О мире страждущее сердце

                О, Муза плача!
                Прекраснейшая из муз!
                (Марина Цветаева)
В последнее десятилетие Интернет явил миру множество начинающих литераторов  - нередко очень талантливых. На творчестве одного из них мне бы хотелось остановиться.
Творчество молодой писательницы и поэтессы Оксаны Западновой поражает своей многогранностью. И если ее поэзия нуждается в доработке и дополнительном росте, то прозу можно считать почти безупречной.
Проза Западновой реализуется во многих жанрах – таких, как рассказ, повесть, басня и другие. Радует, что автор продолжает замечательную традицию И. А Крылова, работая в таком непростом, но замечательном и любимом читателями жанре, как басня. Ее перу принадлежат такие произведения, как «Две березы», «Старая сорока», «Два льва», «Спор». «Спор» покоряет не столько комичной стороной содержания и искрометной сатирой на одиозное произведение писательницы Е. Колядиной, сколько своей романтической философией о красоте и уродстве. Книга «Цветочный крест» спорит с «Преступлением и наказанием»:
« - Да вот, думаю. Почему меня никто читать не хочет? К полке, где я стою, люди даже не подходят, а если и подходят, то в мою сторону даже и не смотрят. А у меня обложка нарядная, красочная, я  напечатана на глянцевой бумаге.
- Знаешь, дорогая,  главное не обложка и глянцевые листы. Главное  то, что написано внутри тебя. Если  неинтересно, никто на обложку не посмотрит. Поверь, дорогая, красота -  не самое главное в нас…Может, ты читателю понравишься, и  тебя зачитают до дыр:  будешь такая же некрасивая и потрепанная как я.».
На что гламурная книжка Колядиной ответила: « Тогда пусть лучше не читают, я хочу хорошо и красиво выглядеть».
Вот вам типичное мировоззрение среднестатистической представительницы гламурной молодежи!  Внешний лоск при полном отсутствии внутреннего мира! И лоск этот необходим ей любой ценой.
Первые же три басни из четырех («Две березы», «Старая сорока», «Два льва») отвечают на самый животрепещущий и актуальный вопрос всех времен: «Что такое жизнь?», причем «Две березы» и «Старая сорока» посвящены проблеме старости и смерти, противопоставлению старости и молодости. Разительно противопоставление красоты жизни и неотвратимости смерти. «Нежно-голубое небо, ярко светит весеннее солнце, теплый ветер нежно ласкает только распустившиеся  листья деревьев. Прилетевшие с юга птицы вьют гнезда, чтобы вывести птенцов. Жизнь кипит. Весна в самом разгаре…
- Вот придет завтра  лесоруб и  спилит меня под корень, и останется только пенёк, - горько вздохнула пожилая берёзка… Молодая берёзка молчала, ей нечего было сказать. Хотелось хоть как-то утешить подругу, но она не находила нужных слов….
Рано утром к старой берёзке подошел молодой  лесоруб, потрогал   шершавую кору и  спилил  березу.
  Молодая берёзка посмотрела на оставшийся пенёк, от той ещё с кем вчера разговаривала и горько заплакала…». Но если в этой  басне представительница младшего поколения искренне скорбит о смерти своей подруги, то героиня другого произведения «Старая Сорока» - Ворона – поражает своим цинизмом. Послушаем ее диалог с Сорокой:
«Сидит сорока на дереве и горько плачет. К ней подлетает ворона и спрашивает:
- Чего ты ревёшь, старая сволочь?
-Да вот, старая я стала, перышки поредели, голос охрип, крылья дрожат. Видно смерть рядом летает.
- Нашла из – за чего слезы лить. Смерть к каждому придет. К кому то раньше, к кому то позже. Ты после себя,  много питомцев оставишь, они будут размножаться и в каждом из них будет частичка тебя. Все тебя будут  помнить.
-Но я хочу еще пожить.
-Не ты одна на свете живешь, пожила, теперь дай молодым пожить.  В жизни всегда так: кто-то умирает, кто-то рождается. Круговорот такой.»
Как видим, человеческая жизнь, (а ведь под масками растений и животных, несомненно, угадываются люди) для Вороны равносильна круговороту, например, воды в природе, и живой, одухотворенный человек ничем не отличается от бездушной материи.
Но в последующих произведениях налет аллегории и некоторого комизма безжалостно смывается жестокой достоверностью. Так, в рассказе «Зорька» молодой человек безжалостно усыпляет любимую лошадь своего старого одинокого отца, и тот умирает от горя. Разительный контраст главных героев – отца и сына – раскрывается в их диалогах:
«-Папа, пойми, так будет лучше. Вот усыпим Зорьку, и я куплю тебе с получки новую лошадь.
