Клоуны, ГЛ. 2

      Глава вторая
      Северное море – страшная сила

      Тестирование-собеседование и подписание Контрактов затянулось до позднего вечера. По завершению всех намеченных мероприятий, представители норвежской компании отобрали восемь человек, которые должны были проследовать на буровые разведочные платформы, расположенные в Северном море. На платформу VS-413/13, в частности, направлялись Лёнька, Тиль, Вован и Василич.
      - Хорошая компашка подобралась, - вдумчиво резюмировал Даниленко. - Весёлая, по крайней мере.
      - То бишь, скучать не придётся? - подозрительно прищурившись, предположил Василич.
      - Это точно. Обещаю…
      Тридцать четыре новых сотрудника Statoli ASA/4 ночь провели в комфортабельных гостиничных номерах «Арктик-Сити». За счёт компании, понятное дело.
      Вроде бы, перед прощанием с любимой Родиной полагалось – по старинному русскому обычаю – крепко попьянствовать. Но ничего толком не получилось. Так, маята одна несерьёзная. Во-первых, деньги у народа, не считая неприкосновенных Евро, почти закончились. А, во-вторых, как-то неудобно было придаваться отчаянному загулу практически на глазах у новоявленных работодателей.
      - Плохая примета – уезжать без полноценной и весёлой отвальной, - устраиваясь на узкой кровати, ворчал Лёнька. - Причём, не первая уже. Не будет, елочки зелёные, доброй дороги. Не будет…. Тьфу-тьфу-тьфу. Стук-стук-стук…
      Утром, в гостиничном ресторане, состоялся сытный завтрак – уже, в соответствии с подписанными Контрактами, за казённый счёт. Потом всех загрузили в два солидных импортных автобуса и отвезли в местный аэропорт.
      Длинная, до омерзения медлительная очередь. Прохождение паспортного контроля и таможни. Часовое ожиданье в международной зоне. Приглашение на посадку. Симпатичный импортный самолётик. Строгая команда, мол: - «Пристегните, твари, ремни!». Нудная рулёжка с полосы на полосу. Тягостное ожиданье. Короткий разбег. Взлёт. Вязкая дрёма…   
      Кто-то невежливо потряс за плечо.
      - Что надо? - не разлепляя век, поинтересовался Макаров.
      - Шоколада, - известил бодрый голос приятеля. - Килограмм пять-шесть. Больше, извините, не съесть. У меня желудок маленький. Сморщился и скукожился от регулярного потребления пива.
      - Иди к чёрту.
      - Просыпайся, чудак! - не отставал Тиль. - Красота просто неописуемая. Не пожалеешь, гадом буду…
      Лёнька открыл глаза, отщёлкнул замок самолётного ремня, привстал и, перегнувшись через худющие колени Даниленко, сидевшего в крайнем ряду, заглянул в иллюминатор.
      Картинка, представшая взору, завораживала: тёмно-чёрные, местами зеленоватые горы и плато, изрезанные длинными и узкими, слегка изломанными разноцветными полосами – серыми, серебристыми, тёмно-голубыми.
      - Это знаменитые норвежские фьорды, - пояснил Серёга.
      - Они самые. Всю жизнь мечтал увидеть…. Ух, ты! Прямо под нами корабль проплывает. Большой…. Ему навстречу другой идёт. Ещё больше. Действительно, красота. Спасибо, брат, что разбудил…
 
      Через некоторое время самолёт приземлился в аэропорту норвежского города Тромсё.
      Пассажиры покинули самолёт, пешком дошагали до симпатичного здания аэровокзала, получили багаж и, пройдя паспортный контроль, оказались в зале ожидания.
      - Что дальше? - засомневался бородатый Василич. - Куда нам?
      - Вон же они, встречающие, - махнул рукой Лёнька. - Зажав в ладошках таблички с текстом, выстроились в ряд…. Ага, вижу нашего клиента. На прямоугольном светло-коричневом куске картона красным фломастером небрежно начертано – «VS-413/13». За мной!
