118. ВИ. Агошков. Кром. лики. ВМ. Гаршин6

118. ВИ.Агошков. Кромские лики.


ВМ. Гаршин

часть 6

Но Всеволод Михайлович оставляет такое ценное для нас сообщение: «Ежедневно вечером все мы направляемся к Фила-товым. Вот уж нельзя узнать полковника генерального штаба!

Работает как вол, и, кажется, дело у него идёт. Я пользуюсь та-баком с его плантаций, сам крошу табак и курю — весьма хо-рош, только сигарный. .

..Плохо спал сегодня: вчера в руки мои вселился некий зуд, заставивший меня почти до четвёртого часа ночи просидеть с пером, чем я, впрочем, очень доволен, т.к. вчера сильно подвинул «большое».

28 июля Гаршин пишет письмо матери уже из Ярославля. Сообщил: «Через две недели буду в Окунёвых Горах». Но и в сле-дующих письмах сын повествует матери: «Теперь вы, вероятно, уже в Ливнах. Кланяйтесь всем, кому следует». И тут же решает сам махнуть «в Ливны». 29 августа: «Как вы провели лето и были ли в О(куневых) Г(орах). Что там делается?» 30 ноября (из Пе-тербурга). Сообщил, что переводит «немецкую книжку», данную ему А.Я.».

Работа эта была выпущена А.Я. Гердом, без ссылок на уча-стие В.М. Гаршина, под названием «Определитель птиц Европейской Рос-сии по Кейзейрлингу и Блазиусу», СПБ, 1880).

В 1880г В.М. Гаршин тоже бывал на Орловщине, в Кро-мах, но в больном состоянии. 14 марта писатель обращается к матери: «Дорогая мама, пишу из Тулы, куда попал по «коррес-пондентским» делам. Завтра выеду в Орёл, там пробуду время между поездами, значит, послезавтра буду у вас».

На следующий день Всеволод Михайлович сообщал: «До-рогая мама! Я в Туле с разными целями, между прочим, позна-комиться с Л.Н. Толстым. Отправляюсь к нему завтра».
Затем в марте-апреле из Харькова В.М. Гаршин напишет А.Я. Герду такое письмо: «Я имел бы резон серьезно обидеться на вас за ваше молчание, а особенно за подозрение в сума-сшествии, которое только причинило беспокойство у нас дома и очень рассердило меня на Володю.

Он выкинул удивительную штуку. Ничего не понимая в моём поведении, сразу решил, что я помешан (хороша логика!), напугать мать, налгать (конечно, не злонамеренно) на меня, на себя и на всех, вообще заварить такую кашу, что брат должен был ехать отыскивать меня в Орловскую губернию. Матушка чуть не заболела, деньги потрачены даром, и я недели две был взбешен, что со мною случается редко...»

Что же произошло на самом деле?! В.А. Фаусек рассказы-вал следующее: «Родные его в Харькове получили от него оттуда (Из Тулы. - В.А.) письмо и ждали его со дня на день.

 Он все не ехал. Наконец, после долгого ожидания и не получая от него больше никаких известий, они снеслись по телеграфу с тульским полицмейстером и получили от него ответ следующего содержа-ния: «Всеволод Гаршин проживал в гостинице, взял такого-то числа наёмную верховую лошадь и, оставив в гостинице все свои вещи, исчез, неизвестно куда».

см 7


Рецензии