119. ВИ. Агошков. Кром. лики. ВМ. Гаршин8

119. ВИ.Агошков. Кром.лики.

ВМ.Гаршин

часть 8

3 августа В.М. Гаршин пишет жене уже из Спасского-Лу-товинова, сообщает, что 1 и 2 августа «нарочно приезжал на Ку-куевскую насыпь, но оба раза опоздал к поезду. Спасское всего в 4-х верстах от Кукуевки». Писатель читает книги, в том числе и с экслибрисами В.Белинского, замечает, что «дуб, посаженный собственными руками Ивана Сергеевича 50 лет тому назад, со-всем мальчик перед ними (другими деревьями.- В.А.)»

Любопытно и такое сообщение: «Мы сейчас едем в Мценск (в Амченск, как здесь говорят) с Жозефиной Антонов-ной Полонской; я еду купить себе обувь и послать это письмо».

Следующее письмо В.М. Гаршин послал Н.М. Золотиловой 10 августа 1882г. Сообщает ей, что провожал во Мценск брата Егора Михайловича, а четвёртого дня (августа) был в Орле с братьями; гостили у Российских. Российская Мария Александ-ровна была родственницей А.Я. Герда, женой профессора Мос-ковского университета Кожевникова.

20 августа 1882г. В.М. Гаршин снова сообщает Н.М. Золо-тиловой: «Иван Сергеевич пишет сюда через день. Всё-таки приедет к зиме в Россию. Просит не опасаться за себя...».
В Мураевке Гаршин написал сказку «То, чего не было».

Д.С. Акимов вспоминал: «Помню я, как он, конфузясь и затворяя все двери, прочитал мне этот рассказ и ещё более сконфузился, ко-гда увидел на моём лице незавидное мнение об этом произве-дении. Он поспешил уверить меня, что рассказ написан исклю-чительно для детей г.Герда и что он никогда не будет напечатан...

Знаете ли, дядя, говорил он, я написал этот вздор только потому, что мне до ребячества нравится это звукоподражание:

«Какой скандал!» и выражение «хвостяка» — слово чисто хохлацкое и выражает собой понятие о тощей, забитой и за-паршивевшей мужицкой лошадёнке: у меня же приведён гнед-ко — правда, очень старый, но статный и сытый конь, и Антон Дюльдин — настоящий орловский кацап, который не знаком с таким выражением, но что же делать, когда оно кажется мне таким характерным»…

Проследим трагические судьбы родственников Гаршина:

*Акимов Дмитрий Степанович — дядя Гаршина по матери, «герой Синопа и Севастополя», застрелился в 1879г.

*Александрова Надежда Всеволодовна («Надя») — сестра Раисы Всеволодовны, покончила с собой весной 1883г.

*Гаршин Виктор М. — второй брат, застрелился 30.7.73г.

*Гаршин Георгий (Егор) Мих., застрелился в 189? г.

*Гаршин Евгений Мих. (1861-1931) — младший брат писа-теля, педагог, историк литературы и публицист умеренно-либерального лагеря, автор повестей для детского чтения.
Сотрудничал в «Отечественных Записках», «Заграничном Вестнике», «Историческом Вестнике», «Биржевых Ведомостях».

Важнейшие из его историко-литературных и литературно-бытовых очерков собраны в книге «Критические опыты» (СПБ, 1888г.). Впоследствии был директором Таганрогского коммер-ческого училища, с 1922г жил в Ленинграде.

*Гаршин Всеволод Михайлович, покончил с собой, бро-сившись в лестничный пролёт в 1888 году.


Рецензии
Хорошо было бы биографию В. М. Гаршина прочитать целиком. Вы соединили бы все Ваши записи в одну статью.
С уважением

Эдуард Фетисов   20.12.2011 01:03     Заявить о нарушении
Спасибо за интерес к Гаршину. Некоторые товарищи, наоборот, просили меня не укрупнять статьи, что я и делаю. "Простыни", мол, плохо читаются.

К тому же я готовлю тексты для интернета частями, возможно, что потом я и выставлю текст о Гаршине полностью, когда будет готова вся книга. А сейчас это требует времени...


Василий Иванович Агошков   20.12.2011 01:43   Заявить о нарушении