И. С. Бугаевский-Благорный

ПОРТРЕТ

Вглядитесь в автопортрет Ивана Семеновича Бугаевского-Благорного, выполненный художником в 1814 году. Был ему в то время сорок один год – почти середина долгой жизни. Достаточно одного взгляда на полотно и по сопутствующей атрибутике сразу становится ясно, что перед нами представитель мира живописи. В облике его чувствуется некая небрежность, скорее домашняя свобода, начинающаяся от чуть помятого белого воротника соседствующего с клетчатым шейным платком, до позы некой отрешенности. Перед нами лицо умного и спокойного человека. Задумчивый взгляд маленьких глаз ускользает в сторону, подчеркивая погруженность художника в свой внутренний мир. Приковывает внимание большой, «думающий» лоб мыслителя. Чуть выдает возраст, немного отвисший подбородок. Таким видел, а скорее всего, ощущал себя художник. Ничего нет лишнего, отвлекающего внимание от лица и выбранной позы. Именно так писались портреты в конце XVIII начале  XIX веков.

Нам повезло. Сохранился еще один портрет этого мастера в маскарадном костюме, созданный другом художника А.Г. Венециановым в технике пастели двумя годами позже. Известно, что  И.С. Бугаевский – Благорный и А.Г. Венецианов считались самыми талантливыми и любимыми учениками В.Л. Боровиковского. Видим мы те же завитки волос, прикрытые темным бархатным беретом, украшенным белыми пушистыми перьями. Перекликаются они с атласным воротником и нарукавниками необычной, перламутровой белизны, отделанными кружевами. Взгляд глаз направлен прямо на зрителей. В уголках приподнятых губ затаилась улыбка. А в руках вместо кисти – гитара. Находится он в Третьяковской галерее. Интересно, что в той же галерее находится картина художника «Капитолина из Тронихи» (1818), являющаяся копией с картины А.Г. Венецианова «Капитошка», что подтверждает дружеские отношения двух живописцев, любивших изображать  крестьянские типы.

СУДЬБА

Плеяда портретистов порубежья двух веков -  периода перехода от классицизма к сентиментализму, хорошо известна: И.Я. Вишняков, А. Матвеев, А.П. Антропов, И.П. Аргунов,  Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов, В.Л Боровиковский.  И вдруг совсем неожиданно возникла для меня фамилия  Богаевского. Причем в разных источниках обозначается она различно: Бугаевский (Богаевский) – Благорный (Благодатный). Изменяется даже отчество художника - Семенович и Васильевич. Даты жизни, очерченные 1773-1859 годами, указаны под вопросами. Остается стабильным лишь имя – Иван.

Не была я знакома с творчеством этого художника. Пришлось полюбопытствовать. Огорчена. Слишком мало информации удалось собрать о нем в доступных мне источниках. Выяснила, что по происхождению был он сыном киевского мещанина. На протяжении пятнадцати лет значился воспитанником Академии художеств (1779—1794) и учился в основном у С. С. Щукина. По окончании оной был удостоен звания мастера и шпаги. Затем служил в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел.  Лишь в 1822 году, будучи в чине титулярного советника получил звание «назначенного» в академики за «Портрет гусарского офицера». К этому времени написал Иван Семенович несколько сохранившихся и по сей день портретов, хранящихся в разных музеях страны. Среди них — «Портрет М.И. Кутузова» (1813), «Автопортрет» (1814), «Неизвестная» (1816), «Портрет героя войны 1812 года генерал-майора Д.М. Юзефовича» (1818). В 1824 году художнику за «Портрет профессора живописи А.И. Иванова», исполненный  в настоящую величину, удостоен звания академика, что, безусловно, свидетельствует о росте мастерства живописца. Далее появился портрет В.Л. Боровиковского (1825), советами которого он часто пользовался и возможно был его учеником, а затем  Кочубея (1837). Как и многие художники того времени, И.С. Бугаевский не прошел мимо религиозной живописи. Принимал он участие в росписях строящихся церквей и написании икон для них. Кроме того, И.С. Бугаевский-Благорный считался отличным рисовальщиком. Его сатирические рисунки были хорошо известны современникам.  Некоторые из них  хранятся сейчас в Государственном Русском музее.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Из художников века XVIII особенно почитаю за необыкновенный талант и скромность  В.Л.Боровиковского. Не сохранилось ни одного его автопортрета. Да и были ли они? Сомневаюсь. Учитывая данное обстоятельство, сочла возможным уделить внимание мало известному в наши дни, незаслуженно забытому И.С.Бугаевскому. Именно он запечатлел облик Боровиковского  вскоре после смерти учителя. Иван Семенович сделал с ранее исполненного эскиза большой портрет и написал на его обратной стороне, что это есть «дань искреннего уважения к необыкновенным…талантам и величию души покойного».


Иллюстрация. И.С. Бугаевский – Благорный. Автопортрет. 1814 год. Третьяковская галерея.


Рецензии
Спасибо большое, Уважаемая Галина! Впервые услышал это имя. Это замечательно, то что Вы дали возможность прикоснуться к памяти полузабытого, но прекрасного художника!!!

Игорь Тычинин   06.03.2021 08:39     Заявить о нарушении
Игорь, неизменное спасибо за внимание и добрые слова!

Всего хорошего, ГМ.

Галина Магницкая   06.03.2021 09:26   Заявить о нарушении