Гнездо в сарае

            Открыв 1-го мая дачный сезон, я и соседи обратили внимание на парочку

трясогузок, заполошно бегавших по крышам расположенных рядом моего и их сараев. Видимо,

где-то здесь они свили гнездо, нами так и не обнаруженное, как мы ни искали. Будучи на

даче в другой раз и выискивая что-то на сарайной полке, я отодвинула бутылку и за ней в

укромном уголке обнаружила искомое гнездо с пятью яичками, тут же забаррикадировав его

бидоном и убрав подальше от этого места всё, что может мне понадобиться, дабы не

волновать птичек понапрасну. Сюда заглянули все соседи, всласть налюбовавшись

гнёздышком, в котором несколько дней спустя яичек стало шесть, и на них периодически

начала сидеть самка, а мне пришлось реже заходить в сарай, чтобы её не тревожить.

            Наступил день, когда меня встретили пятеро птенцов, безмолвно открывающих

рты при малейшем шорохе. Родители истошно чирикали при моём приближении к сараю и в

минуты пребывания там, я в свою очередь успокаивала их простым человеческим языком:

детей не трону, наоборот, буду беречь и защищать от хищников, если таковые появятся.

Действительно, однажды я заметила одичавшего кота, который проявил повышенный интерес к

сараю, вот и пришлось мне постоянно быть начеку, трудясь на грядках и обозревая

окрестности.

            Трясогузки вскоре поняли, что я для их птенцов опасности не представляю,

поэтому кричали больше для профилактики: в случае какой-либо нужды я подходила к сараю

неторопливо, давая возможность вылететь оттуда кому-то из родителей. Во время дождя 

прохаживалась вдали под зонтом, перекусывала на ходу, создавая при своём наличии

максимально комфортные условия для семейки. Вскоре я заметила – самец постоянно стоял на

одной, правой, ноге - видимо, с левой что-то было не в порядке. Но это совсем не мешало

ему быть главой семьи, и главенство его что-то сильно мне напоминало: часто он, держа в

клюве еду для птенцов, истошно орал, бегая у сарая, за это время его подруга успевала

несколько раз запорхнуть к детям с новыми порциями мошек… 

              Жаль, что вспомнила я про приобретённый недавно цифровой фотоаппарат

только тогда, когда птенцы уже вылупились, но потом не ездила на дачу без него,

запечатлев на фото и видео  весь процесс роста и развития птичьих деток. Наблюдая

сначала лишь раскрытые рты и слыша  возникшее попискивание, я однажды опешила, открыв

сарай после перерыва в несколько дней. Меня встретил громкий требовательный ор, и я

узрела страшноватые вытянутые шеи с отрастающими кое-где на них перьями в виде колючек –

птенчики стали напоминать доисторических чудовищ со злобными глазками и огромными ртами.

Правда, такими они оставались недолго и вскоре, дружно покрывшись перьями, лежали уже в

тишине и покое,  оккупировав гнездо внутри и снаружи, благо, оно было в углу. И птенцов

стало четыре, вместо пяти вначале, а между ними просматривалось не проклюнутое шестое 

яйцо.

              Однажды наступил день, когда, приехав на дачу и открыв сарай, жильцов я

там не обнаружила, лишь тщательно разглядела пустое гнездо, не найдя никаких следов

погибшего  птенца и оставшегося не раскрытым яйца. Пока я грустила и строила догадки,

прилетел "одноногий" папа, сел на забор рядом с сараем и, глядя на меня, стал что-то

громко рассказывать на своём птичьем языке, я же спрашивала его по-русски:

- Скажи мне, где дети? Может, их съела кошка? Или с ними всё в порядке, и они живы -

здоровы?               

                Так мы и беседовали: он мне своё -  птичье,  я ему - человечье.

Утомившись говорить, он улетел, а спустя минут пять появился, да не один, усевшись рядом

с сараем на ветках яблони с женой и дитём. Последнее было явно недовольно:

чувствовалось, что родители оторвали его от важных дел, уговорив слетать «на смотрины» -

его не до конца оформившийся клюв выражал обиду. А родителей, сидевших от него

неподалёку, распирало от гордости – они, несомненно,  хвастались перед нами проделанной

большой работой по высиживанию и выкармливанию потомства. Они дали себя

сфотографировать, долго оставаясь на месте и сохраняя величавый вид. Думаю, самец раньше

рассказал мне всё, отвечая на вопросы, и очень удивился, что я его не понимаю, решив

тогда предъявить перед моими очами хотя бы одного птенца. Потом я видела остальных –

подросших - они периодически прилетали на свою «малую родину».

               Закрывая дачный сезон, я расчистила облюбованный трясогузками уголок –

вдруг и в следующую весну они устроят там гнездо?!


Рецензии