Берег турецкий Глава 4

      Увы! Мирной конференции открыться пришлось не сразу. Вначале сильно занедужил Николай Павлович, а потом и вовсе отдал Богу душу. Мне очень было жаль терять этого нестарого еще друга, пожалуй, единственного за всю российскую историю рыцаря на троне. К оному не готовившегося предшественником ни опытом, ни знаниями, но с достоинством, принявшим выпавший на его долю крест и честно пронесшим его всю свою жизнь. Помимо железной воли и принципов, этот монарх обладал не свойственным для данной профессии даром непролития лишней крови. Даже злодеям, заменяя заслуженную смерть на палочные удары. Порой кто похлипче и от этого умирал - но то уже была воля Бога. Потому то по кончине Николая "Благословенного" оскорбила вся Россия.
             Кстати и "гостям" пришлось на похоронах погадать, проявит ли принявший престол наследник столько же благородства и всепрощения. Но Александра 2-го крепко взяли в оборот так же ставшие уже суверенными монархами братья и никаких уступок дать не позволили.
             Спесь с Европы была сбита порядком. Ведь кроме потери флотов, экспедиционных корпусов, территорий и немалых средств эта развязанная ими война привела народы к голоду - миллион четвертей пшеницы и полтора кукурузы только из Придунавья так и не отправились на экспорт. И список потерь продолжить можно было не на одну страницу. Но главной потерей была потеря престижа! Надолго теперь агрессоры-неудачники вылетали из команды победителей, и более никакой демагогией о новых Священных Союзах развести Россию было нельзя. Крепко вбилось в подкорку всех будущих царей простая мысль, что на Западе друзей нет. Можно с ним торговать, сотрудничать, но никогда не доверять и тем более ни за кого крови не проливать - как бы не просили.
       Контрибуцию деньгами с побежденных брать не стали - последнее отбирать грех. Но и сделать вид что "юбочку поправила и опять девочка" было тоже не педагогично. Англии и Франции вменялось в обязанность обеспечить рельсами начинавшееся строительство стальной магистрали Севастополь - Москва (которая соединяясь с Николаевской дорогой выходила к Балтике) и Москва - Охотск (когда британский премьер узнал, сколько это верст - то на полдня дара речи лишился). Хотя и тут зверствовать с побежденными не стали - им было дозволено на Урале за свой счет рельсопрокатный завод поставить и уже из нашего сырья обязательства исполнять.
        На возврат пленных я согласился только после завершения теми строительства Суэцкого канала. Будут резину тянуть - и жизни может не хватить. Но это будет неразумно - задача трудная, но выполнимая при правильной мотивации. Тем паче, что генеральным подрядчиком объекта выбран был Данила Корнилович Волохов! Этот мотивировать умел!

          Хотя еще до начала "Стройки века!" попросил я отставного уже не поручика, а полковника порекомендовать мне кого в подрядчики выбрать, чтобы на месте нашей батареи храм из навезенного  "балластного" мрамора воздвиг, а то архитектор-армянин, что султану дворец спроектировал, как раз вакантен был. Нельзя было такого удачного сочетания упускать - ведь даже бронзы на колокола заготовлено в виде пушек было с избытком. В таганрожском храме колокол также из французских пушек отлит был, но тот презент мусью в 1812 году делали. Ну, очень озабочена та страна развитием звонарного дела на Руси.
           Хотя вот теперь еще и развитием железнодорожного транспорта. И этот поворот истории казался мне более справедливым. Ибо, когда я еще в "той" жизни в Париже бывал, то мост Александра 2-го там видел, Крымский в Москве видел, а вот французской в России только болезнь срамная названа. Так что корректировка требовалась по праву.

          И поскольку что французские, что английские рельсы все равно морем возить, то посоветовал я государю-императору одновременно и с Дальнего Востока к Уралу начинать дорогу прокладывать.  Ну, или от Байкала до Амура для начала (как же сразу от названия комсомольской моей молодостью дохнуло!). Пусть на плаванье пару-тройку месяцев больше времени уйдет, но ведь после войны в Черном море столько флота призового образовалось, что судам без дела так и так гнить. А в этом случае и чай с шелком для Европы обратным рейсом в Китае прихватывать будут - себя по любому окупят. С народом еще проще - Николай 2-й в связи с войной Манифесты о рекрутских наборах издавал: 1) 15 июля 52 года для западных губерний - 7 рекрутов с каждой тысячи душ; 2) 8 июля 53 -для восточных - 10/1000; 3) 29 янв. 54 - зап. - 9/1000; 4)27 апр. 54 - вост.- 9/1000; 5)26 авг. 54 - зап.- 10/1000 10)1 дек. 54. - вост.- 10/1000
        Всего за 2, 5 года отмобилизовано было 765.374 рекрута, и служить им еще было как медным котелкам.

