Ученик

     Приходит как-то ко мне приятель: - Слушай, здорово ты инструменты делаешь, красивые. И звучат хорошо. А не мог ли ты меня научить. Пилить-строгать я умею. Расчёты делать – и посложнее делал, чай инженер.
     -Запросто! Конечно научу. Только ты, Леонид, будь добр для начала сделай по старой технологии вручную, обязательно вручную, табуретку.
     - А зачем? Ведь есть станочки разные. Да и табуретка мне не нужна,  и тебе, вроде, тоже. Я же  хочу балалайки делать, а не мебель.
     - Мне табуретка точно не нужна, а вот посмотреть твоё мастерство в пилении-строгании надо-ть… И на твоём рабочем месте она пригодится лучше, чем покупная.                И с чего начинать обучение –  мне виднее.
     -Я думал, ты меня сразу будешь учить, инженер чай, справлюсь.
     - Не-а, что зря материал гробить, ты ж не мальчик, с самых азов то начинать.                Сначала табуретка, а потом и остальное.
     Губёшки надул… ушел.  Больше года не был.
     Звонок по телефону: - Володь, это Леонид. Можно зайти в субботу?
     - Да заходи.
     Приходит с огромным свёртком и с пакетами. Разворачивает  - ТАБУРЕТКА!      Красивая, ладная! Сделана на 5!
     - Ну, говорю, теперь и что другое можно доверить, если захочешь, начнём в следующие выходные балалайку.
     - Погоди чуток… Ставит  ИЗДЕЛИЕ посередине комнаты, накрывает её Рушником вышиваным (полотенце такое, с вышивкой по краям в древне-Русском стиле – петухами-курами, разными фигурами). Сверху ставит коньяк, грибочков баночку: - «Сам собирал-солил! Груздочки белые, рыжики!»                Разложил  пирогов гору целую…
     - Эт ты чего? Что за праздник?
     -Да вот, табуретку сделал, а рушник и пироги жена прислала.                Тоже сама…своими руками!
     -А что не приехала?
     - Стесняется. Вот, пока я табуретки строгал, она научилась вышивке.
     - Ну, теперь действительно можно и инструменты начинать.
     - Не, не буду. Я понял, что это не моё – инструменты делать. А вот дачу и мебель в ней теперь сам запросто сварганю. Хороший урок ты нам с женой дал, полезный. Сначала я на тебя обиделся даже.  Думал, не захотел учить, секретами делиться, а когда поуспокоился – разобрался, всё понял.
     - И что понял то?
     -Первое – без разрешения жены в городской квартире крупного ничего делать нельзя. Надо договориться, чтобы место выделить и для работы, и для материала. И, чтоб не ворчала на грязь – убирать за собой всё сразу. Второе – я только так себе плотничком был, а мнил из себя… Инструмент тупой, разболтанный, и не тот.  Здесь всё по серьёзному надо, а у меня – разве только дрова колоть, и то…
     - Ну, да. Думал, наверное – «не жуй, не глотай, только брови поднимай»?
     - Вроде того. А когда нашел книгу по столярке за 1896 год, посмотрел и ахнул!               Ничего то я не умею! Стал осваивать… Доски искать ровные, сухие, то, да сё…                Короче – ЭТО  ДВЕННАДЦАТАЯ!  Одиннадцать выбросил, сломав. Да там и ломать                то нечего было, само ломалось. То кривая, то косая, то пазы шире… то ножки хромые…                и разные…
     За это время жена вышивке и научилась, и выбрасывать ничего, в отличие от меня,                не пришлось. ВО УРОК ТО! Сколько извёл досок, чтобы ножки одинаковые сделать, сидение склеить как надо… Пока не понял – точить надо по другому!
     - Да, вижу, теперь действительно получилось.   «Загорелся», или как?
     - «Загорелся, загорелся»!  Когда сделал, так чуть не спал с нею! Вручную сделанная вещь – ЭТО ВЕЩЬ! Энергетика! Кураж! Кайф!   А вот насчёт музыкальных инструментов… «не зажегся», не поёт внутри… Судя по всему, без песни внутри и звучать не будет, действительно, что материал то портить… А вот рамы для дачи, простая, деревенская мебель, полочки – «Горит»! Это моё!
     - Эт точно, если внутри «поёт», то инструмент  поёт тоже!
     Сидели за табуретом долго. Моя раза три картошку жарила…
А Леонид с семьёй на север, в Архангельскую подался. В деревню. Насовсем. Теперь фермер, и детишек мал-мала… довольны… Нашли себя.
                15.02.2010г  Россия. С-П-б. З.В.О.


Рецензии