Крутите рулетку, мистер Фейт!

Господин Райт никогда не отличался снисходительностью ни к самому себе, ни тем более к окружающим. Уже пять лет как он удачно выкупил оружейный магазинчик двоюродного брата по проспекту Мира и преспокойно занялся коммерческой деятельностью, азы которой приходилось постигать не отходя от кассы. Господин Райт был маленьким человечком, необычайно тучным, всегда в коричневой клетчатой рубашке и непременно в войлочных брюках на оранжевых подтяжках, его голова больше походила на переспелый арбуз, обрамленный по бокам пушистой щеткой черных волос. Когда Райт задумывался, то нижняя губа выпячивалась и медленно скручивалась в красный обшлаг, что заставляло дам смущаться при разговоре с ним. Частые посетители  магазинчика не обращали внимания на некоторые странности его владельца, поскольку  оружейником господин Райт был первоклассным. Эдмунд Райт любил рассказывать домочадцам и знакомым, что тяга к оружию привилась у него во время службы на погранзаставе и нередко зачинал историю про случай на высоте пятьдесят шесть. Что это был за случай и каковы психологические последствия тех драматических событий для нас, пожалуй, останется загадкой, покуда господин Райт никогда не раскрывается перед первым встречным.
Выключив сигнализацию и открыв жалюзи, Эдмунд Райт встал за стойку и привычным движением левой руки прошелся по кнопкам кассового аппарата. Сегодняшний день обещал быть неспешным, требовалось лишь забрать со склада ранее заказанные товары и выставить на прилавке раритетные виды огнестрельного оружия, в том числе револьверы полковника Кольта образца 1873 года. Господин Райт, несмотря на замечания друзей, что магазинчик стал больше походить на музей, с упоением приобретал оружие былых времен, отвечая на усмешки, что любой пистолет или нож не просто орудие смерти, а способ познать сквозь призму граней металла уровни подсознательного общения человека с самим собой. Так ли это на самом деле,  - пусть останется на совести господина Райта. Поколдовав над витриной и бормоча привычную песню о дальнем походе народной армии в страну отвесных скал и лютых снегов, он протер массивную лакированную стойку с предметами хладнокровного убийства средневековья. Эдмунд всегда был галантен и обходителен с посетителями магазина, редко острил и старался больше полагаться на внутреннее чутье самого покупателя, выбирающего «забавную игрушку», наивно полагая, что  попытка впихнуть застоялому посетителю какой-нибудь деревянный самострел может быть расценена как неприличный жест. 
       Винтовая лестница в боковой комнате, походившей на темный чуланчик, устремлялась на второй этаж дома, служившим для четы Райт уютным семейным гнездышком. Супруга Эдмунда Роза с раннего утра суетилась на кухне, и на всех ярусах жилых и производственных помещений распространился терпкий эфир бодрящего кофе с едва уловимым запахом поджаренной корочки хлебных тостов. Эдмунд, всецело отдавшись чувству предвкушения, неспешно поднялся наверх, дабы  насладиться утренним плодом амброзии и хотя бы на полчаса оставить в неведении мирские заботы, гнетущиеся в тесках неуловимого рока.
Расслабившись в вечных мгновениях, господин Райт не услышал, как в магазин заглянул первый посетитель. Звонок на двери скучно треснул язычком и тут же стих, растворяя перезвон в склизкой тишине магазина. Видеокамеры, металлические рамки у входной двери и кнопка экстренного вызова службы безопасности надежно охраняли не столько товары, сколько спкойствие самого господина Райта, который частенько оставлял прилавок под оком честности самих посетителей. 
Покупатель нервозно пробежал от витрины к витрине и жадно уставился на большой стеклянный прилавок с самозарядным карабином, раскинув пятерни ладоней на стекле.
Грубо треснув по столу, гость огляделся по сторонам, словно желая придушить голыми руками невидимого врага. Его белая футболка на редкость выцвела, а зеленая кепка вырисовывалась  в профиль  помятым наискосок козырьком. Денимовые штаны мешковато висели на длинных ногах, придавая им невероятную грузность. Пристально уставившись на охотничий трофей, висевший под потолком, незнакомец застыл в непривычном спокойствии.