      Встречающий – молодой худосочный парнишка, говорящий на причудливой смеси английского и немецкого языков – с грехом пополам объяснил, что необходимо проехать на базу компании, где надо будет пройти подробный инструктаж по технике безопасности и подписать всякие бумажки.
      - Надо, так надо, - покладисто согласился Тиль. - Поехали. Веди, Сусанин скандинавский, к автотранспортному средству.      
      Белый японский микроавтобус тронулся в путь. Минут пять-семь за стёклами мелькали чёрно-бурые скалы, покрытые разноцветными лишайниками, далёкие, слегка голубоватые сопки и светло-зелёные «поля» лесотундры, местами заросшие густым кустарником.
      - Прямо, как наш сибирский куруманник, - сентиментально вздохнул Вовка. - Это я про высокие кустики разных растений, образующих, переплетаясь между собой, единое целое. Ракита, ольха, ива, вереск, багульник, прочие полезные растения…
      Машина въехала в Тромсё.
      - Среднестатистический западноевропейский населенный пункт, рассчитанный тысяч на пятьдесят-семьдесят населения, - вяло прокомментировал Тиль, считавший себя опытным и виды повидавшим путешественником. - Сплошные двух и трёхэтажные коттеджи, церквушки, сине-жёлтые квадратные «коробки» торгово-промышленных зданий. Совершенно ничего особенного и выдающегося, короче говоря. Кроме, понятное дело, величественных сопок, нависающих над городком. 
      - Ты, брат, не прав, - не согласился с приятелем начитанный Макаров. - Во-первых, не забывай, что Тромсё расположен почти на четыреста километров севернее Полярного круга. Во-вторых, здесь имеются самые северные в мире: Университет, ботанический сад, планетарий и пивоваренный завод. В-третьих, наличествует несколько вполне приличных футбольных команд. Причём, одна из них регулярно борется за самые высокие места в чемпионате Норвегии.
      - Тогда-то оно, конечно. Типа – совсем другое дело. Уважаю…. Опаньки! Да, впечатляет, ёлы-палы.
      Микроавтобус въехал на длиннющий мост, элегантно переброшенный над тёмно-голубыми водами.
      - Это какой-то фьорд? - спросил любопытный Вовка. - В смысле, под нами?
      - Нет, морской залив, - ощущая себя опытным экскурсоводом, пояснил Лёнька. - Сейчас, друзья мои, мы едем по Тромсёйскому мосту, являющемуся одной из главных достопримечательностью этого города. Мост имеет рамно-консольную конструкцию и состоит из пятидесяти восьми пролётов. Его полная длинна – более километра, средняя высота пролётов над уровнем моря – около сорока метров. Приметное, как не крути, сооружение…. Между прочим, Тромсёйский мост был построен за неполные три года. Усекаете? Внутренний голос мне навязчиво подсказывает, что в нашей современной России аналогичный инженерный объект возводили бы лет десять-пятнадцать. Если, блин вороватый, не дольше. Типа – бизнес, ничего личного…
      Мост остался позади. Микроавтобус, въехав через распахнутые настежь двустворчатые ворота, остановился возле стандартного двухэтажного сборного здания промышленного назначения, выкрашенного в благородный тёмно-синий цвет.       
      - Вылезайте, господа, - на странном немецко-английском диалекте, велел водитель. - Двое идти внутрь. Вон в ту дверь. Двое сидеть на скамеечке и ждать. Удачи!
      Автомобиль, коротко бибикнув на прощание, уехал.
      - Имеются ли среди нас некурящие индивидуумы? - притворно нахмурившись, поинтересовался Даниленко. - Променявшие исконную мужскую забаву на – так называемый – здоровый образ жизни?
      - Табачным зельем не балуюсь, - откликнулся правильный Василич. - Даже не пробовал ни разу.
      - Я тоже, - почему-то засмущался Вован. - То есть, раньше, конечно, покуривал. А потом женился и бросил. Супруга попалась очень строгая. Заставила бросить.
      - Бывает, - понятливо вздохнул Лёнька. - Плавали – знаем…. Тогда, ребятки, шагайте на инструктаж. А мы, извиняйте покорно, подымим слегка…
      По разные стороны от нужной двери – вдоль длинной стены – стояло по две скамьи. На одной из них они и обосновались.
