён, то  образуется и совет союзного племени. Совет рода – демократическое собрание; совет племени – выборные старейшины родов и военачальники родов; совет союза племён – старейшины родов всех племён союза и военачальники  родов всех племён союза. Так как совет племени, а затем союза племён, мог заключать мир и объявлять войну другим племенам, то соответственно с этим верховная власть делилась надвое, на совет старейшин и военную власть. 

Совет старейшин предназначен для мирного времени.  В случае войны и для военных действий избирается главный военачальник. Что касается ирокезов, которые хорошо понимали сущность власти, избирали двух главных военачальников, которые препятствовали узурпации власти каждым. Конкуренция!

Таким образом, имеются три уровня власти и главная форма этой власти – совет. Демократическая форма управления строится снизу вверх, а не наоборот. И базисом демократической формы управления является «народ», т.е. члены родов. Необходимо сказать о различие двух властей: совета старейшин и командиров во время войны. Командование предполагает жёсткую субординацию: подчинение воинов своему командиру;  совет – координацию его членов: в роде, в племени, в союзе племён. Союз племён может быть случайным, например, для обороны;  союз может быть лигой, то есть временный оборонительный и наступательный союз; союз может быть конфедерацией, то есть прочным оборонительным и наступательным союзом.

                СЕМЕЙНАЯ   ОБЩИНА.

           Структура семейной общины заключает в себе известное число семей: известное число замужних сестёр со своими детьми с происхождением счёта по женской линии или известное число женатых братьев со своими детьми с происхождением счёта по мужской линии. Главными представителями в семейной общине являются индивидуальные семьи, в отличие от рода. Постепенное превращение легко расторжимого парного брака в крепкое единобрачие (в моногамию) делает необходимостью обособление и отделение каждой семьи от других семей.  (В свою очередь отделение индивидуальной семьи от семейной общины предполагает в будущем распадение семейной общины и распад архаических родов, а так же свободу каждой отдельной семьи). Потребность семьи жить от рода и семейной общины отдельно ведёт к необходимости строить отдельные дома для каждой отдельной семьи и самим выбирать, где удобнее селиться.

 А как в этих условиях обстоят дела с властью? Всё по-прежнему, совет остаётся орудием управления и верховной властью. Совет в родах:  демократические собрания; совет в племени: совет старейшин и военачальников и равенство родов в их отношениях друг к другу; совет в союзе племён: совет старейшин родов всех племён, входящих в состав союза и равенство каждого племени в отношении к другим племенам.

                АЦТЕКСКАЯ   КОНФЕДЕРАЦИЯ.

             «Ко времени открытия Америки в различных её частях существовали конфедерации. Среди них: ирокезская конфедерация из пяти независимых племён, конфедерация криков из шести племён, конфедерация оттава из трёх племён, лига дакота из «семи огней совета», конфедерация моки в Нью-Мексико, состоявшая из семи пуэбло, конфедерация ацтеков из трёх племён в долине Мексико». (Конспект книги Льюиса Г. Моргана «древнее общество», с. 293).  Племена первоначально объединялись случайно, просто перед внешней угрозой для общей защиты. Затем появилась лига – временное объединение для наступательных и оборонительных действий и, наконец, конфедерация – прочный союз из нескольких племён.  Каждый союз либо лига, либо конфедерация. Здесь я приведу  описание  ацтекской конфедерации, которая, на мой взгляд, является для плотного размышления наиболее интересной. Материал дан полностью.
 
                «Единственным укреплённым пунктом ацтеков было пуэбло Мехико; с его захватом система управления ацтеков была разрушена, и её место заняло управление испанцев. Последние усмотрели в правлении ацтеков монархию, аналогичную европейской, и тем самым совершенно исказили историческую картину;  их описания «историчны», лишь поскольку касаются действий испанцев, действий и личных свойств ацтеков, а также их оружия, орудий и утвари, производств, пищи, одежды т т.п. Но они не имеют никакого значения, когда вопрос касается индейского общества и управления; «испанские авторы ничего не знали и ничего не понимали в этой области».

                «Ацтеки и другие племена, входившие в конфедерацию, находились на средней ступени варварства; они не знали железа и железных орудий; у них не существовало денег; вели меновую торговлю; достоверно, что они приготовляли пищу только раз в день, ели отдельно – сначала мужчины, затем женщины и дети; у них не было ни столов, ни стульев.