Подкрепившись, господин Райт спустился в магазин, не обратив ни малейшего внимания на бросающуюся в глаза невменяемость утреннего гостя. Эдмунд не торопясь подошел к кассе и с некоторым любопытством уставился на покупателя.
- Вас интересует этот экспонат? – Райт всегда называл товары в своем магазине не иначе как экспонаты, превалируя тем, что каждая из них обладает выставочной ценностью.
Гость без зазрения совести продолжал бессловесный контакт с рогатым оленем с глянцевым носом. Просеменив пальцами по столешнице, Эдмунд решил оставить гостя в покое, жадно предвкушая момент первого контакта. Вдруг гость, будто превозмогая физическую боль, резко качнулся вправо и неожиданно вперил острый и циничный взгляд на господина Райта с замершей на лице презрительной усмешкой. Эдмунд хотел было вскинуть руки по направлению к движению, но упустил хороший момент, мысленно посетовав на свою запоздалую реакцию.    
-Вот браунинг! – взревел незнакомец в кепке, удивленно кивая на полку. – Мне нужен браунинг, да, именно этот, покажите.
Эдмунд постарался быстро выбросить из памяти колкости первых минут  и с непритворной радостью приступил к своим прямым обязанностям. Он неуклюже повернулся к задней полке и положил на столешницу браунинг модели 140ДА.
-Хороший выбор, довольно распространенная итальянская модель, самозарядный пистолет со свободным затвором. Но, к моему большому сожалению как ревнителя оружия, выпуск был прекращен, если не изменяет память, в 1997 году, - сетовал Эдмунд, с некой щепетильностью держа пистолет в руке.
-Дайте посмотреть! – опять заорал посетитель и чуть ли не с силой вырвал оружие из рук Эдмунда.
Господин Райт немного растерялся, но предпочел замять незначительное недоразумение простой ухмылкой.
Ожесточенно водя дулом в разные стороны, незнакомец будто пытался найти сокрытый сталью и полимерами серьезный изъян в структуре оружия, который может привести к роковой осечке. Пораженный необъяснимой странностью посетителя, Эдмунд сосредоточенно пытался выказать неподдельное радушие и внимательность к его прихотям.
- Подойдет, - враз отрезал гость, - сколько нужно заплатить?
Господин Райт незаметно поежился одновременно всей корпуленцией своего тела и назвал весьма приемлемую цену.
- Меня устраивает, вот деньги, а сдачи оставьте себе, - быстро проговорил покупатель и кинулся к двери.
Привыкнув к неожиданностям, Эдмунд не растерялся и крикнул вдогонку бесшабашному молодому человеку:
-Постойте, гражданин! Неужели вы не будете покупать патронов к пистолету?
Косо обернувшись на выкрик, гражданин признал замечание верным и уже неспешно вернулся к кассе.
- Сколько патронов вам нужно? – спросил Райт.
-Всего один, - процедил сквозь зубы покупатель.
-Кроме того, вы должны заполнить все бланки и будьте добры, покажите разрешение на ношение огнестрельного оружия, - не обращая внимание на ответ, сухим тоном попросил Эдмунд.
Незнакомец положил пистолет на прилавок и уперся руками. Отрешенно опустив голову, посетитель исподлобья бросил молящий взгляд на господина Райта, непоколебимого в своем требовании. Эдмунд покрылся слизкой испариной и нервно шарил в карманах в поисках носового платка, не выказывая посетителю разыгравшегося  волнения.
- У меня нет разрешения, - почти шепотом произнес незнакомец.
- В таком случае…
-В таком случае вы также продадите мне браунинг, - настойчиво прервал его посетитель.
«Черт бы его побрал! - выругался про себя Эдмунд, - нужно вызывать службу безопасности, я не справлюсь с ним, если дело обернется конфликтом». Эдмунд впал в привычное для него состояние крайней задумчивости, будто вычислял квадратный корень из восьмизначного числа и выпятил нижнюю губу. Он бесстрастно уставился куда-то в сторону и без конца нажимал красную кнопку, расположенную под столешницей. «Невменяемый тип, наверно, какой-нибудь забулдыга или наркоман, - их особенно развелось в последнее время, - сетовал Эдмунд. – Только бы он не успел разбить стекла и попортить экспонаты». Незнакомец, следивший за каждым движением мускула на лице продавца, вдруг проговорил тихим тоном:
-Вы успеете мне продать браунинг до приезда службы безопасности. По теории вероятности машина не прибудет через семь минут, я просчитал всевозможные ситуации.
