Онегин

               
     Впервые в оперу мама отвела меня в шестилетнем возрасте. Это было ещё во время войны - шёл 1943 г. Мы жили тогда в эвакуации в городе Куйбышеве. Вероятно, мама решила, что мне пора уже приобщиться к музыке. Ведь мой погибший отец был музыкантом, прекрасно пел. В своё время, рассказывала мне позже мама, он и её «приобщил» к музыке, и теперь мама решила, что настала и моя пора. Мы тогда слушали оперу Чайковского  «Черевички». Ни театра, ни музыки я, конечно, не помню. Память сохранила лишь эпизод с кузнецом Вакулой. Он прыгнул на плечи к ведьме, и они полетели за черевичками. Я не знал, что такое черевички, и спросил маму. Наверное, спросил очень громко, и на меня зашикали. Мама сказала: слушай и смотри. Оказались, что черевички - маленькие туфельки. Вот и все воспоминания об опере.
    В следующий раз мы с мамой пошли в Большой театр. Шёл 1946 год, мне исполнилось 9 лет. Мы уже три года, как вернулись из эвакуации, и уже год, как закончилась война. Для продолжения моего музыкального образования мама решила, чтобы я послушал оперу «Евгений Онегин». Помню, какое огромное впечатление произвел на меня Большой театр. Повсюду позолота, красный бархат кресел! Наши места были в ложе бенуара. Я спросил маму, кто такой Бенуар и почему его именем названы ложи. Не помню, что ответила мне мама. Думаю, что и она не знала, что бенуар - это ряд лож в зрительном зале, расположенный на уровне или немного выше партера.
    Но вот прозвучала увертюра, раскрылся шикарный занавес, артисты на сцене запели про каких-то «львов» («Слыхали, ль вы?»). Как ни вслушивался я в то, что пели на сцене – почти ничего не понимал. Помню только, что меня больше интересовала не музыка, а события, происходящие на сцене. Помню ещё, что очень переживал за Ленского, которого убили во втором акте. Когда второй акт окончился, актёры вышли на поклон, и я был изумлён, что вышел кланяться и только что «убитый» Ленский. Я недоумевал. Сказал маме:
   - Ну, я, конечно, понимаю, что это спектакль, что его не взаправду убили. Но считаю, что в таком случае актёр не должен выходить на поклон.
    Мама убеждала меня, что я неправ, я ей возражал. Каждый остался при своих убеждениях.

                ***
    Следующий эпизод, связанный с Онегиным произошёл в 1953 г. Я тогда учился в 8 классе, и мы по литературе «проходили» роман «Евгений Онегин». Каждый урок - по одной главе романа. В качестве домашнего задания мы должны были предварительно эту главу прочитать самостоятельно дома. Не знаю, как другие, но я тогда уже слышал оперу и в театре, и по радио, и по телевизору. Зачем же ещё читать?
    На очередном уроке Мария Владимировна, наша учительница литературы, вызвала меня к доске. Я должен был рассказать содержание восьмой главы романа. И я начал рассказывать о том, как Онегин приехал «как Чацкий с корабля на бал», как его встретил генерал Гремин, как он представил Онегину свою жену, Татьяну. Я нес эту чушь, а ребята, особенно те, кто, как и я, романа не читали, слушали меня, раскрыв рты. Мария Владимировна тоже слушала, улыбалась и меня не перебивала. Когда я закончил, она сказала:
    - Садись на место. Отметку я тебе ставить не буду, хотя ты и заслужил двойку. Но рекомендую всё-таки «Онегина» прочитать. На следующем уроке я проверю.
    Уже дома, прочитав восьмую главу романа, я всё понял.
 
                ***
    С тех пор прошло больше полувека. Мы уже больше десяти лет жили в Германии. Летом 2007 году к нам из США на каникулы прилетели внуки. Они уже стали большими, такими, что даже я смотрел уже на них снизу вверх. К сожалению, внуки почти ничего из русской литературы не читали. В прошлом, 2006 году, я им прочитал повести Пушкина «Дубровский» и «Пиковая дама». А в этот приезд - «Капитанскую дочку». Сначала им было не очень интересно, но скоро внуки уже с удовольствием слушали историю Петра Гринева и Маши Мироновой. Вслух выражали негодование Швабрину и сочувствовали Пугачёву, несмотря на его злодеяния.
    Прочитав эти повести, я подумал: а не почитать ли внукам «Евгения Онегина»? И предложил им слушать каждый вечер по одной главе романа.
    -  А это много? – спросили хором 14-летние близнецы Миша и Коля.
    -  Да нет, - опрометчиво ответил я, - каждая глава не более получаса.
    И я начал им читать. Они несколько раз останавливали меня, задавали вопросы. В основном Миша, но пару раз и Коля. Непонятные места я тут же объяснял. Старший брат, Толя (ему было уже 17), слушал молча.
     Закончив первую главу, я спросил внуков:
    -  Вам понравилось?
    -  Да,- дружно ответили близнецы. Толя снова промолчал
    На следующий день я решил продолжить чтение, открыл 2-ю главу романа. Миша с Колей в это время играли в другой комнате на компьютере, Толя сидел рядом, смотрел телевизор. Я позвал близнецов. Они ответили  мне, что через пять минут закончат игру и придут.
    - Дедушка, - сказал вдруг мне Толя, - ну что ты им читаешь? Они же абсолютно ничего не понимают.
    -  Почему ты так считаешь? – спросил я
    -  Да потому, что знаю.
    -  Ну, вот мы сейчас проверим.
    Первым пришёл Миша. Я спросил его:
    -  Ты помнишь, как называется произведение Пушкина, которое мы вчера читали?
Он задумался. Как обычно, если Миша что-то не знал, или не помнил, он начинал выкручиваться. Он начал что-то говорить, объяснять, но названия так и не вспомнил.
    -  Евгений, - подсказал я ему.
    -  Да, точно Евгений, - подтвердил тут же Миша.
    -  Ну, а дальше? Неужели не помнишь, - продолжал я спрашивать, надеясь, что всё же он вспомнит фамилию героя. Нет, не вспомнил. Пришлось напомнить:
    -  Его звали Евгений Онегин. Ну, хорошо, а кем он был?
    - Военным, кажется лейтенантом, - делая вид, что вспоминает, сказал Миша.
    Мы с Толей засмеялись, но мне стало грустно: неужели Толя был прав?
К этому времени в комнате появился уже Коля. Я стал задавать ему те же вопросы - результат тот же. На вопрос, кем был Онегин, Коля вообще ничего не мог ответить. Что ж, мне пришлось, не мудрствуя лукаво, вкратце пересказать первую главу перед тем, как начать читать вторую.
    Во второй речь шла не только об Онегине, но и Ленском, Татьяне, Ольге. Вроде бы близнецам было слушать интересно, Толе – нет. Он тихо сидел на тахте, зевал, глаза его время от времени смыкались.
    - Толя проснись! – будил я его.
    - Дедушка, я не сплю, я внимательно слушаю.
    По окончании чтения я снова спросил Колю и Мишу о только что прочитанном и понял, что дальше читать роман не имеет смысла. Ну, а чтобы ознакомление с «Евгением Онегиным» не прошло бесследно, я решил в то же день показать ребятам замечательный английский кинофильм «Онегин». Содержание фильма точно воспроизводит события романа, но только в прозе. Фильм ребятам очень понравился. «Ладно,- решил я, - хотя бы в такой форме дети что-то будут знать о «Евгении Онегине»!
                2007 г.


Рецензии