Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков - биография
 
Николай Андреевич Римский-Корсаков — известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине.
Удивительный мастер оркестра, автор 15 опер, виртуозных симфонических произведений, великий сказочник был непревзойденным мастером музыкального пейзажа. Особенно многообразны созданные им картины морской стихии — то безмятежно спокойной, то слегка волнующейся, а то и грозной, свирепой. И это неудивительно. С самого раннего детства Ника (так звали его родные) был покорен морем, даже еще не видя его.
Н.А.Римский-Корсаков родился 18 (6) марта 1844 г. в городе Тихвине тогда Новгородской губернии, ныне Ленинградской области. И не впечатления тихого провинциального городка, находившегося вдали от моря, пробудили увлечение будущего композитора водной стихией.
Дело в том, что брат Ники Воин Андреевич, старше его на 22 года, был моряком и в годы детства будущего автора «Садко» не раз совершал дальние плавания. В своих письмах к семье он подробно рассказывал о путешествиях, о море. И ребенок рос под впечатлением рассказов брата. А научившись читать, одну за другой проглатывал книги о морских путешествиях.
В двенадцатилетнем возрасте Нику определили в Морской Корпус. Все практические занятия на кораблях проводились в пределах Балтики. И Ника все сильней привязывался к морю.
По окончании Морского корпуса юный гардемарин Римский-Корсаков совершил трехгодичное плаванье (это было время Гражданской войны в США, и во время плавания эскадра Лисовского выполняла секретные поручения русского правительства, связанные с помощью северянам).
Морское путешествие познакомило Римского-Корсакова с морями и океанами разных широт. В письмах к родителям теперь он сам восторженно описывает красоты морского пейзажа. Зорким глазом художника он впитывал все оттенки, все перемены окружавшей его морской стихии. И став композитором, в течение всей жизни изображал её оркестровыми красками.
Симфоническая картина «Садко» о приключениях новгородского купца, попавшего после кораблекрушения в подводное царство, легла впоследствии в основу оперы того же названия. От тихого, спокойного моря в начале плавания композитор доводит музыку до разбушевавшегося океана. Под воздействием игры Садко на гуслях Морской царь пускается в пляс. Пляска становится все более неистовой, на дно моря падают корабли, гибнут люди… И только когда Садко догадывается, что надо прекратить этот дикий танец, и обрывает струны, наступает тишина и море успокаивается.
Незабываемые морские картины рисует композитор и в симфонической поэме «Шехерезада».
Композитор несколько холодноватый, сдержанный в проявлении своих чувств, Римский-Корсаков наиболее полно раскрывался, изображая водную стихию. Эмоциональная скованность Николая Андреевича проявилась, скорее всего, ещё в детстве. Поздний ребенок немолодых родителей, лишенный в детстве общества сверстников, он рос в какой-то степени «маленьким старичком» — послушным, разумным, педантично аккуратным, но эмоционально зажатым.
Присущее композитору душевное тепло раскрывалось и в его проникновенных романсах, где вся гамма человеческих чувств звучит наиболее сильно. Приблизиться к сложной замкнутой натуре Римского-Корсакова мне удалось благодаря работе над летописью его жизни и творчества (это происходило в 1960-е гг. при участии младшего сына композитора Владимира Николаевича, издана в 4-х выпусках под названием «Страницы жизни Н.А.Римского-Корсакова». М. — Л., 1969-1971).

Многие годы Николай Андреевич работал в Петербургской консерватории, создав там свою композиторскую школу. Среди его учеников — Глазунов, Лядов, Прокофьев, Стравинский, а также М.Штейнберг — учитель Шостаковича.
Бескорыстный художник, увлеченный не только своим творчеством, но всей душой преданный музыкальной культуре, он не жалел времени и сил на завершение произведений рано ушедших из жизни своих друзей и товарищей по Могучей кучке — Мусоргского и Бородина. Не будь Римского-Корсакова, мы, возможно, никогда бы не узнали ни оперы Бородина «Князь Игорь», ни народной музыкальной драмы «Хованщина» Мусоргского. И даже завершенный автором «Борис Годунов» получил всемирное признание после редактуры Римского-Корсакова. Для современников Мусоргского новаторство композитора, своеобразие его музыкального языка казались неграмотностью. В редакции Римского-Корсокова язык cглаживался, и музыка становилась понятной. Сейчас некоторые склонны критиковать редактора за «приглаживание» самобытной музыки гениального новатора, и в наше время подлинная партитура «Бориса Годунова» исполняется во многих театрах и производит сильное впечатление. Но мы не можем не быть благодарны Римскому-Корсакову за то, что он сделал, обеспечив славу любимой опере своего покойного друга.

Творческая и личная судьба Римского-Корсакова сложилась удачно. Но и его не миновала тяжёлая десница цензуры. Именно это обстоятельство послужило причиной преждевременной смерти Николая Андреевича.
В июне 1908 года композитор, получил официальное извещение, что постановка «Золотого петушка» запрещена.
Запрет «Золотого петушка» потряс Римского-Корсакова настолько, что у него произошел инфаркт, и после повторения сердечных приступов композитор скончался 21(8) июня 1908 года.
С уходом Римского-Корсакова завершилась блестящая эпоха русской классической музыки XIX века, который


Рецензии