122. ВИ. Агошков. Кромские лики. АЯ. Герд

122. ВИ.Агошков. Кромские лики.

АЯ. Герд

ГЕРД АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ (1841-1888)

Педагог-натуралист и общественный деятель либерального лагеря, переводчик и популяризатор Дарвина и Спенсера, про-пагандист трудовых методов обучения.

Автор ряда учебных руководств и пособий по естествозна-нию («Первые уроки минералогии». СПБ, 1869; «Определитель растений», ч.1 и 2. СПБ. 1868- 1869; «Определитель минералов», СПБ, 1870г, «Определитель птиц Европейской России», СПБ 1880г. «Учебник минералогии для реальных училищ и военных гимназий», ч.1, 2, 3, СПБ, 1875-1877; «Учебник зоологии», 2ч„ СПБ, 1877-1883 г.; «Краткий курс естествоведения», СПБ, 1878г., «Мир Божий,, земля, воздух и вода», СПБ, 1883г. Пользовался широкой признательностью и как лектор-популяризатор.

Под идейным воздействием Герда находился Гаршин, ко-торый с 1872г и до конца своей жизни поддерживал дружеские отношения с ним и с его семьёю. Гаршин принял участие в «Об-зоре детской литературы», выпущенной по инициативе Герда.


Герд Александр Яковлевич [5(17).4.1841, Петербург, – 13(25). 12.1888, там же], педагог, основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины в Рос-сии. Сын Я.И. Герда (1799/1800-1875), английского педагога, переселившегося в Россию. В 1863 окончил естественное отде-ление физико-математического факультета Петербургского уни-верситета. Студентом участвовал в организации воскресных школ, был одним из учредителей и преподавателей Василеост-ровской бесплатной школы (1860-65).
 
С 1865 воспитатель и преподаватель естественной исто-рии в Петербургской 1-й военной гимназии. В 1870 был коман-дирован за границу, где знакомился с работой исправительных учебных заведений в Германии, Бельгии, Нидерландах, Велико-британии, Швейцарии. В 1871-74 вместе с Ф.Ф. Резенером – директор первой в России исправительной колонии для несо-вершеннолетних преступников (близ Петербурга). Основой вос-питания колонистов был труд, главными приёмами – доверие, взаимное уважение, нравственное воздействие, отсутствие фи-зических наказаний. Колонисты делились на группы – "семьи" (до 15 чел., примерно одного возраста), каждая из которых жила в отдельном доме, имела своего воспитателя.

//В Советское время этот опыт будет подхвачен Макаренко; никто из жителей СССР не знал о том, что и в царской России заботились о вос-питании подрастающего поколения.-В.А//

Кроме элементарного образования, дети при непосредст-венном участии учителей занимались земледельческим трудом и практическим изучением различных производств в сфере сельского хозяйства. В 70-80-х гг. участвовал в организации женского образования в России: с 1877 преподавал естество-знание, зоологию, космографию и педагогику в гимназии Обо-ленской (с 1879 председатель педагогического совета этой гим-назии); в 1882-88 председатель комитета Общества для достав-ления средств Высшим женским (Бестужевским) курсам; высту-пал с лекциями на женских педагогических курсах, во Фребе-левском обществе.


Выработал систему преподавания естествознания в шко-ле, связывая учебные задачи естествознания с его воспита-тельным значением, методы преподавания – с содержанием учебных предметов. В 1866-67 выступил с серией статей в жур-нале "Учитель", критиковавших догматический метод препода-вания и так называемый индуктивный метод (сравнительное изучение внешних признаков организма) немецкого методиста А. Любена. Герд первым из русских методистов-естественников пытался ввести идею исторического развития природы в про-граммы и учебники России и обосновал эволюционно- биологи-ческое направление в преподавании естествознания.

Он создал для школы учебники по минералогии, зоологии, географии и по начальному курсу естествознания, включал в них мировоззренческий материал; разработал ряд лаборатор-ных работ по курсам живой и неживой природы; составил для школы "Определитель растений" (ч. 1-2, 1868-1869), "Определи-тель минералов" (1870, 18853) и др.; разработал темы экскур-сий в природу; поставил вопрос о необходимости разносторон-него общения учащихся с живой природой, об организации "живых уголков" в школе и дома.

http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/4/page36.html


Рецензии