      Макаров и Даниленко закурили, а Володька и Василич, оставив рюкзаки на попечение товарищей, прошли внутрь здания.
      - Пахнет морем, - с удовольствием затягиваясь табачным дымом, глубокомысленно высказался Лёнька. - Прямо как в Мурманске. Но, вместе с тем, чувствуется…э-э-э, что-то чужеродное.
      - Это точно, - поддержал Тиль. - Из серии: - «Хоть похоже на Россию, только, всё же, не Россия…». В чём тут дело? Может, в непривычно-избыточной чистоте? Пока ехали от аэропорта – смотреть противно было за автобусные окошки: всё аккуратненькое такое, ухоженное, словно бы кукольно-игрушечное…. А, здесь? Как я понимаю, сейчас мы находимся на территории ремонтно-складской базы, принадлежащей нефтяной компании. Где же, чёрт побери, всякие и разные ржавые механизмы и железяки непонятного предназначения? Пустые двухсотлитровые бочки из-под солярки? Почему, в конце-то концов, не наблюдаю на земле – и тут, и там – разнокалиберных масляных пятен? Почему? Не понятно…. Кто мне объяснит? 
      Подъехал ещё один белый микроавтобус – точная копия первого, и из него браво десантировалось шестеро рослых парней, облачённых в одинаковые ярко-бирюзовые спортивные костюмы, с объёмными кожаными сумками в руках.
      Микроавтобус уехал, а парни, обернувшись, с удивлением уставились на Лёньку и Тиля, после чего принялись о чём-то громко галдеть (на совершенно незнакомом языке), и, нагло пересмеиваясь между собой, смешно размахивать руками.      
      - Что это с ними? - забеспокоился Макаров. - Суетятся, волнуются, в нас пальчиками тыкают.
      - Сейчас проясним ситуацию, - отправляя окурок в урну, пообещал Даниленко и, поднявшись на ноги, гаркнул на языке туманного Альбиона: - Чего скалимся и веселимся, уважаемые? Здесь вам не бродячий цирк. Да и клоунов поблизости не наблюдается. По крайней мере, профессиональных…. Итак, в чём дело?
      После двухсекундной паузы вперёд выступил представительный деятель, физиономию которого украшала рыжая шкиперская бородка, и на хорошем английском сообщил:
      - Извините, мы никого не хотели обидеть. Просто вы, господа, очень внешне похожи на Тиля Уленшпигеля и Ламме Гудзака. Эти легендарные персонажи очень популярны у нас на родине, в Нидерландах…
      - Мы в курсе, - перебил рыжебородого Серёга. - Более того, весьма польщены. Но, тем не менее, это не повод – тыкать пальцами и пошло хихикать. Не правда ли?
      Лёнька покинул скамью, взял в руки метровую арматурину, прислонённую к стене здания, несуетливо примерился и, утробно крякнув, ловко «завязал» на середине металлического прута некое подобие пышного узла-банта. 
      После этого он невозмутимо подтвердил:
      - Правда ли, правда ли. Махровое хамство, оно всегда наказуемо. Рано или поздно. Так что, земляки славного принца Оранского, учтите на будущее. Чтобы потом не обижаться…. А сейчас – свободны. Отдыхайте, родные. 
      Голландцы тут же прониклись, торопливо подхватили свои кожаные сумки и, неуклюже извиняясь, отправились к дальней скамье, расположенной по другую сторону – относительно входных дверей. 
      - Знай наших, - победно пробормотал Тиль. - Типа – нечего наглеть, меры не зная…
      - Значит, в Голландии до сих пор обожают читать и перечитывать литературные произведения Шарля де Костёра? - спросил Макаров. - Раз Уленшпигель так дорог голландцам?
      - Образ Уленшпигеля.
      - В смысле?
      - Видишь ли, друг мой, роман де Костёра «Легенда о Тиле…» является лишь художественным произведением. Не более того.
      - То есть, никакого Тиля Уленшпигеля – на самом деле – и не было?