-Олег, ты понимаешь, что  говоришь?! Как я могу убить животное, которое уже на протяжении 20 лет помогало людям и мне. Да Зорька лучше всех меня понимает. Станет мне грустно и одиноко -  пойду в конюшню.  Положит  мне Зорька голову на плечо, поговорю с ней, и на душе посветлеет. А ты говоришь, убить!!! От тебя я такого не ожидал.
-Да она сама скоро сдохнет!!!
-Пусть, но я до последнего буду за ней ухаживать и кормить её.
-Ну и дурак ты, отец!!! Я все сделаю, чтоб этой клячи не было!»
И жестокий сын сдержал свое слово, из-за чего навсегда стал врагом своего отца, который «не смог пережить смерть своего любимого животного» и отошел в иной мир с неизлечимой душевной раной…
В рассказе «Последний разговор» человек убивает уже не животного, а  человека, пусть не физически, но морально. Главная героиня произведения – больная девушка Света, которую малодушно бросил ее молодой человек, только за то, что она приковала к инвалидному креслу. И снова характерный для Западновой безжалостный психологизм, выражающийся в напряженных диалогах и разительном контрасте ситуаций. Вначале Стас и Светлана были очень счастливы: « Они  познакомились в санатории «Вологодский Источник», понравились друг другу и больше не расставались. Светлана была прикована к инвалидной коляске с детства, но молодого человека это нисколько не смущало. Он старался во всем ей помочь, вывозил летом и зимой гулять в парк, старался хоть что-то сделать, чтоб девушка не чувствовала себя ущербной. Родители ребят не могли нарадоваться, глядя на эту пару. Казалось, что они созданы друг для друга». Но идиллию оборвал всего лишь один телефонный звонок.
«  Голос Стаса был какой-то не такой, как обычно. Света сразу поняла, что что-то случилось.
-Милый, как я по тебе соскучилась. Почему ты мне давно не звонишь и не приходишь? У тебя всё хорошо?
-Мне надо тебе сказать кое-что очень важное.
- Говори, я тебя слушаю.
- Свет, прости, но нам лучше расстаться!.. Просто понимаешь, я не могу постоянно находиться у тебя, помогать тебе, жить для тебя, чувствовать перед тобой ответственность. Я устал. Прости…»
В мгновение ока любящий рыцарь превратился в никчемную бесчувственную тряпку, для которой нет никаких ценностей, кроме собственной холеной шкуры: «Я нормальный здоровый парень, и мне надо жить ради себя. Я хочу жениться на девушке, которая мне подарит ребенка, с которой мы вместе будем путешествовать, ходить на концерты, в кино,.. Ты же понимаешь, что с тобой это нереально». Так и хочется спросить у этого «героя»: а чем ты думал, когда морочил голову больной девчонке, когда подавал ей надежду на счастье? Ты же знал, что она как по волшебству не возьмет и не выздоровеет, по крайней мере, быстро! Если чувствуешь, что ты слабак, не следовало бы и приближаться к ней! Или, что скорее всего, Светлана для Олега была чем-то вроде экзотического приключения, которое вскоре наскучило юноше и которое можно легко позабыть… Но ведь классик сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили»! Но ведь он-то сказал о животных, а тут – человек с живой, богатой душой, жаждущей любви и счастья! Человек, которого выкинули, как бракованную вещь! Но посмотрите, как мужественно переживает трагедию несчастная девушка! В трубке  раздались короткие гудки. Света не верила, что это случилось. Её жизнь теперь не имела смысла. Она попыталась дрожащими руками набрать  номер, чтобы поговорить с любимым. Руки не слушались, и телефон  выпадал из рук. Светлана  закрыла лицо руками. Дрожащим голосом она твердила себе: «Нет… Я не должна плакать! Я же сильная!!!  Я смогу пережить это! У меня еще будет тот, кто не испугается меня!!! Я смогу… смогу…!!!». И я нисколько не сомневаюсь, что эта прекрасная девушка обретет свое счастье, Бог пошлет ей здоровья духовного и физического! И хотя концовка произведения звучит трагично («Она теперь осталась одна… Наедине со своей болью!!!»), я искренне рада за героиню, что она вовремя отделалась от такого чма. Но дело отнюдь не в болезни Светы, а в моральном уродстве самого Стаса. В этом рассказе противопоставляется болезнь внешняя и болезнь внутренняя, так вот вторая гораздо ужаснее первой! И инвалид не тот, кто страдает какими-то физическими недостатками, как Света, а тот у кого нет души, как у Стаса! Как и в басне «Спор», внешняя и внутренняя сущности героев резко противопоставляются друг другу. Книга «Преступление и наказание» внешне невзрачная и потрепанная, но она интересна людям, ее читают, а внутри яркой и блестящей книжки «Цветочный крест»– лишь пустота и духовная гниль, поэтому читатели ее не берут. Так вот и люди – пусть один и выглядит внешне больным или невзрачным,  у него прекрасная душа,  а другой – вроде и здоров, и красив – а сам – негодяй! Невольно вспоминаются слова Христа, обращенные к подобным людям: «Горе вам… что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». Но, как правило,  подобные личности одиноки, потому что люди, заметив их внутреннюю пустоту  и духовную бесчувственность, сторонятся и избегают их. А если эгоисту и удается обрести близких, то  счастья он все равно не обретет и не подарит. Возьмем для примера нашего Стаса. Он хочет здоровую жену, ребенка, но сможет ли он стать хорошим мужем и отцом? Лично я очень сомневаюсь, потому что такие эгоисты не могут никого любить и никому не могут дарить счастье, кроме себя, а близкие таких людей, как правило, несчастны, так что я его будущей жене не завидую! И детям тоже.  А если он сам заболеет, как Света, что будет тогда? Как правило, Бог наказывает таких людей очень сурово.
