123. ВИ. Агошков. Гаршин, Радонежская, Латкина

123. ВИ.Агошков. Кромские лики.


ВСЕВОЛОД ГАРШИН, РАИСА РАДОНЕЖСКАЯ,
МАГДАЛИНА ЛАТКИНА


3 августа 1882г Всеволод Гаршин пишет из Спасского-Лутовинова своей невесте: «Мне очень нужно бы с тобою пого-ворить вот о чём: ты мне должна ещё раз рассказать подробную историю твоей бедной докторши, что умерла. Она так занимает моё воображение (слившись почему-то с фигурой  Радонежской; слышала ли ты об этой?), что придётся писать осенью повестуш-ку. Это самый хороший сюжет, какой только у меня был».

Однако осенью «повестушку» В.Гаршин не написал. 29 сентября 1884г Всеволод Михайлович спрашивает мать:

«Писал ли я вам о несчастной Радонежской? Она броси-лась в 9-саженный колодец, после того, как гнавший её училищ-ный совет отнял у неё школу. Это было в Киевских газетах и Пе-тербургские не перепечатали этого печального известия, чему я радуюсь, потому, что Линочка, если и узнает это, то не скоро. Она на эту Р. молилась, как на святую».

В апреле 1885г Гаршин сообщает своему другу, В.М. Лат-кину: «Принимаюсь за Р. Хочу сделать из неё центральную фигу-ру довольно сложной штуки (сложной для моих сил, уменья)».

Ровно через год писатель вновь говорит В.А. Фаусеку: «XXV общий съезд, который будет в четверг на Фоминой неделе, не дал мне кончить повествование о Р., но после чего наступит ти-хое и мирное житие, здравие и спасение, и тогда, о тогда!..»
К сожалению, план повести «с фигурой Радонежской» ос-тался неосуществлённым.

Как свидетельствует рукописная справка брата писателя, Е.М. Гаршина, «Раиса Родионовна Ра-донежская, народница, сельская учительница Черниговской гу-бернии, где пользовалась исключительной популярностью. Автор повести «Отец Иван и отец Степан» в «Вестнике Европы». Вслед-ствие служебных столкновений и личных неприятностей, при по-вышенной нервной чувствительности, покончила с собой, бро-сившись в колодезь».

Автор книги «Всеволод Гаршин. Творчество и судьба» Алла Латынина замечает, что в то время, к которому относится за-мысел Гаршина, Радонежская была ещё жива, и поразительно, что финал её жизни был как бы предугадан Гаршиным. Она же полагает, что повесть о Радонежской была частично написана, но не дошла до нас. Кто же такая Раиса Радонежская и чем при-влекала она Гаршина? — спрашивает Алла Латынина и отсылает читателей к очерку Л.Н. Афонина «Героиня повести, не написан-ной Ганшиным».

Можно поблагодарить А.Н. Латынину за то, что вспомнила Л.Н. Афонина. В то же время посетовать, что в её книге допуще-ны досадные ошибки. Так, в самом тексте книги вместо отчест-ва «Н.»/Николаевич/, почему-то напечатана буква «Е», хотя в сно-ске фамилия, имя и отчество Л.Н. Афонина даны правильно.

Можно было бы посчитать это за промах корректора, но и сама А.Н. Латынина называет Леонида Николаевича «тульским литератором» (?), видимо, исходя из той логики, что книга наше-го земляка «Рассказы литературоведа» выпущена в Туле в 1979 году. А.Н. Латынина пишет, что Л.Н. Афонии разыскал в подшив-ках «Орловского вестника» за "1877-1878 годы очерки Раисы Витальевны (а не Родионовны, как утверждает Е.М Гаршин) Ра-донежской, дочери священника Орловской губернии, «Картины народной жизни. Записки сельского учителя».

см 2


Рецензии