      - Трудно сказать однозначно, - признался Даниленко. - Вполне возможно, что это – просто собирательный образ, начавший проявляться в народном сознании ещё в четырнадцатом-пятнадцатом веках. Этакий среднестатистический бродяга, плут и балагур. Ну, как Ходжа Насреддин, бравый солдат Швейк или же наш Василий Тёркин. Так что, достославный и сообразительный Шарль де Костёр просто воспользовался народными легендами и сказаниями – применительно к реалиям шестнадцатого века…. Впрочем, отдельные научные источники утверждают, что Уленшпигель – историческое лицо. Он, якобы, родился примерно в 1300-ом году в городке Кнайтлинге, много путешествовал по Германии, Бельгии и Нидерландам, а потом умер от бубонной чумы в Мёльме, в печальном 1350-ом году. Правда, успел оставить после себя целую кучу отборных анекдотов, баек и разных весёлых историй…. Как оно было на самом деле? Трудно сказать…   
      Часа через четыре, когда все инструктажи были завершены, а необходимые бумаги подписаны, Оле Далин – старший инженер Statoli ASA/4, отвечавший за комплексную безопасность труда – попросил новых сотрудников построиться рядом с входной дверью. Мол, для последних прощальных наставлений.
      Построились, понятное дело.
      - Господа, рад был познакомиться, - пресно улыбнувшись, сообщил Далин. - Вы представляете собой полноценную буровую смену. То есть, единую и монолитную команду. Вместе вам предстоит отработать – как минимум – полтора месяца. Дальше поглядим. Ребята, которых вы сегодня замените, после законного отдыха будут переброшены на новую платформу. Плановая ротация кадров…. По составу смены. Предусмотрены два палубных рабочих и два помощника бурильщика. Эти должности займут наши русские коллеги. Далее – бурильщик, крановщик, комплексный механик, моторист, диспетчер. И, конечно же, сменный бригадир. Мистер Ванроуд, подойдите, пожалуйста, - рядом со старшим инженером появился рыжебородый голландец. - Спасибо…. Итак, господа буровики, на ближайшие полтора месяца мистер Ванроуд является вашим полновластным начальником, королём, прокурором, адвокатом, депутатом и Богом – в одном лице…
      - Влипли в очередной раз, - тихонько пробормотал Макаров. - Хотя по-другому, наверное, и не бывает.    
      Оле Далин, тем временем, продолжил:
      - В единоличную компетенцию сменного бурового бригадира входят следующие понятия-возможности: перераспределять должностные обязанности между подчинёнными, отстранять от работы за грубые нарушения техники безопасности, заполнять ежесуточные ведомости с коэффициентами трудового участия каждого члена бригады, подавать предложения по премированию и депремированию отдельных сотрудников, ну, и многое другое…. Мистер Ванроуд, будут ли у вас какие-либо просьбы и пожелания?
      - Будут, - мстительно прищурился голландец. - На ближайший месяц в моей бригаде, в соответствии с правилами компании, вводится «сухой закон». Поэтому я бы хотел провести ревизию личного багажа палубных рабочих и помощников бурильщика. Общеизвестно, что русские жить не могут без алкоголя…
      - Без вопросов, мы всё понимаем, - развязывая шнуровку рюкзака, широко и добродушно улыбнулся Тиль. - Милости просим, господин бригадир! Не стесняйтесь!
      Определённые результаты, всё же, обыск принёс – у Володьки изъяли две полулитровые банки с пивом, а в боковом кармане рюкзака Даниленко обнаружили плоскую фляжку из нержавейки (грамм, наверное, на триста), заполненную армянским коньяком.
      «Эх, мистер Ванроуд, простота голландская. Дорого же тебе этот коньячок будет стоить», - подумал Лёнька. - «Тиль тебе этого фортеля не простит. Ни в жизнь. Обязательно, так его и растак, посчитается…».

      Дальше всё было просто. Подкатила парочка давешних беленьких микроавтобусов. Загрузились, вернулись в аэропорт, пересели на вертолёт, вылетели. Минут через сорок успешно пять приземлились на платформе VS-413/13. Там их уже ждали десять мужиков со слегка осунувшимися физиономиями – двое русских, три венгра и пятеро датчан – сменный коллектив, жаждущий скорейшей встречи с Большой Землёй. 
