Проповедник Екклесиаст - О богатстве

 Книга Екклесиаста - 2. О богатстве


                2. О богатстве

Чтобы понять, что дает для души человеческий мирской жизни лозунг «Обогащайтесь!», Проповедник, как бы,   окружил себя несметным богатством, построил дворцы, завел слуг и служанок и сделался «великим и богатым».

 Чего бы глаза не пожелали, все он имел.
 
И оказалось, что в награду для души, ему досталось только  веселье и радость - это и была его «собственная доля от всех трудов».

«Я предпринял большие дела: построил себе  домы, посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи …приобрел себе  слуг и служанок…также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня…собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих – разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; мудрость моя пребыла со мною. Чего бы глаза мои не пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моею долею от всех трудов моих.» (Еккл. 2. 4-10) .

Каков же был результат от накопления и   обладания всей этой роскошью:

« И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все  - суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем» (Еккл. 2. 11) .

Обратившись трезвым взглядом на все накопленное богатство, Проповедник стал искать смысл всего содеянного для человека.

«И возненавидел весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому  что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает: мудрый ли будет он, или глупый? А он будет распоряжаться трудом моим, которым я трудился и которым  показал себя мудрым под солнцем. И это суета!» (Еккл.2.18) .

Если принять близко к сердцу это Божественное слово Проповедника, то самим себе можно задать бесчисленные вопросы: кому достанутся плоды моих трудов? Как он будет распоряжаться плодами трудов моих?

Эти вопросы лежат очень близко к сердцу человека, ведь в накопление богатства были вложены его мудрость, знания, успех.

В накопленных материальных ценностях таким образом не только денежная стоимость, но и частица душевных качеств, вложенных незримо в них.
 
Следовательно, накопление богатства ограничивается возможностью его потребления самим человеком и его близкими до конца его жизни.

Все излишне накопленное, после смерти достанутся наследникам, как они будут распоряжаться не известно.

Если это богатство будет пущено «на сладкую жизнь», о чем написано не мало книг и снято кинофильмов, человеку должно быть жаль не растрачиваемое имущество, а та легкость, с которой будет пущена на ветер и его душевные переживания связанные с накоплением этих ценностей.

Именно о наследниках, растрачивающих равнодушно, лично вложенными душевными переживаниями умершего отца, в оставляемое им в наследство имущество,  Проповедник вещает так:

«И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем, потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать всё человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это – суета и зло великое! Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? Потому все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета!» (Еккл. 2. 20-23) .

Если поддаться страстям накопительства, то человек ввергает себя в порочный круг, подобно кошке гоняющейся за собственным хвостом.

Страсть накопительства становится навязчивой идеей, затмевающей голос благоразумия, это уже похоже на болезнь, приносящее вред такому человеку.

В результате, «кто любит серебро, тот не насытится серебром» (Еккл.5.8).

 Имущество умножается, но одновременно и «умножаются и потребляющие его».

 С одной стороны, такому человеку приятно смотреть как «потребляют» это имущество его домочадцы, но с другой стороны, какое «благо» это приносит ему лично, да и домочадцам.

 С увеличением потребления, растут запросы и человеку надо накапливать все больше и больше.

 Это «пресыщение» богатством не дает покоя и спокойного сна.

А может и так быть, что богатство может погибнуть от несчастного случая и тогда «как вышел нагим из утробы матери своей, таким и отходит» (Еккл.5.14) .

В результате, накопительство  не приносит морального удовлетворения для души, выходит, что человек трудился «на ветер», зачем были нужны раздражение, огорчения, досада, переживания пока «копил».

Проповедник на все это смотрит так:

«…кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета! Умножается имущество, умножается и потребляющие его; и какое благо для владеющего им: разве только смотреть своими глазами? Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. Есть мучительный недуг, который видел я под солнцем: богатство, сберегаемое владетелем его во вред ему. И гибнет богатство это от несчастных случаев: родил он сына, и ничего нет в руках у него. Как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит, каким пришел, и ничего не возьмет от труда своего, что мог бы он понести в руке своей. И это тяжкий недуг: каким пришел он, таким и отходит,   какая же польза ему, что он трудился на ветер? А он во все дни свои ел  впотьмах, в большом раздражении, в огорчении и досаде.» (еккл.5.9-18) .

Проповедник в теме о богатстве,   еще раз доносит до людей  откровение, что на все Воля Божия.

Не во власти человека, чтобы самостоятельно управлять – что есть и пить и «услаждать душу свою от труда своего.

 Я увидел, что и это от руки Божией» (Еккл.2.24) .

Если человеку Богом даны мудрость и знания, то «услаждаясь» этими своими качествами и радуясь, он в первую очередь должен благодарить Бога.

Человек не благочестивый за этот свой грех получает от Бога заботу «собирать и копить», чтобы после себя  оставить накопленное другим людям.

«Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это – от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? Ибо человеку, который добр пред лицем Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицем Божиим. И это – суета и томление духа!» (Еккл. 2. 24-26).
 
Важно обратить внимание, что накопленное богатство, тем или иным способом,  Божьим промыслом попадет   «доброму пред лицем Божиим» .

Православный христианин, получивший Благодать Божью в форме таланта, способностей, непрестанно благодарит за это Бога и использует их в мирской жизни, пользуясь получаемыми материальными ценностями и щедро делясь ими с ближними.

 Ни о каком накопительстве он не помышляет, понимая, что это «суета и томление духа!».

И ещё, Богу угодно, чтобы каждый человек, используя все предоставленные ему возможности, наслаждаясь благами земли, потреблял бы это все разумно, имея душевные ограничители к страсти накопительства.


Создано
Юрий Дремов
19.12.2011г.
п. Развилка


Рецензии