Они владели землёй сообща, жили большими домохозяйствами, состоящими из известного числа родственных семейств, и имеются основания предполагать, что в домохозяйствах господствовал коммунистический образ жизни. С другой стороны, они обрабатывали самородные металлы,  занимались земледелием, применяя искусственное орошение, изготовляли грубые хлопчатобумажные ткани, строили общие дома из необожжённого кирпича, изготовляли глиняную посуду превосходного качества.

       Не существовало ни «Королевства Мехико», о котором говорят более ранние авторы, ни «Империи Мехико», как её окрестили позднейшие. То, что нашли испанцы, было просто «конфедерация трёх племён», аналогичной конфедерациям, существовавшим во всех частях континента. Управление находилось в руках совета вождей совместно с высшим начальником военных отрядов (главный военный вождь).
          Эти три племени следующие: 1) ацтеки, или мексиканцы; 2) тескокцы; 3) тлакопаны.

        Ацтеки принадлежали к семи племенам, которые пришли с севера и поселились в долине Мехико и смежном районе; в эпоху испанского завоевания они были в числе исторических племён этой страны. – В своих преданиях все эти племена называли себя собирательным именем «нахуатлаков»; они говорили на диалектах общего (stock) нахуатлакского языка. Акоста (посетивший Мехико в 1585 г.) приводит распространённое предание об их постепенном расселении.
1) Сочимилка, «Племя {Nation} цветочных семян», поселились при озере Ксочимилко, на южном                склоне долины Мехико.
2) Чалка, «Народ {People} устья», пришли значительно позже, поселились по соседству с ними, на озере Чапала.
3) Тепанеки, «Народ моста», поселились у Ацкапоцалько, к западу от озера Тескоко, на западном склоне долины.
4) Кулуа, «Уродливый народ», поселились на восточном берегу озера Тескоко; впоследствии получили название тескокцев.
5) Тлатлуиканы, «Люди {men} сиерры», найдя долину вокруг озера уже занятой, перешли сиерру в южном направлении и поселились по другую её сторону.
6) Тлашкальцы,  «Люди хлеба», в течение некоторого времени жили вместе с тепанеками, затем поселились за пределами долины, на востоке, у тласкала.
7) Ацтеки пришли последними, заняли район нынешнего города Мехико.
    Акоста замечает, что они (ацтеки?)* пришли из стран, лежащих далеко на севере, где теперь основали королевство, которое назвали Нью-Мексико. То же предание находим у Клавихеро и Эррера.
            Тлакопаны не упоминаются, они были, вероятно, подразделением тепанеков, оставшимся в первоначально занятой этим племенем области, в то время как остальная часть перешла на территорию, лежащую непосредственно к югу от тлашкальцев, где их нашли под именем тенеака.
            Это предание содержит два факта: 1) что семь племён имели общее происхождение, говорили на родственных диалектах, 2)  что они пришли с севера.  Они составляли первоначально одно племя {people}, которое путём естественной сегментации распалось на ряд отдельных племён.
           Ацтеки нашли лучшие части долины уже занятыми и, переменив несколько раз место, поселились на небольшом участке сухой земли посреди болота, окружённого пространствами, покрытыми застывшей лавой, и озёрами. Здесь они основали в 1325 г. (по Клавихеро), за 196 лет до испанского завоевания, пуэбло Мехико (Теночтитлан); число их было незначительное и положение тяжёлое. Но на их территории протекали ручьи с западных холмов и протоки озёр Ксочимилко и Чапала, впадавшие в озеро Тескоко. Посредством плотин (Chusseen, Fahrdammen)* и запруд они окружили своё пуэбло обширным искусственным озером (pond), которое снабжалось водой из названных источников; так как уровень озера Тескоко был тогда выше, чем теперь, то, когда это сооружение было закончено, оно создало для их пуэбло наиболее прочное положение среди всех пуэбло в долине. Механические сооружения, при помощи которых ацтеки добились такого результата, -- одно из их крупнейших достижений.
         
          В период испанского завоевания пять из семи племён – ацтеки, тескокцы, тлакопаны, сочимилка и чалка – населяли долину; она была ограниченных размеров, равняясь приблизительно по величине штату Род-Фйленд. Это была горная котловина, без всякого стока, овальной формы, вытянутая с севера на юг, имевшая 120 миль в окружности, площадью приблизительно в 1600 квадратных миль, не считая пространства, покрытого водой; сама долина окружена цепью холмов, поднимающихся в виде террас с углублениями между ними, так что долина опоясана горным барьером. Эти племена населяли около 30 пуэбло, среди которых самым большим было Мехико. Существует много доказательств, что вся остальная часть современной Мексики была занята многочисленными племенами, говорившими на языках, отличных от нахуатлакского, большая часть их была независима. Остальными нахуатлакскими племенами, жившими вне долины Мехико, были: тлашкальцы, чолуланы ( вероятно, подразделение первых), которые все были независимы, наконец, тепеаки и тлатлуиканы, бывшие зависимыми.
 