        Так нечего народ опять шагистикой напрягать, да ружья кремниевые тягать заставлять в пустую - когда у страны такая потребность в железнодорожных войсках образовалась. А ружья антикварные и венгерским революционерам втихаря вдуть можно - потом пусть овощными консервами долги после революции отдают, а австрияков они и такими постреляют - у тех не лучше. Так что грузить солдатиков с топорами да лопатами на кораблики и за океаны - город на Амуре зачинать. Задача по размаху Петровской сродни и экспедицию сам Александр 2-й возглавить намерился. Разумно! Западные границы не скоро кто испытывать на прочность вновь посягнет, да и три брата - монарха в Европе остаются - они прикроют в случае чего (я про Оленькину службу и не поминаю даже - она на все "братские" страны работала). Снабжать же харчем людей на новом месте и через Тихий океан из Росского союза возможно - железка как раз там должна в воду уткнуться. Голодать братьям не дозволим. Вот и не надо какую-нибудь национальную идею искусственную для страны выдумывать - не до ерунды - строить страну надо!

          Да и многолетние кругосветные плаванья уже не требуются, переброску личного состава можно на поток поставить, уже Латинскую Америку не обходя. И через Панамский перешеек железка проложена, и от Атлантики до Тихого океана по всему Союзу рельсы тянутся. Цивилизация! Так что поможем родственнику Россию обустроить, ну хоть очень перспективную ее часть, пока других обустроителей не нашлось.
          Уплывая, Александр Николаевич наказал остающимся чиновникам не воровать, а то теперь третьего отделения нет больше, а Оленькина служба коррупцию к измене Родины без снисхождений приравнивает. И очень много нынче в Сибири, чтоб туннели долбить, долбо... ов нужно. И если от жадности помутнение какое - лучше сразу велком на стройки пятилетки. Еще государь повелел армию к реформе готовить, сократить раз в 10, и уж внутреннюю стражу в первую очередь. Оставшиеся пока пусть трофейными штуцерами вооружаются, а как на Урале патронный завод заработает, то под унитарный патрон и ружье нарезное произвесть и войско вооружить.
         И последним наказом императора было распоряжение Юрьев день восстановить. То есть крепостная зависимость отменялась. Не нравится если кому его отношения со старым землевладельцем - земель у России полно. Отмерит царь, сколько попросишь. А если по каким то причинам к лужку какому на старом месте прикипел, по бери ипотеку в банке и он твой. Только тогда работай на совесть, ибо может и банка собственностью стать. Помещики вон дохозяйствовались до того, что практически все государству уже должны. И обижаются при этом - всяких Герценых и прочее "прогрессивство" порождают, вместо того, чтобы с властителем своим на ДальВо махнуть. Но проще ведь придуркам в уши зундеть, пока те в бомбисты податься не надумают.

         "В край таежный" царь надумал махнуть без церемоний, чтоб полной ложкой романтики хлебнуть. И, как и все по первости, в палаточке обустроился, пока бараки не срубили. А как до персональной квартиры дослужился, то понял, что без женской ласки трудновато. Но и к поварихе на ночь записываться на общих основаниях тоже женатому человеку как-то не удобно. Потому издал высочайший свой рескрипт, что после года службы воинам-железнодорожникам дозволяется обзаведение семейством, если хотя бы половина стоимости переезда второй половины воздыхателем оплачена будет (точно все ж просчитал сколько русский человек в кабаке оставляет!), недостающее погашено будет казной, как и выделена та же ипотека на обзаведение собственным жильем. Дабы и на новом месте русский человек плодился и размножался. Короне на радость и себе в удовольствие!
              В ближайший же Юрьев день пропали в деревнях самые красивые да самые смелые девки. А за ними и парни, внезапно через спермотоксикоз осознавшие, что "Так жить нельзя!", когда столько возможностей открывается "Жить не так!". Ведь железка не только с Дальнего Востока велась, но и от Москвы тоже - так что отрывайся от низкодоходной сохи и поступай трудиться на более выгодные производства. А следом за обезлюдиваньем деревни и цена на землю вниз поползла, так что за божью землю и помещику цепляться более смысла не стало - если кто хочет, так бери за столько, за сколько дашь. И по вишневому саду, если сам там витаминный продукт собственными руками собирать не настроен, да потом маркетингом скоропортящегося товара заниматься, лучше повздыхать да забыть. Но голодной смертью государь умереть образованному человеку не даст - очень стране те же учителя нужны. Ликбез, в общем.
         Ну и далее по Краткому курсу ВКП(б). Только без революций, расстрелов и концлагерей. Отживший строй сам отпасть должен, как отваливается сухая ветка на дереве, давая место жизненному побегу. И садовнику тут очень осторожным быть требуется - а то с формированием кроны так доиграться можно, что и дерево засохнет.

         Не получить видно Александру 2-му к своему имени приставки "Освободитель" – как-то незаметно, без "отмены свыше" процесс проiел, всего то подправил немного там где предок ошибся. А вот в итоге бомбы в свою карету избежал. Не за что его взрывать стало, да и люмпена - террориста проживание в не вполне комфортных условиях стройки для исполнения экса как-то не прельщало. Попытки заслать экспедиции, правда, у леваков несколько раз были, но как же легко на новом месте такие особи вычислялись. Ну и взрывайте потом туннели по Сибири - себе на потеху и на пользу обществу. С одной стороны число недовольных даже несколько увеличилось - ведь скольких людей царь на работу выгнал, но с другой - и надежду им дал: "А после от прораба до министра дорастешь!". Так что в сохранности такого вида монархии уже сам народ пекся. А Оленькина служба слегка процесс подправляла и координировала, но мягко и ненавязчиво - как способна делать только умная женщина.


Рецензии