Интрига недели. а была ли интрига?

26 сентября 2007 года. В понедельник вечером президент Путин объявил имена некоторых министров в новом кабинете, возглавляемом недавно утвержденным премьером Виктором Зубковым.

Сохранив свой пост министра финансов, Алексей Кудрин стал вдобавок вице-премьером, повысив, таким образом, свой собственный статус и статус своего ведомства.

Сменилось руководство Министерства торговли и экономического развития. Место Германа Грефа заняла Эльвира Набиулина. Г-же Набиулиной 44 года.

С 2000 по 2003 год она была заместителем главы МЭРТа, а затем возглавила Центр стратегических разработок. В последнее время Набиулина руководила экспертным советом при совете по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при президенте России.

Место Владимира Яковлева во главе Министерства регионального развития. занял Дмитрий Козак. Прежде он работал полномочным представителем президента в Южном Федеральном округе. Сохранил он за собой этот пост или нет, не сообщается.

Отставки Михаила Зурабова ждали очень многие – и она состоялась. Пост министра здравоохранения и социального развития заняла Татьяна Голикова. До сегодняшнего дня она была заместителем министра финансов Алексея Кудрина.

По словам Путина, в ближайшее время должна быть подготовлена «система оценки работы правительства и ведомств» - это касается, в том числе, и регионов - сказал президент. По его мнению, такая система – цитирую - «должна подстегнуть весь административный аппарат».

По предложению премьера Зубкова, появились два новых комитета - Госкомитет по делам молодежи и Госкомитет по рыболовству.

Из выступления президента совершенно неясным осталось, принял ли Путин прошение об отставке министра обороны Анатолия Сердюкова, являющегося зятем премьера Зубкова. Но потом отдельно сообщили, что президент отставку не принял.

Интересно отметить, что новый министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова (бывший заместитель министра финансов) замужем за другим членом правительства – Виктором Христенко, который сохранил свой пост.

Остальные министры старого кабинета остаются на своих постах:

• Сергей Иванов и Дмитрий Медведев  - первые вице-премьеры  правительства РФ
• Александр Жуков и Сергей Нарышкин - заместители председателя  правительства  РФ,
• Рашид  Нургалиев - глава МВД,
• Сергей Шойгу - глава  МЧС,
• Сергей Лавров - глава МИД,
• Леонид  Рейман - министр   информационных  технологий  и  связи, 
• Александр Соколов - министр культуры  и массовых коммуникаций,
• Андрей  Фурсенко - министр образования и науки, 
• Юрий Трутнев - министр  природных ресурсов, 
• Виктор Христенко - министр  промышленности и энергетики,
• Алексей Гордеев - министр сельского  хозяйства, 
• Игорь Левитин - министр транспорта,
• Владимир Устинов  - министр  юстиции,
• Владислав Путилин - первый  заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ - министр РФ.

Такой вот официоз удалось добыть на сайтах международных агентств.

И возникает вопрос:  в чем же все-таки была интрига? Ради чего надо было менять правительство, если в итоге заменены преимущественно, за исключением главы Минэкономразвития, второстепенные персонажи?

После назначения Зубкова в журналистской среде муссировались самые различные варианты. Как понять логику назначения Зубкова? Я вспомнил опять-таки, как назначался Фрадков перед вторыми путинскими президентскими выборами, и тогда президент, мотивируя, в чем была такая спешка – до выборов успеть назначить нового премьер-министра вместо Касьянова, мотивировал это следующим: реформы не ждут, в стране нужно осуществлять мощные, энергичные преобразования. Поэтому нельзя терять те три недели до выборов, надо срочно формировать новое правительство, осуществлять реформы и так далее. Прожили мы весь этот фрадковский период, и, по-моему, все серьезные аналитики, экономисты сходятся в том, что никаких реформ за фрадковский период вообще в стране не осуществлялось.

Единственное исключение – монетизация, но прошла она, очень мягко скажем, не  слишком удачно, может, даже лучше, если бы не проходила. Все остальные серьезные реформы были остановлены: пенсионная, военная, реформа здравоохранения. Что не остановлено – то буксует. Поэтому я очень сомневаюсь в том, что назначение Зубкова поможет осуществить плавный переход к новой системе власти, поможет сделать ее более эффективной и так далее. Может быть, я не прав. Посмотрим через полгодика, что получится.