Значительное число других племён, составлявших около 17 территориальных групп и говоривших на стольких же основных языках, занимали остальную часть Мексики; по своей разрозненности  и самостоятельности они представляли почти полную аналогию с племенами Соединённых Штатов и Британской Америки ко времени их открытия, спустя столетие или позже.
     В 1426 г. была основана ацтекская конфедерация; до этого в жизни племён долины произошло мало событий, имевших историческое значение; они были разъединены, враждовали друг с другом, не имели никакого влияния за пределами своего непосредственного места жительства. Около этого времени ацтеки получили перевес по численности и силе. Под предводительством своего военного вождя Ицкоатла они сломали существовавшее ранее господство тескокцев и тлакопанов, и, в результате междоусобных войн, была учреждена лига или конфедерация. Это был оборонительный и наступательный союз трёх племён, предусматривавший раздел в определённой пропорции военной добычи и дани с покорённых племён.

Теперь трудно определить, был ли этот союз лигой (существование которой могло быть по желанию продлено или прекращено) или конфедерацией, то есть прочной организацией, подобно ирокезской.  Каждое племя оставалось независимым в вопросах местного самоуправления, но во внешних делах, в вопросах, касавшихся нападения или обороны, три племени выступали как один народ. Каждое племя имело свой собственный совет вождей и своего собственного высшего военного вождя, но военный вождь ацтеков был главнокомандующим союзными отрядами; это можно заключить из того, что тескокцы и тлакопаны пользовались правом голоса при избрании и утверждении военного вождя ацтеков; отсюда следует, что при основании конфедерации влияние ацтеков было преобладающим.

           С 1426 по 1520 г. – в течение 94 лет – конфедерация вела частые войны с соседними племенами, особенно со слабыми осёдлыми индейцами, обитавшими к югу от долины Мехико до Тихого океана и к востоку от него до Гватемалы. Союзники начали с ближайших соседей и покорили их;  селения в этой области были многочисленны, но не велики, часто они состояли из одного большого здания из необожжённого кирпича или камня, а иногда из нескольких таких зданий, стоящих рядом. Такие набеги повторялись с определённой целью – захватить добычу, наложить дань, взять пленных для жертвоприношений – пока главные племена в этой области (за немногими исключениями)  не были покорены и обложены данью, в том числе и тотонаки, жившие разбросанными селениями в районе нынешнего Вера-Круса.

          Ацтеки, подобно северным индейцам, не обменивали и не отпускали пленных; если их не спасало усыновление. У ацтеков – под влиянием попов – пленных приносили в жертву верховному божеству, которому поклонялись. Организованное жречество у американских аборигенов впервые появляется на средней ступени варварства в связи с изобретением идолов и человеческими жертвоприношениями, служившими средством приобретения власти над людьми.  Подобную же историю оно, вероятно, имело и у всех других главных племён человечества.

       Отношение к пленным прошло через три последовательные стадии, соответствующие трём ступеням варварства; в первый период варварства их сжигали на костре, во второй – приносили в жертву богам; в третий – превращали в рабов. Во всех трёх крепко держался сохранившийся до поздней эпохи так называемой цивилизации принцип, согласно которому жизнь пленника находится в руках того, кто захватил его.
            Ацтекская конфедерация не делала попытки включить в свой состав покорённые племена; при родовом строе языковый барьер делал это невозможным; они были предоставлены власти своих вождей и своих древних обычаев. Иногда сборщик дани поселялся среди них. Принять участие в управлении можно было только через род, но ацтеки не были так развиты, как, например, римляне, чтобы переселить роды покорённых племён на свою собственную территорию и включить их в свой состав. По той же причине, а также вследствие препятствий, вызванных различиями в языке, колонисты из ацтекской конфедерации не могли ассимилировать покорённые племена.
Поэтому ацтекская конфедерация не приобрела новой силы, установив режим террора и наложив тяжёлое ярмо на покорённые племена; она вызвала у них ненависть и постоянную готовность к восстанию. Даже остальные нахуатлакские племена не были включены в состав конфедерации; сочимилка и чалка были номинально независимы, не являлись членами конфедерации, но были обложены данью.