Эдмунд, продолжающий давить что есть силы на тайную кнопку, замер, словно его дернуло электрическим током.
-Единственное, о чем я прошу вас, продать мне этот пистолет и всего один патрон. Мы опустим всевозможные формальности с бумагами, поскольку у меня нет разрешения, вы просто пробьете чек и я уйду, - слышать логически выверенную информацию из уст этого сумасшедшего показалось господину Райту неслыханным поворотом событий.
Взяв себя в руки и протерев намокший лоб, Эдмунд попытался заговорить, но испугался непроизвольному фальцету, вырвавшемуся из пересохшей глотки.
- Простите, но таковы правила. Я бы с удовольствием продал бы вам этот пистолет, так как считаю искусственные преграды на пути обладания понравившейся вещью кощунственными,  они портят человека и делают его грубым, - оттягивал время Эдмунд, пытаясь умалить расположение гостя, мало заботясь содержательностью беседы.
- Вы можете хотя бы пояснить цель покупки оружия, я поверю вам наслово. Это не будет формальностью, больше для моего сопокойствия, - продолжал Эдмунд.
Поколебавшись несколько секунд и поправив комичную зеленую кепку, незнакомец залился желчным смехом.
- Поверите мне наслово? Вы тяните резину, достопочтенный. С какой именно целью – это мое личное дело. Я не граблю вас, мне нужен только пистолет, - сквозь пелену неожиданной радости прошамкал незнакомец.
- Но все же, - ответил Райт, в знак единения подавая лежавший на столешнице браунинг. – Как видите, он ваш, только объясните, что вами движет.
Не оценив благодушия продавца, посетитель грубо выхватил оружие и не задумываясь сунул его в карман.
- Вас это не заинетерсует. Дайте мне патрон и забудем наконец всю эту историю.
       - Я с первого взгляда различаю в массе посетителей моего магазина профессионалов и опытных ценителей оружия и с уверенностью могу сказать, что вы дилетант самой низкой пробы, зашедший в моё заведение совершенно случайно. Поймите меня правильно, это не может не настораживать, к тому же при вашем неуравновешенном состоянии, - не помня себя пробормотал господин Райт. 
- При моем нынешнем состоянии? Что вы знаете о моем состоянии?! Я не намерен ждать ни секунды больше! Я же просил дать мне патрон! – завопил дилетант, вскидывая голову назад, готовясь завыть от бешенства.
Эдмунд растерялся и не знал как повести себя дальше. Покупатель, снедаемый злостью,   перелез через стойку и прихватил первую подвернувшуюся коробку с патронами.
- Остановитесь! – повысил голос Райт. – Вы не осознаете последствий, положите на место!
- По-хорошему не вышло, не моя вина, - вкрадчиво подытожил человек в зеленой кепке. – Мне нужна только одна пуля, пустите, - сказал он и перелез обратно, медленно пятясь спиной к выходу.
- Я пущу пулю себе в лоб и прерву цепь неудач в своей жизни, ничего более мне не нужно. Прощу прощение за нанесенные оскорбления, - волна откровений снизошла до слуха господина Райта.
«Проклятье, почему так долго нет полиции? - вертелось в глове Эдмунда. - Прошло минут десять с момента вызова. Может Роза позовет кого-нибудь на подмогу? Она наверняка обратила внимание на этот гомон». Опасаясь спровоцировать его на агрессию, господин Райт попытался завести непринужденный диалог. Райт усиленно подбирал слова, стараясь сгладить причитающий тон. 
- Нельзя ли выбрать другой способ свести счеты с неприятностями? Неужели суицид оправдает ваши неудачи?
- Это мое личное решение, и, пожалуй, никто не помешает, все довольно легко сходится, значит, так и должно быть, - продолжал незнакомец.
- Постойте, не уходите, прошу вас, давайте поговорим в спокойной обстановке, - с дребезжанием в голосе проговорил Райт. – Все, наверняка, не так уж плохо.
