125. ВИ. Агошков. Кром. лики. Р. Радонежская

125. ВИ.Агошков. Кромские лики.



РАДОНЕЖСКАЯ Раиса Витальевна


Замечательная «семидесятница», личность и идеалы кото-рой, по видетельству современников, были «так чисты и высоки, деятельность и жизнь так последовательны, что память о ней не может изгладиться у людей, любящих дело народного образова-ния». Раиса Витальевна Радонежская родилась во второй поло-вине 50-х годов XIXв в семье священника села Радутино Труб-чевского уезда Орловской губернии.

Она училась в сельской школе, занималась самообразо-ванием. Увлеченная народническими идеями, она решила по-святить свою жизнь просвещению народа. Педагогическая дея-тельность Радонежской началась в с. Черня Трубчевского уезда. Однако очень скоро молодая учительница убедилась, что ей са-мой не хватает знаний. Наперекор отцовской воле она тайком убежала в Орёл, чтобы продолжать учиться.

Жить было не на что, но своей мечты Радонежская не ос-тавляла. Редактор «Орловского вестника» А.Н. Чудинов помог ей определиться в Орловскую Николаевскую гимназию и напеча-тал в своей газете в 1877-1878 гг. её самобытное произведение «Картины народной жизни. Записки сельской учительницы».

Незаслуженно забытые «Записки» — широкая, местами по-трясающая жуткой правдой повесть об орловской деревне 70-х годов. Вместе с тем — это и задушевная исповедь «печальницы горя народного», итог пережитого и передуманного ею.

Знавшая крестьянскую жизнь не понаслышке, Радонеж-ская не умилялась русским мужиком, не идеализировала кос-ность и отсталость патриархальной деревни. В этом отношении «Записки сельской учительницы» напоминают суровые очерки и рассказы из народного быта Н.Лескова и Н.Успенского.

Отвечая на критику некоторых подписчиков «Орловского вестника» Радонежская писала: «Не осуждайте же и не упрекай-те меня. Не смейтесь над безобразием и мрачностью картин: это картины жизни, это грязь действительности. И я клянусь, что здесь нет ни одного выдуманного факта, ни одной личности, ро-ждённой воображением. Я не сочиняла. Я обмакивала свои кис-ти в грязь, разведённую слезами, и писала с натуры».

В 1880г Радонежская в числе первых учениц окончила Орловскую гимназию. После «Записок сельской учительницы» ей открывался путь в литературу, но, видя свое призвание в про-свещении народа, она опять стремится в деревню.

Радонежская становится учительницей в Копятинской школе Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Здесь она трудится самозабвенно. Ей удается набрать 90 учеников. Для них учительница сама вырабатывала программу обучения. Учи-лище, где она преподавала, было лучшим в уезде.

Продолжала Радонежская и свою литературную деятель-ность. В 1881г в журнале «Вестник Европы» под псевдонимом «Р.Сосна» была опубликована её повесть «Отец Иван и отец Сте-фан», напоминающая лесковские рассказы о духовенстве. По-лучив из редакции «Вестника Европы» гонорар, Радонежская целиком отдала его на ремонт школьного здания.

Имя самоотверженной радетельницы о народном про-свещении стало широко известно, особенно среди молодёжи. Очень скоро её уволили за «предосудительный образ мыслей». По свидетельству современника, решение уездного училищного совета об увольнении Радонежской было составлено в таком тоне, будто речь в нём шла не об «учительнице, позволившей себе быть искренней и правдивой, а об истреблении хищного зверя, забравшегося в школьную овчарню».

Силы Радонежской были сломлены. В 1884г она покончи-ла жизнь самоубийством. «Писал ли я вам о несчастной Радо-нежской? — спрашивал у своей матери В.М. Гаршин 29 сентяб-ря 1884г. — Она бросилась в 9-саженный колодец после того, как гнавший её училищный совет отнял у нее школу».

Гаршин мечтал написать повесть, центральной фигурой которой хотел сделать Радонежскую. Его замыслам не суждено было сбыться…


Рецензии