             Конфедерация стояла лицом к лицу с враждебными и независимыми племенами, как мечоаканы на западе, оттоми на северо-западе (отдельные группы оттоми, разбросанные в близи долины, были обложены данью), чичимеки – дикие племена, обитавшие к северу от оттоми, меститланы на северо-востоке, тлашкальцы на востоке, чолуланы и уэшоцинка на юго-востоке, а за ними племена табаско, чиапанеки и сапотеки. В этих различных направлениях господство ацтекской конфедерации распространялось за пределы долины Мехико не больше чем на 100 миль, причём часть окружающей области была, несомненно, нейтральной территорией, отделявшей конфедерацию от её постоянных врагов. Из таких-то незначительных материалов сфабриковано  «Королевство Мехико» испанских хроник, возвеличенное в современной истории до ранга «Ацтекской империи».

              Цифра в 250 000 человек для населения долины и пуэбло Мехико преувеличена: это дало бы 160 человек на квадратную милю – плотность почти втрое большую, чем средняя плотность нынешнего населения штата Нью-Йорк, и почти равную средней плотности населения Род-Айленда.  У ацтеков не было ни стад крупного или мелкого скота, ни полевого земледелия. Из общего количества населения на пуэбло Мехико приходилось, может быть,  30 000 человек. Фантастические числа: Суасо (посетивший Мехико в 1521 г.) указывает 60 000 жителей, точно так же и анонимный конкистадор, сопровождавший Кортеса (А. Терно-Компан, Х, 92);  Гомара и Мартир превратили 60 000 жителей в 60 000 домов, и эту цифру приняли Клавихеро, Эррера и, наконец, Прескотт («Conguest of Mexico»).  У Солиса из 60 000 жителей, о которых говорит Суасо, получилось 60 000 семей, что дало бы населения в 300 000 человек, тогда как в Лондоне того времени насчитывалось всего 145 000 жителей (Блэк, «London»). Торкемада, цитируемый Клавихеро, сделал из 60 000 домов – 120 000! Дома в пуэбло Мехико несомненно представляли собою, по общему правилу, большие коммунальные  или общие дома, подобные домам Нью-Мексико того же времени, достаточно обширные, чтобы в каждом могло поместиться от 10 до 50 и даже до 100 семейств.

        Ацтекская конфедерация – по плану и стройности организации – стояла ниже конфедерации ирокезов.
              Пуэбло Мехико было самым большим в Америке; живописно расположенное посреди искусственного озера, с большими общими домами, оштукатуренными извёсткой, что придавало им блестящую белизну, оно уже издали поразило воображение испанцев; отсюда преувеличенная оценка.
              У ацтеков были найдены: декоративные сады, склады оружия и военной одежды, великолепные наряды, хлопчатобумажные ткани превосходной работы,  усовершенствованные орудия и утварь, большое разнообразие предметов питания; рисуночное письмо, употреблявшееся главным образом для записи дани, которую должно было платить натурой каждое покорённое селение (эта дань, которая налагалась планомерно и взыскивалась с жестокостью, состояла из тканей и продуктов огородничества); календарь для исчисления времени, базары для меновой торговли; далее, административные должности для удовлетворения запросов развивавшейся городской жизни; жречество и богослужение в храмах, с ритуалом, включавшим человеческие жертвоприношения. Должность высшего военного вождя приобрела большее значение и т. д.   
            
             1) Роды и фратрии.
              Испанские авторы (эпохи завоевания) не разглядели родов у ацтеков; но свыше 200 лет англо-американцы не видели их и у ирокезов; они довольно рано заметили существование кланов, называвшихся именами животных, но не рассматривали их как социальную единицу, на которой покоятся племя и конфедерация. Эррера  ( и др.) говорят о «родне» как о группе ( роде ) и о «колене»  { «Lineage» } (этим термином одни авторы обозначали фратрию, другие – род).
              Пуэбло Мехико  географически разделялось на четыре квартала, каждый их которых был занят одним «коленом» (фратрией); каждый квартал в свою очередь «подразделялся», и каждое подразделение было занято группой лиц, связанных какими-то общими узами (род). [В Мехико было только одно племя – ацтекское.]