      Приветствия, живой разговор, обмен шутками-прибаутками.
      - Прекращаем заниматься ерундой! - скомандовал Ванроуд. - Уже через два с половиной часа нам заступать на смену. Осматриваем бытовые помещения, обживаемся, получаем спецовки и каски, переодеваемся. Времени в обрез…. За мной!
      Осмотрелись, обжились, получили, переоделись. В положенное время заступили на смену.
      Буровой снаряд находился на поверхности. Вован и Василич подкатили тележку с новым буровым долотом, массивные шарошки которого были оснащены техническими алмазами. Сноровисто окрутили старое долото, поменяли на новое. Тележку откатили в сторону. Прицепили старое долото к стропам. Сытым котом загудел судовой кран.
      - Как оно, ребятки? - подойдя, поинтересовался улыбчивый бурильщик Ганс Аоорон. - Готовы, бродяги русские, к процессу спуска? Не забыли, как оно делается?
      - Дело нехитрое, - скромно улыбнулся Тиль. - Хватай трубы щипцами, да успевай открывать-закрывать элеватор. Начинай, мастер, не сомневайся. Гадом буду – не подгадим…
      Длинно и заливисто взвизгнула-всхлипнула лебёдка, первая труба с долотом заскользила – внутри колонны обсадных труб – вниз. Процесс, как говориться, пошёл…
      В положенное время смена завершилась. Стихли двигатели бурового агрегата и различных насосов – промывочных, дожимных, масляных. Вокруг установилась тишина. Только где-то над Северным морем испуганно кричали-вопили чайки, да в нижних помещениях платформы размеренно постукивали дизеля.
      Вахтенные обязанности были сданы следующей смене.
      - Следуем вниз, принимаем душ, обедаем и ложимся спать, - велел Ванроуд. - Не забывайте, что через семь часов пятьдесят минут нам снова предстоит выходить на работу.      
      - Мы вас догоним, - пообещал Тиль. - Перекурим, для начала, на свежем воздухе.
      - Как будет угодно. Только, коллеги, пройдите на северную оконечность платформы. Там оборудована профильная площадка. И, пожалуйста, не выбрасывайте окурки за борт…

      Они стояли возле полутораметровых алюминиевых перил, неторопливо курили и задумчиво вглядывались в морские дали.
      - А в роли пепельниц выступают пустые консервные банки, наспех закреплённые на прутьях перил, - хмыкнул Даниленко. - Чисто, блин, по-нашему…. Чего это, дружок толстый, с твоими глазками? Мечтательные такие, подёрнутые дымкой романтической…. Наверное, по давней устоявшейся привычке, стишки сочиняешь?
      - Есть такое дело, - сознался Лёнька.
      - И, пардон, как успехи?
      - Сочинил.
      - Тогда зачти.
      - Слушай…

Море ластиться – обманчиво – доверчиво.
Где-то там внизу – метрах в пятидесяти пяти от горизонтальной плиты платформы.
Сизо-фиолетовый закат. Поздний вечер.
Ерунда. Другое я помню.
Впрочем, кому она нужна, моя сраная память?
Никому.
Море. Волны. Лёгкая туманная замять…
Питер, оставшийся где-то вдали?
Перестаньте, господа.
Старая ржавая баржа – лет так сорок тому назад – засевшая на мели
Навсегда.
Волны, несущиеся – по страшной скорости – к берегу.
Серые такие, хищные…
Чайки наглые, насмешливые.
Лишние.
Первая смена закончилась.
По идее – должен быть устать.
Пожевать норвежских котлеток
И завалиться спать…
Может, и устал.
Но спать совсем не хочется.
Мысли бродят – в голове – разные.
Как же я – ненавижу – одиночество!
Как же я не люблю – праздники…
И ещё – чисто – напоследок.
Я очень люблю – пиво.
Тут его нет – и в помине.
На все стороны света – Северное море – подмигивает криво.
Северное море. Страшная сила…


      Глава третья
      Сиреневый туман – над нами проплывает


Рецензии