А вот вам такой же Стас, только обзаведшийся семьей – в рассказе «Ангел поневоле», повествующем о больной девочке Геле, умершей не столько от ужасной болезни, сколько от равнодушия окружающих, отказавшихся оплатить ей лечение.  Мама несчастной девочки обращается к своему бывшему начальнику, к лучшей подруге, добралась даже до мэра города, но никто не смог – вернее, не пожелал – дать ей 250000 рублей.  Поражает также равнодушие главврача больницы, где лежала Ангелина.
«Наталья подошла к кабинету и постучалась.
-Да, войдите!
Женщина вошла и увидела главврача. Это был мужчина, лет 45, лысый, с большим выпирающим животом, в бело-сером незастегнутом халате.
-Вы хотели меня видеть?
-Да мне надо с вами серьезно поговорить. Присаживайтесь.
Наталья присела на стул, предложенный доктором. Сергей Дмитриевич стал говорить:
- Вы же понимаете, что положение вашей дочери крайне тяжелое.
-Да я знаю.
-Ваша дочь может не дожить до выходных.
Доктор, что вы такое говорите?
-Правду. Но вы можете сделать так, что она поправиться и будет жить долго и счастливо.
-Я все сделаю, чтоб моя доченька поправилась.
-Чтоб ваша дочь поправилась, нужны деньги. Ну, вы меня понимаете.
-Да я понимаю. Сколько?
- Вашей дочери нужна очень серьезная операция на легких. Причем очень срочная. Саму операцию оплатит государство,   а после неё нужна очень дорогостоящая реабилитация. Поэтому мой совет: поторопитесь. А то можем не успеть спасти вашу дочь. Времени у вас три дня. Это максимальный срок.
- Да, мы постараемся найти нужную сумму».
Эскулап озабочен здоровьем Гели, но еще больше – получением денег. Ему и в голову не приходит как-то пойти навстречу – первое время, пока не найдут деньги, лечить ребенка бесплатно… Еще больше  поражает равнодушие врача «скорой помощи»: «У Ангелины был сильный жар.  Женщина вызвала скорую помощь. Молодой врач осмотрел девочку, послушал, измерил давление и сказал:
- Мамаша, не волнуйтесь. У вашего чада обычная простуда. Сейчас уколем жаропонижающее, и температура спадет.
- Доктор, это точно не опасно?- голос Наташи дрожал.
-Да вы что! Конечно, нет.
- А если температура опять поднимется, что нам делать?
Ну, дайте ей апельсин, или какой-нибудь другой кислый фрукт. Поите яблочным соком, и все будет хорошо. А теперь мне некогда, меня ждут другие пациенты, прощайте!..»
И это человек, торжественно давший клятву Гиппократа?! Это – не врач, а машина, механически выполняющая свою работу, для которой люди – всего лишь рабочий материал, как для кондитера – шоколад или для строителя – кирпич… Разобьется кирпич – не беда – таких много, умрет пациент – тоже не беда – будут еще сотни – тысячи других…
Но если врачей еще как-то можно понять – ведь больных у них много -, то  поведение отца девочки – Вадима – не поддается никакой логике. Раньше они с женой мечтали о дочери, будущий отец «сделал ремонт в большой комнате, переоборудовав её в детскую», но после рождения ребенок стал ему в тягость, как впрочем, и молодая жена, целиком посвятившая себя дочке.
Послушаем диалог супругов по мобильному телефону, состоявшийся перед дверью реанимации:
«- Вадим, у нас беда!
-Что случилось? Вы где?
-Мы в больнице, с Линой беда, она в реанимации. Приезжай!
-Натусь, я устал! - Давайте, как-нибудь без меня, хорошо, дорогая?
В трубке Натальи раздались короткие гудки»
Разговор же супругов о необходимости  оплачивать лечение девочки  и вовсе повергает в шок.