              То же самое сообщается и о племени тлашкальцев (Эррера, Клавихеро); их пуэбло разделялось на четыре квартала, каждый из которых занимало одно «колено»; каждый квартал имел своего «теуктли» (главного военного вождя), свою особую военную одежду, свои знамя и герб… «Четыре военных вождя были ex officio членами совета» (Клавихеро). Подобным же образом пуэбло Чолула делилось на шесть кварталов.
                Так как ацтеки распределяли между собой отдельные части пуэбло соответственно своим общественным подразделениям, то результатом этого способа расселения явились территориальные {geographical} округа пуэбло.
                Эррера, следуя Акосте,  даёт краткий очерк сооружения Пуэбло Мехико. Прежде всего была построена «капелла из извести и камня для идола». Затем идол повеле жрецу, чтобы его (то есть идола) дом оставался посредине и чтобы вожди с их родственниками и дружинниками расселись в четырёх округах, или кварталах, построив жилища так, как покажется лучше каждой группе; так возникли четыре квартала Мехико, ныне называемые кварталами Св. Иоанна, Св. Марии Круглой, Св. Павла и Св. Себастияна.  Когда это разделение было произведено, идол снова повелел им разделить между собою богов, которых он указал, и в каждом квартале отвести особое место для поклонения богам. Таким образом, каждый квартал разделился на несколько меньших частей соответственно числу богов, которым идол приказал поклоняться… После этого разделения те, которые считали себя обиженными, ушли со своими родственниками и дружинниками искать другое место; это – соседнее Тлателулко.

                В этом рассказе по шаблону изображается готовый уже результат: сперва родственники разделились на четыре деления, а затем эти последние – на меньшие подразделения. В действительности же процесс шёл противоположным путём: сперва каждая группа родственников (род) поселялась отдельно от других на определённой территории, однако таким образом, чтобы несколько групп, находившихся в ближайшем родстве (фратрии), территориально соприкасались. Следовательно, если низшим подразделением был род, то каждый квартал занимала фратрия, состоявшая из родственных родов. (Греческие и римские племена таким именно образом селились в своих городах.) Каждый род одной и той же фратрии (каждого из четырёх кварталов Мехико), по общему правилу, селился отдельно. Так как муж и жена принадлежали к разным родам, а дети – к роду отца или к роду матери, в зависимости от того, считалось происхождение по мужской или по женской линии, то подавляющее большинство жителей в каждом подразделении квартала должно было принадлежать к одному и тому же роду.

                Военная организация ацтеков была основана на этих общественных делениях. В «Мексиканской хронике» туземного автора Тесосомока (на это место Моргану указал А. Ф. Банделье из Хайленда, Иллинойс, который занят переводом этой хроники) говорится, что в связи с ожидавшимся нападением мечоаканов Ашайакатл обратился к двум мексиканским начальникам и т. д. и ко всем другим и спросил: «Все ли мексиканцы готовы,  по обычаям и порядкам каждого квартала; если готовы, то пусть выступают в поход и соединятся все вместе У Матлатсинко Толука»; это показывает, что войска были организованы по родам и фратриям.
              Форма землевладения также указывает на существование родов. Клавихеро говорит: «Земли, называвшиеся «алтепетлали» («алтепетл» -- пуэбло), то есть земли, принадлежавшие городским и сельским общинам, были разделены на столько частей, сколько было округов в городе, и каждый округ владел своей частью совершенно отдельно и независимо от других. Эти земли никоим образом не могли быть отчуждаемы».
               Каждая из этих общин была родом, локализация которого была необходимым следствием общественной системы ацтеков. Община определяла округ  (Клавихеро вместо «общины» употребляет слово «округ») и сообща  владела землями. Клавихеро упустил из виду элемент родства, связывавший членов общины, но этот пробел восполнил Эррера.

      Он говорит: «У них были другие синьоры {lords}, называвшиеся «великими отцами» [сахемы], вся земля которых принадлежала одному колену [роду], жившему в одном округе; их было много, когда во время заселения Новой Испании распределялись земли; каждое колено получило свой участок и владело им до настоящего времени; эти земли не принадлежали никому в отдельности, а всем сообща и тот, кто владел ими, не мог их продавать, хотя пользовался ими пожизненно и оставлял их своим сыновьям и наследникам; а если дом (alguna casa – испанский феодальный термин) вымирал, то земли доставались ближайшему «отцу», который управлял тем же округом, или коленом, и никому другому».

          Феодальные представления испанца и отношения, которые он наблюдал у индейцев, переплетаются здесь между собой, но их можно расчленить.  Ацтекский  «сеньор» -- это сахем, гражданский вождь группы кровных родственников, которые называли его «великим отцом». Земля принадлежала этой группе (роду) в целом; когда вождь умирал, то (согласно Эррера)  его место занимал сын; в данном случае по наследству переходила не земля, которой никто не «владел» даже в форме бенефиция {in trust}, а должность сахема; если у него не было сына, «земли доставались ближайшему великому отцу», то есть другое лицо избиралось сахемом.

