Россия и кризис. Нетипичная реакция
Выводы экспертов ФБК так прокомментировал директор департамента стратегического анализа этой компании Игорь Николаев:
— Мы посмотрели последние статистические данные по странам «двадцатки». Оказалось, что у России худший показатель динамики ВВП по итогам второго квартала 2009 года в сравнении со вторым кварталом 2008 года. Наряду с Мексикой: у нас спад 10,9 процента, там — 10,3 процента.
Еще один важнейший вывод заключается в том, что лидирующие среди быстро развивающихся стран Китай и Индия сохранили свои позиции. Нас это также заставляет задуматься, потому что Россия была и формально остается в одной группе с этими странами, в группе БРИК. Но у них темпы роста в кризис всего лишь несколько снизились, а Россия глубоко провалилась.
— Некоторые эксперты объясняют невыразительные показатели российской экономики ее зависимостью от сырьевой конъюнктуры. Однако ваше исследование показывает, что отнюдь не падение цен на энергоресурсы, прежде всего, на нефть, привело к столь значительному сокращению ВВП…
— Да, если это зависимость от нефти, то неутешительные результаты должны быть и у стран, которые также сильно зависят от ее экспорта. Россия же, в конце концов, не единственная — есть Саудовская Аравия, Норвегия (она не входит в G20, но, тем не менее, очень зависит от нефти), Австралия. Но никто из них так не провалился, как Россия. У Саудовской Аравии спад ВВП будет около 0,9 процента, у Норвегии результат хуже, но тоже всего минус 4,9 процента, у Австралии падение также крайне незначительное.
Получается, что есть «нефтяные» страны, которые демонстрируют совершенно иную динамику по сравнению с Россией. Поэтому, увы, столь глубокий спад нельзя оправдать и объяснить только сырьевой направленностью экономики. Это надо признать. Но тогда придется признать, что есть и другие причины. Одна из них — запоздалая и неэффективная антикризисная политика. Другая — незавершенность структурных и институциональных реформ.
— На ваш взгляд, какие конкретные ошибки допустили российские власти в своих антикризисных действиях?
— Важнейшее значение имеют приоритеты антикризисной политики. Какие приоритеты были выбраны в России? Прежде всего,
Столь глубокий спад нельзя оправдать и объяснить только сырьевой направленностью экономики России.
Поддержание устойчивости финансовой системы. То есть с осени прошлого года, когда кризис вступил в острую фазу, мы стали спасать банковскую систему. В этом Россия, конечно, не была оригинальной, но, тем не менее, другие страны демонстрировали несколько иной подход.
Давайте посмотрим на объективные показатели. Например, что было с остатками средств на корреспондентских счетах в банках, поскольку этот показатель демонстрирует, была ли в действительности проблема с ликвидностью. Выясняется, что не было столь острых проблем с ликвидностью, они были надуманны. В России этот показатель с мая по сентябрь прошлого года стабильно рос — примерно с 550 миллиардов до 620 миллиардов рублей. Мы же говорили: все, ликвидности нет, надо срочно вливать. Ну и влили — за осень, по оценке самого правительства России, более двух триллионов рублей.
Другие страны (например, Китай — безусловный лидер в борьбе с кризисом) имеют другие приоритеты. В том же Китае это стимулирование спроса — инвестиционного, а через него и потребительского. В России же приоритеты совершенно неправильные. Выбраться из этой ловушки теперь будет очень трудно. Мы не только не очень хорошо боролись с кризисом раньше, но и предопределили ситуацию, когда мы не сможем эффективно бороться с ним и в ближайшие месяцы.
Конец цитаты.
Сейчас правительство готовит программу посткризисного развития российской экономики. Можно ли ожидать, что оно все-таки внесет коррективы в план своих действий? Вряд ли. Деньги, отданные банкирам, всевозможным горластым лузерам типа «родной текстильной», которую, похоже, взяли на полное госиждивение, и олигархам, уже не вернешь. Неэффективно растрачен огромный профицит, который сейчас очень был бы не лишним.
Особенно трудности, в которые себя загнала Россия, видны на курсе национальной валюты, рубля. По данным специалистов ING Bank, девальвация рубля составит 15-20% уже к концу года. Кроме того, эксперты этого банка ухудшили и прогноз падения ВВП РФ в 2009 году с 2,7% до 6,1%.
Напомним, недавно Альфа-банк прогнозировал, что курс рубля по отношению к доллару США к концу 2009 года может упасть до 37,4 руб./$1 с учетом того, что дефицит бюджета в 2009 году составит 8% ВВП, стоимость нефти будет находиться на уровне $45 за баррель. Если же цена нефти в 2009 году в среднем составит $60 за баррель, то для того, чтобы обеспечить дефицит бюджета на уровне 8% ВВП, к концу года курс рубля должен будет составлять 33,9 руб./$1.
Министр финансов РФ Алексей Кудрин на заседании правительства обнародовал и свой прогноз курса рубля к доллару на 2010 год.
По словам министра, в 2010 году средний курс доллара будет находиться на отметке в 33,5-33,9 рубля. «Мы ориентируемся на курс около 33,5-33,9 (рубля) в следующем году при цене на нефть 58 долларов за баррель», - сообщил Кудрин.
Отметим, что ранее экономисты ожидали, что средний курс доллара к рублю в 2010 году составит около 33,9 рубля. Сейчас это 30,124. Падать еще есть куда.
Таковы малоутешительные итоги борьбы с кризисом в России. Слава Богу, наконец сообразили, что бесконечно кидать миллиарды в черную дыру АвтоВАЗа бессмысленно. Решили провести реконструкцию. Лучше поздно, чем никогда. Но вот хлопок, похоже, для текстильных баронов будет покупать государство на наши с вами денежки. Субсидирование называется. Как это поможет нашему приполярному текстилю стать конкурентоспособным в борьбе за рынки с хлопкосеющими странами, тайна, покрытая мраком.
Впечатление такое, что ставилась именно такая задача: срочно раздербанить денежные запасы. Раздербанили. В бюджете кукиш с маслом. А на пороге вторая волна кризиса.
Валентин Спицин.
Свидетельство о публикации №211121901102
Сергей Горбатых 02.02.2012 02:50 Заявить о нарушении