Приведу выдержку из статьи Натальи Геворкян в интернет-издании «Газета.Ру». Она пишет: «Положите руку куда следует и скажите мне: так ли уж важно, кто именно и какое именно место займет после всех выборов, если все фьючерсные назначения производит Владимир Путин?

А если их производит Владимир Путин, то производит он их под себя, даже если под Иванова, Петрова или Сидорова. В противном случае, не стоило бы трогать, по крайней мере, безусловные прерогативы сменщика. Как бы ни развивались события дальше, кто ни назывался, какую бы должность ни занимал, никуда не уйти и не спрятаться от факта, что все, что делает Путин в последнее время, он делает так, как будто у него впереди жизнь во власти.

Если бы какому-то другому человеку предстояло серьезно войти во власть через полгода, даже будучи селекционированным сверху, унизительное для него назначение ему нового правительства было бы просто нереальным. Это невозможное ноу-хау, к тому же свидетельствующее о том, что власть окончательно уверила себя, что никакого общества, не говоря уже о гражданском, в стране нет. Никто ничего не стесняется, никто даже не пытается прикрыть рукой рот, когда зевает.

У меня все время складывается впечатление, что надо мной издеваются и говорят: «Засунь свои хорошие манеры знаешь куда». От меня как от избирателя даже не пытаются скрыть, что не только выборов больше нет, но нет уже даже и необходимости втюхивать мне, что избирателю отведена какая-то роль. Наоборот, всячески подчеркивается, что предстоящие выборы – фарс, расклад сил в будущем парламенте уже определен, будущий президент, если его можно так назвать, - просто марионетка, а избиратели – вот такой оркестр, без которого функция дирижера просто теряет смысл». 

Хлестко. И с этим, увы, многие могут согласиться. Шило на мыло, мыло на шило. Какая разница? Все равно известно, кто будет рулить страной.

У многих избирателей, особенно среднего, пожилого возраста, есть такое ощущение в отношении президента как царя или хозяина всея Руси, что на кого же он нас, бедных, покинет, если уйдет? Вот у него есть некая мистическая связь со страной, которой у нового человека, может, и не будет. Вот когда был царизм проклятый, самодержавный, там эта мистическая связь определялась принадлежностью наследника к той же самой династии, и Бог все это дело освящал. А сейчас, поскольку дочку свою Путин ставить наследницей не может, то получается, что у нового не будет такой мистической связи. Но что касается даже не Думы, а правительства, то здесь, конечно, совершенно другая ситуация. И более того, я бы сказал, что действительно фигура премьер-министра в свете того, как построено наше правительство, абсолютно не важна. Потому что этот премьер просто не является де-факто премьером.  Впрочем, как и министр министром. Решения принимаются в другом кабинете.

Когда из уст президента прозвучала фамилия Зубкова, все, начиная от Грызлова и Володина до Жириновского и Зюганова, говорили, какой он замечательный и какой великий. Телеканал сразу вспомнил, что в бытность его директором совхоза в Ленобласти надои у его коров были выше, чем в Финляндии, благо найти ту корову и подергать за вымя сейчас уже невозможно. Поди – проверь. В общем, конечно, не очень деликатно вышло.

А что до надежд… Когда приходил Фрадков, тоже было много всяких прогнозов. Ничего не сбылось. Только цены за какую-то неделю подскочили почти вдвое. Что государство дает, тут же отнимает вдвойне.

Министры практически все остались на местах. Из изгнанных одного только Грефа и жалко. Ну не виноватый он! Министерство у него было, а экономики в стране как не было, так и нет. Фабрики и заводы стоят, и реанимировать их и сто Грефов не смогут. Что ему оставалось, кроме сочинения сказок об «экономике на подъеме» и «инфляции 9%»? Правда, в последнем случае они выступали дуэтом с Кудриным. Тот остался и даже возвысился, а этого… Яковлев тоже имел министерство без развития. ЖКХ – кого хочешь утопит. Зурабов? А вообще, как можно было назначить министром здравоохранения торговца лекарствами? И вот, в сущности, и вся интрига, которой не было.

Валентин Спицин.


Рецензии