           «Колено» {«lineage»} не может здесь означать ничего другого, как только род» должность была наследственной в роде, как и у других индейских племён, и выборной из числа его членов; если происхождение считалось по мужской линии, то выбор должен был пасть на одного из родных или коллатеральных сыновей умершего сахема или родного или коллатерального брата и т. д.
           «Колена» Эррера и «общины» Клавихеро были, очевидно, одними и теми же организациями – родами. Сахем не имел никаких прав на земли и не мог никому их передать. Испанцы считали сахема землевладельцем, потому что должность, которую он занимал, была постоянной и земля была в неотъемлемом владении рода, во главе которого он стоял;  сахем (за исключением его функции как вождя рода) имел столь же мало власти над людьми (которую ему приписывают испанцы), как и над землями.
           То, что они говорят о наследовании имущества, также запутано и противоречиво;  важно лишь постольку, поскольку обнаруживает существование групп кровных родственников, а также наследование после отца, и в таком случае – счёт происхождения по мужской линии.

            2) Существование и функции совета вождей.
            Существование у ацтеков совета вождей доказано, но относительно его функций и числа его членов почти ничего неизвестно. Брассер де Бурбур говорит: «Почти все поселения или племена разделены на четыре клана или квартала, вожди которых образуют великий совет»; дальше он говорит, что ацтекский совет состоял из четырёх вождей (Бурбур. «Popol Vuh»).
            Диего Дуран (писал свой труд «History of the Indies of New Spain and Islands of the Main Lends» в 1579 – 1588 гг., следовательно, до Акосты и Тесосомока) говорит: «В Мехико после избрания короля избирали из числа братьев или близких родственников этого короля четырёх сеньоров, которым давался титул принца и из числа которых избирался следующий король… Эти четыре сеньора после избрания их в принцы составляли королевский совет, как председатели и судьи верховного совета; без их согласия нельзя было ничего предпринимать».

             Акоста  указывает на эти же четыре должности (тлакачкалкатл, тлакатекал, эсуауакатл и филланкалке), называет лиц, которые занимали их, «избирателями» и говорит, что «все эти четыре сановника составляли великий совет, без суждения которого король не мог предпринять что-нибудь важное».
             Эррера, разделив эти должности на четыре степени, говорит далее: «Эти четыре дворянина составляли верховный совет, без суждения которого король не мог предпринять ничего важного; только из этих четырёх мог быть избран король». Термин «король» употреблён для обозначения главного военного вождя, а термин «принцы» для обозначения индейских вождей. Когда уэшоцинка прислали в Мехико послов с предложением союза против тласкаланов, Монтесума, согласно Тесосомоку, сказал им: «Добро пожаловать, братья и сыновья, обождите некоторое время, так как, хотя я и король, но не могу дать вам ответа один, а только вместе со всеми вождями святейшего сената Мехико». Здесь, как и в приведённых выше сообщениях, существенным является: существование верховного совета, который контролировал действия главного военного вождя. Ограничение числа членов совета четырьмя – невероятно. В таком виде совет представлял бы не ацтекское племя, а небольшую группу родственников, из которых должен был выбираться военачальник.  По индейской же системе (равно как и всюду, где существовала родовая организация) каждый вождь был представителем группы, его избравшей, а вожди все вместе представляли племя. Иногда из их числа производился выбор для образования Общего совета, но это всегда делалось в силу основного постановления, которое определяло число членов совета и постоянный порядок их замещения.

               Совет тескокцев состоял из 14 членов (Икстлилксочитл. «History of  the Chichimecas» {в книге}: Кингсборо.  «Mexican Antiguities», IX, стр. 243); совет в Тласкала состоял из большого числа членов; мы также находим совет у чолуланов и мечоаканов, но Клавихеро  говорит об ацтеках: «В истории завоевания мы часто будем встречать Монтесуму совещающимся со своим советом относительно требований испанцев. Мы не знаем числа членов этого совета, и историки не сообщают нам данных для того, чтобы осветить этот вопрос».  Однако невероятно, чтобы совет у ацтеков ограничивался четырьмя членами, принадлежащими к одному и тому же колену.