Незнакомец вдруг остановился и вынул пистолет, намереваясь зарядить магазин. Эдмунд  заметил, что посетитель в спешке прихватил не тот калибр и не стал препятствовать желанию незадачливого клиента. Осторожно обходя прилавок, он прошаркал к нему, не сводя глаз с самозарядного пистолета. Не отвлекаясь на приближающегося продавца, незнакомец безуспешно пытался всунуть непролезавшие в створки обоймы патроны .
- Почему вы хотите это сделать? Возможно, я смогу вам помочь, не все так безутешно, как кажется на первый взгляд. Проблемы бывают у всех, без них невозможно достойно прожить жизнь, - благодушным тоном начал Райт.
На удивление Эдмунда, незнакомец отвлекся от безрезультатного дела и поднял на него отрешенный призрачный взгляд.
- В моей голове опухоль, жить остается не так долго. Я не чувствую себя человеком, способным сделать независимый выбор. Снова жизнь поступает со мной несправедливо, позволяя обстоятельствам и прочим пустякам сбивать меня с толку и швырять как ей вздумается. Я устал, но ещё способен сделать выбор в свою пользу и довести начатое до конца.
Обескураженный откровенными признаниями незнакомца господин Райт положил пухлую ладонь на узкое плечо собеседника и с монашеской застенчивостью, дабы не сбится с дружеского тона, спросил:
- Но как же медицина, мой друг? Позвольте осведо…
- Я обречен, - преравал его покупатель. - Это пустая трата времени.
- Простите, но у вас же есть семья, не так ли? Близкие люди будут страдать, если вы решите покончить с собой! Подумайте о них.
- Моя дорогая Лиза и дети, боже, - залился горечью посетитель, - они погибли от свойственной мне нерешительности и близорукости, я способствовал их преждевременному уходу. Эта женщина была олицетворением всего прекрасного на земле. Мы долго не могли иметь детей и рождение двойняшек было чудом. Но возникавшие ниоткуда страхи с каждым днем усиливали  необоснованную тревогу,  расширяя пропасть между мной и семейным счастьем.
Всю свою жизнь я занимаюсь теорией вероятностей. Все это не простые формулы, в них существует неразрывная связь с человеческой психологией и бесконечно малыми величинами, позволяющими выявить структурную динамику случайностей, из которых, пожалуй, состоит наша жизнь. Причем каждый ход на шахматной доске судьбы обладает вектором не только поступательного движения к осуществлению заданной цели, но и регрессирующего, способного уничтожить человека. Рассуждать и пытаться выявить закономерности в человеческих поступках весьма неразумно, поскольку зерно истины находится в предоставляемой возможности делать выбор. Со стороны это довольно просто, как кинуть на спор монетку и ждать, что выпадет орел.
Старческие густые брови на лице Эдмунда сгруздились. Покатый лоб испещрился мимическими морщинками, а длинные губы набрякли, создавая на лице мученические страдания. 
- И вы хотите покончить с собой только потому, что вам чаще других выпадала решка? – вдруг спросил Эдмунд.
- Это было лишь сравнение. Способность  выбирать из двух зол меньшую лежит в глубине психики, выставить наружу и досконально которую невозможно, - запротестовал незнакомец.
- Позвольте, о каком страхе и роке может идти речь, если вы обладаете математической сообразительностью? О чем вы говорите, если все сказанное с виду чистой воды сомнения и поиск глупых оправданий своей беспомощности?
- Замолчите! Я всегда делал независимый выбор, но все оборачивалось ужасным противоречием с действительностью. Напускная бравада о силе человеческого разума сплошной бред, человек не может знать цену последствиям своих решений, он лишь ходит вокруг да около, пыжась от кажущейся с виду независимости. В обладании негласной возможностью совершить или проигнорировать следующий ход заключается негласный договор с огромной силой, - называйте её как хотите, можете богом, -  участвующей лишь в формировании событий и следствий, но не влияющей на первопричину, то есть на выбранное решение. Я сумел выявить изъян в своей жизни, найти источник всех злоключений и осознал, что единственным достойным исходом этой борьбы является смерть, в поиске способов которой я и обладаю данной всем без исключения людям правом выбора.
«Сумасшедший!» - буркнул господин Райт.
- Что именно произошло с вашей семьей? – не найдя более вразумительного вопроса осведомился господин Райт.