«
Наталья задумалась и не заметила, как пришла домой. Вадим уже приехал с работы. Он лежал на диване и смотрел кино.
-Вадим, ты что делаешь?
-Ты же видишь.
- С Ангелиной  беда, нужны большие деньги, а то наша девочка умрет.
-Знаешь, Наташ, мне это все уже надоело. Я устал уже очень.
-Как это надоело?!  Это  же наша дочь, она   тебя очень любит.
- Знаешь, у меня много работы, я устаю. И мне не до чего. Только бы лечь и ноги вытянуть, а тут ты со своими проблемами. А насчет денег. У нас их сейчас нет.
-Тебе давно стало на нас наплевать! На меня, На Лину, на наши проблемы. Я все тяну на себе. А ты придешь с работы, ляжешь перед телевизором, или за компьютер усядешься и сидишь до поздней ночи!
-Так, мне этот разговор надоел, я спать пошел!
Вадим ушел в спальню, громко хлопнув дверью. Наталья осталась  наедине со своими эмоциями, переживаниями…»
Как говорится, без комментариев. Про таких персонажей даже читать скучно. И, к сожалению, не приходится удивляться тому, что маленькая девочка не смогла выжить в столь жестоком мире. Вообще, с мирской точки зрения, эта история нелепа, ужасна и беспросветна. Но решение этой проблемы лежит в другой, надмирной плоскости. Вспомним, что единственным человеком, по-настоящему проникнувшимся бедой несчастной матери, оказывается священник. И  характерно также выражение лица умершей девочки, она « лежала с застывшей улыбкой на лице» и «казалось, она сладко спит и скоро проснется…» Действительно, она проснется для райского блаженства. Ведь  жизнь Гели на этом не закончилась – она обрела бессмертие в лучшем мире и стала светлым ангелом. Не случайно, само ее имя – Ангелина – созвучно слову «ангел». Быть может, Бог проявил к ней некоторое милосердие, не попустив ей стать взрослой и  такой же бесчувственной, как окружающие ее люди, и забрав ее из жестокого мира в Свои светлые обители, где «не будет жестокости и лицемерия», где «хорошо и спокойно». Заметим, что Геля ценой собственной жизни, стала истинным ангелом милосердия, растопив каменные сердца. « Хоронить маленькую Лину пришел весь город. Люди плакали и скорбели вместе с матерью». Конечно, жаль, что всколыхнуть нас и омыть наши души от скверны эгоизма может только что-то поистине ужасное, к примеру, смерть ребенка. И, хочется верить, что мать Ангелины не станет одинокой – ее дочь будет всегда помнить и любить ее, даже живя в другом мире…
Цикл рассказов «Маленькая жизнь», в который входят такие произведения, как «Ожидание», «Накануне», «Операция», «В реанимации» и «Боль», повествует о подготовке героини к серьезной операции и имеет вид дневника. Поражает, насколько глубоко автор сострадает героине, насколько глубоко раскрывает ее чувства, переживая ее страдания. Авторское «Я» в данном цикле полностью сливается с творческим, что создает особое воздействие на читателя. Настоятельно рекомендую вам ознакомиться с этим циклом!
Впрочем,  страдание и зло в творчестве Оксаны Западновой носят мировой, глобальный характер, апофеозом которых может служить рассказ «3 дня ада», повествующий о теракте и захвате школы  в Беслане. Следует заметить, что, несмотря на наличие сцен насилия, автор никогда не опускается до пугающего натурализма и смакования жестокости, вместе с тем весь рассказ пропитан потрясающим, неподдельным состраданием. Не напрасно я озаглавила данную статью «О мире страждущее сердце» - просто поразительно, откуда у такой молодой девушки такое знание жизни и такое  умение сопереживать человеческому горю!
Но в творчестве обсуждаемой нами писательницы звучат не только трагические ноты. Там – жизнеутверждающий, выстраданный оптимизм, решимость выстоять, несмотря ни на что (басня «Два льва») и безжалостный психологизм, самоанализ.  «Хочешь сделать мир лучше – начни с себя», - эта мудрость в  полной мере относится к Наталье – героине рассказа «Прощение», которая, проявив равнодушие к пожилой заболевшей родственнице, вскоре раскаялась и поняла, насколько та дорога ей. Это произведение тоже не перескажешь – его нужно прочесть.
Незатейливые по содержанию, но глубокие по смыслу; лаконичные, но исполненные глубокой философии и психологизма, - произведения Западновой заслуживают всяческого восхищения, ибо они заставляют нас задуматься о жизни и самих себе, глубже заглянуть в свою душу, чтобы стать лучше самим и сделать этот мир добрее.


Рецензии
Вам бы следователем работать по историческим источникам. А то вы понапрасну растрачиваете свой пыл на воображаемые персонажи

Владимир Дмитриевич Соколов   03.11.2023 13:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.