{{Маркс это комментирует: [Не могли ли испанцы ошибочно принять за племенной совет, который состоял из родовых вождей, главного военного вождя и, возможно, четырёх других должностных лиц, избиравшихся из определённого рода, совершенно так, как, например, у ирокезов, у которых хранители вампума выбирались из определённого рода? Должность могла стать наследственной в этом роде.]}

               У каждого племени Мексики и Центральной Америки был свой совет вождей.
                Ацтекская конфедерация, по-видимому, не имела общего совета из из главных вождей трёх племён, а только советы отдельных племён. В таком случае она была бы только наступательным и оборонительным союзом под главенством племени ацтеков. Этот вопрос должен быть ещё выяснен.
3) Должность и функции главного военного вождя.
                Должность, которую занимал Монтесума, называлась теуктли, военный вождь; как член совета водей он иногда назывался тлатоани (оратор). Эта должность главного военачальника – высшая из известных ацтекам; она была равнозначна должности главного военного вождя в конфедерации ирокезов. Лицо, занимавшее эту должность, становилось ex officio членом совета водей.Титул  теуктли прибавлялся в виде эпитета, например, чичимека-теуктли, пил-теуктли и т. д.  Клавихеро говорит: «Теуктли имели преимущество перед всеми другими в сенате как в отношении занимаемых мест, так и при голосовании, и им позволялось иметь позади себя слугу (помошник сахема у ирокезов) с особым сиденьем, что считалось почётнейшей привилегией».
                Испанские авторы никогда не употребляют слова «теуктли» по отношению к Монтесуме или его приёмникам, а заменяют его титулом короля. Икстлилксочитл смешанного тескокско-испанского происхождения называет главных военных вождей Мехико, Тескоко и Тлакопана, просто  «военными вождями» теуктли с добавлением слова, указывающего племя.

{Маркс  говорит: («теуктли» -- warchief    {военный вождь} = general  {полководец}).}

 Рассказав о разделении власти между тремя вождями при основании конфедерации и т. д.,  названный выше Икстлилксочитл продолжает: «Король Тескоко величался  [собравшимися вождями трёх племён] акулуа-теуктли, а также чичимекатл-теуктли – титулом, который носили его предки и который был символом власти [добавленное слово – племенное обозначение]; Ицкоатсин (Ицкоатл), его дядя, получил титул кулуатеуктли, так как управлял толтеками-кулуа  [он был военным вождём ацтеков, когда была основана конфедерация];  Тотокиуатсин получил титул текпануатл-теуктли, который был титулом Аскапут-салко.  С тех пор их приёмники получали те же титулы».
                Испанцы сходятся на том, что должность, которую занимал Монтесума, была выборной, причём выбор был ограничен членами определённой семьи; их поражал только тот факт, что эта должность переходила не от отца к сыну, а от брата к брату или от дяди к племяннику. Непосредственно на глазах завоевателей выборы происходили два раза: Монтесуму заместил его брат (неизвестно, родной или коллатеральный)  Куитлауа; после его смерти преёмником был избран его племянник Гватемосин (родной или коллатеральный племянник?).  Так же и при предшествующих выборах должность переходила от брата к брату или от дяди к племяннику (Клавихеро).  Но кто же выбирал?  Дуран (см. выше) указывает на четырёх вождей как на избирателей, к ним прибавляют по одному избирателю от Тескоко и Тлакопана; всего шесть избирателей, которых наделяют правом выбирать главного военного вождя из членов определённой семьи. Это не соответствует характеру индейской выборной должности.

              Саагун («Historia General ets.», гл. XVIII) говорит:  «Когда король или господин умирал, все сенаторы, называвшиеся «текутлатоке, старцы племени, называвшиеся ачкакаути, далее, капитаны и старые воины, называвшиеся иаутукиоаке, и другие отличившиеся в военных действиях начальники, наконец, жрецы, называвшиеся тленамакаке или папасаке, -- все они собирались в королевских палатах.  Затем они совещались и решали, кто должен быть господином, и избирали в колене предшествовавших повелителей одного из благороднейших мужей, который должен был быть доблестным, опытным в военном деле, храбрым и отважным… Когда они приходили к согласию относительно кого-нибудь одного лица, то сейчас же объявляли его господином, причём это избрание производилось не посредством баллотировки или голосования, а все вместе совещались до тех пор, пока не останавливались единодушно на одном лице…  Избрав господина, они выбирали также четырёх других лиц, которые были чем-то вроде сенаторов и должны были всегда находиться при господине и быть осведомлёнными о всех делах королевства».