- Лиза, моя жена, занималась недвижимостью и часто обращалась ко мне относительно возможности выгодных продаж. Я с удовольствием помогал ей в этом. Однажды она позвонила мне из соседнего города с просьбой оценить все шансы покупки какого-то коттеджа. Я принялся моделировать возможный исход этой сделки, и мои вычисления признали её довольно выгодной. Но этот коттедж по непонятным причинам сгорел дотла, сорвав всевозможные планы. Так повторялось несколько раз кряду, по странному стечению обстоятельств, каждый мой прогноз сходил на нет. И вот однажды жизнь перевернулась с ног на голову: поток непроизвольных событий вскружил мой привычный мир, унося с собой веру в собственные силы. В один прекрасный момент я осознал, что сам являюсь случайной величиной в руках неведомой и страшной силы, которая без моего приглашения приняла участие в этой игре.
- Мне не совсем понятно, что вы хотите этим сказать, - вставил Эдмунд.
- Больше не приходилось прибегать к вычислению случайностей: я стал их предугадывать, получать эти проклятые картины будущего, изменить которые был не в силах. Я предвидел смерть своих детей и жены, затем прочие ужасные повороты судьбы, выглядевшие как случайность, понять и объяснить которую я и пытался всю сознательную жизнь. Предвидеть надвигающуюся катастрофу, осознавая свою беспомощность избежать её – несправедливое наказание за попытки глубже понять свою жизнь.
-Господи, - не выдержал Райт, - вы что, убили их? – сорвалось с его губ.
- Да нет же! Я пытался вырваться из порочного круга видений и избежать трагических событий, но, как уже сказал, сам стал игрушкой в чьих-то руках, - закончил незакомец.    
- Единственное о чем я жалею, что не ценил жизнь такой какая она есть, слепо верил в неподвластный людям случай, выпадающий только один к десяти тысячам. Во вселенной существуют защитные механизмы, препятствующие полному контролю событий со стороны человека. Если вы переходите этот край, то некая субстанция вначале идет у вас на поводу, завлекая все глубже, а после уничтожает вашими же методами! – флегматично выпалил посетитель.
Господин Райт вытянул подбородок и тупо уставился на край прилавка. Не говоря ни слова, он засучил на ходу рукава клетчатой рубашки и тучным разлапистым шагом подошел к стойке. Незнакомец утирал слезы глухой тоски и больше не кичился ни тенью былой дерзости. Вынырнув из-под стойки Эдмунд сказал:
- Вы взяли не тот калибр, молодой человек. Я не хочу помогать вам привести негласный приговор в исполнение, пусть это решит ненавистный вами случай. Дайте сюда пистолет.
Незнакомец положил браунинг и высыпал патроны на стол. Его одутловатые щеки взбухли, глаза продолжали нести отпечаток неизгладимой раны. Господин Райт опустил на прилавок револьвер.
- Это будет справедливо - пятизарядный револьвер и одна пуля. Этот кольт имеет свою давнюю историю. Некогда им вершил суд американский шериф штата Висконси Томпсон. Его приговор всегда карал виновного, где бы тот не скрывался.  Томпсон никогда не ошибался в своем вердикте: его револьвер порой давал осечку, и все считали обвиняемого оправданным. Возможно, это пережиток средневекового судопризводства, но поверить в легенду куда проще, нежели в ваш рассказ.
Защелкнув барабан, Эдмунд передал револьвер незнакомцу.
- Простите, но я не знаю даже вашего имени,  - спохватился вдруг Райт.
- Меня зовут Нейл Фейт. Признаться, я не рассчитывал, что дело примет такой оборот. Пожалуй, это к лучшему, лишнее доказательство происков фатума.
- Крутите рулетку, мистер Фейт! Я надеюсь, что выпадет зеро и вы пойдете на поправку, - сказал Эдмунд. – Все же я кое-что понял из нашей короткой беседы, мистер Фейт, - подбоченившись, он продолжил в назидательной манере. - Результатом многих событий является лишь ощущение, причем довольно субъективное. В действетельности же случившиеся факты внешне остаются никчемным сором, который мы вечно пытаемся выносить из избы путем бесконечного сетования на судьбу и рок.
Крутанув барабан револьвера, Нейл приставил дуло к виску. И тут раздался выстрел…


Рецензии