            Если ацтеки были организованы в роды, то должность должна была быть наследственной в определённом роде, но выборной из числа его членов; она переходила бы посредством избрания внутри рода от брата к брату или от дяди к племяннику ( как и было у ацтеков, по словам Саагуна), но никогда от отца к сыну ( при условии счёта происхождения по женской линии, как у ирокезов). Эта преемственность при выборе главного военного вождя ацтеков показывает, что они были организованы в роды и что, по крайней мере в отношении этой должности, происхождение считалось у них ещё по женской линии.
            Маркс комментирует:
           Морган высказывает предположение, что должность, которую занимал Монтесума, была наследственной в определённом роде (на доме, в котором жил Монтесума, было изображение орла – герб, или тотем),  члены которого выбирали кандидата из своей среды; эта кандидатура представлялась затем для утверждения или отклонения каждому из четырёх колен (фратрий) ацтеков, а также тескокцам и тлакопанам, которые были непосредственно заинтерисованы в выборе главнокомандующего. Каждое подразделение, обсудив и утвердив кандидатуру, назначало для объявления о своём согласии определённое лицо; отсюда шесть мнимых «избирателей». Четыре высших ацтекских вождя, именуемых избирателями, были, вероятно, четырьмя военными вождями четырёх «колен», или фратрий, ацтеков, ацтеков подобно четырём военным вождям четырёх колен тласкаланов. Их функция состояла не в том, чтобы выбирать, а в том, чтобы сообща определить, следует ли считать выбор, сделанный родом, одобренным и в таком случае объявить о результате выбора.

Право смещения с должности вытекает из права избрания, если избрание было пожизненным. Когда Монтесума, уступив угрозам, позволил увести себя из своей резиденции в ставку Кортеса, где был арестован, ацтеки были на некоторое время парализованы. В Вест-Индии господа испанцы обнаружили, что, если захватить касика племени и держать его в плену, это парализует индейцев, и они отказываются сражаться. Используя этот опыт, испанцы, вступив на материк, старались захватить главного вождя силой или хитростью и держать его в плену, пока не достигнут своей цели. Так поступил Кортес с Монтесумой;  то же самое сделал Писарро, когда захватил Атауальпу.  У самих индейцев пленный предавался смерти; если это был главный вождь, его должность возвращалась в племя и сразу же замещалась. Новый же порядок (созданный испанцами) парализовал деятельность народа; пленник оставался здесь в живых и сохранял за собою свою должность. В такое положение Кортес поставил ацтеков.

Ацтеки выждали несколько недель, надеясь, что испанцы уйдут, но затем они сместили Монтесуму за отсутствие мужества, выбрали на его место его брата, непосредственно за этим с большой яростью напали на ставку испанцев и в конце концов прогнали их из своего пуэбло. Кортес  послал Марину спросить Монтесуму, не думает ли он, что они передали власть в руки нового предводителя?  (Всё это сообщает Эррера.) Монтесума ответил, что «они не осмелятся избрать короля Мехико, пока он жив». Затем он поднялся на крышу дома, обратился к своим землякам и получил от одного из ацтекских воинов следующий ответ (по Клавихеро): «Молчи, негодяй, баба, рождённая, чтобы ткать и прясть; эти собаки держат тебя в плену, ты – трус!» Затем они стали пускать в него стрелы и бросать камни; от перенесённого унижения он вскоре умер; военный вождь, который командовал ацтеками во время этого нападения, был его брат – Куитлауа.

            Нет никаких оснований предполагать, что Монтесума обладал какой бы то ни было властью в гражданских делах ацтеков, скорее всё говорит против этого. Однако его должности главного вождя были присвоены жреческие и, как говорит Эррера, также судебные функции… Совет имел, таким образом, право как избирать, так и смещать. – Сами испанцы сначала признавали, что ацтекская конфедерация – это лига или конфедерация племён. Как они могли из этого сфабриковать ацтекскую монархию?   (45 том, с. 317 – 326).


          Самым интересным остаётся то, что не только в то далёкое время, но и сегодня историки  продолжают своим воображением рисовать ацтекскую монархию и показывать Монтесуму с золотой короной на голове и сидящим на золотом троне.  Смотрел 5-й канал (точно не помню когда именно) и там  «забугорный» историк с восхищением  рассказывал об этой «империи». Всё те же представления испанской хроники. Что их заставляет повторять эти  ложные представления?
            
          Продолжение следует.                18.12.2011.

         

               
         
               
               
               
               
         

               


Рецензии