Ивановские коммунисты недооценивают обстановку

Пятница 9 февраля 2009 года. Руководитель фракции КПРФ в Облдуме А. Гордиенко поделился своим видением процессов, происходящих в экономике как Ивановской области, так и страны в целом.

Надо сказать, видение это весьма резонно. Да, это катастрофа, как ты её ни называй. Кризис, не кризис. По крайней мере, это не классический циклический кризис по Кондратьеву. Правительства всего мира сделали всё, что было в их силах. В жерло кризиса брошены последние деньги. Но всё без толку. Неизвестную болезнь известными лекарствами вылечить не удалось. Не удалось даже хотя бы притормозить ее развитие. Огромные триллионы ухнули как камень в пропасть, не родив даже эха.

Исчезла движущая сила, которая верой-правдой служила людям еще с каменного века, - непрерывное расширение рынка. И материальное производство встало.

Сейчас можно напичкать под завязку деньгами завод или группу заводов, но произведенную ими продукцию продать не удастся. Все усилия «пробить тромбы» в финансовых потоках оказались бесполезны. Деньги перестали быть кровью экономики. Они уже ничего не решают. Классическая рыночная модель по Адаму Смиту отныне недействительна.

И что сейчас нужно делать, как не опуститься до доисторического состояния, никто пока не знает.

При долговременной цене нефти пятьдесят долларов за баррель Россия столкнется с крупным бюджетным дефицитом. Если цена нефти в течение двух лет опустится до тридцати долларов, страна из кредитора превратится в крупнейшего должника и будет вынуждена обратиться за помощью к международным организациям. С таким прогнозом выступил недавно Всемирный банк.

Нефть тем временем дешевеет, она уже снизилась до тридцати четырех долларов за баррель. А при 18 долларах добыча нефти в России станет вообще бессмысленной. И это делает реалистичным крайне неприятный для россиян сценарий, а именно - значительную девальвацию рубля, которая как пить дать приведет к гиперинфляции.

Российские власти должны сейчас делать все возможное, чтобы предотвратить валютный кризис. И единственный способ этого добиться – укрепить и стабилизировать рубль. Но делается как раз обратное. Вероятно, по причине прозаической – в стране дефицит валюты, и ситуация с курсом рубля попросту вышла из-под контроля.

В промышленности тоже не лучше. Положение в российском машиностроении, например, несмотря на принимаемые властями меры, становится все сложнее, о чем свидетельствуют не только вынужденные отпуска и снижение производства, но и пикеты и митинги по всей России. Однако это не единственная отрасль в российской промышленности, которая находится в состоянии агонии. Надо говорить не о начале кризиса, так как он длится уже много лет, а о его очередном углублении. Целые производства закрывались еще в начале весны прошлого года, когда никакого «мирового кризиса» и в помине не было, а скандалы с невыплатами давно стали привычными и повседневными.

Слухи о том, что в машиностроении не все благополучно, стали распространяться с начала осени. Говорили, что на ряде крупных производств людей переводят на сокращенную рабочую неделю. Получить информацию непосредственно на предприятиях невозможно - администрация прикрывается приказами о неразглашении. О кризисе этом власти говорят иносказательно как о неких «трудностях».

Дела хуже некуда. Только что похвалялись сделать рубль резервной валютой, как он рухнул. Кто позарится на такую «валюту»? Цены в других странах снижаются, а у нас как взбесились. Экономика в лучшем случае стагнирует, переходя на бартер. Страна бодро падает в бездну. Уже нищими себя считают более 40% граждан. И, похоже, эта катастрофа отнюдь не на «три года», как уверяет нас власть, продолжающая называть крах своей политики последних 10-и лет всего лишь «последствиями мирового финансового кризиса».

Конечно, кто спорит, любая война кончается миром. Но не любая болезнь выздоровлением. Есть, как известно, и еще одна альтернатива. Так что не стройте планов на 2020 год, господа чиновники, не выдумывайте «текстильно-промышленного» и туристического процветания. Очень вероятно, что в означенном вами году в наших палестинах единственными туристами будут бродячие собаки. Закат цивилизации, однако.

Вот что увидел недавно житель Ижевска, побывав в цехах одного из тамошних заводов: «Стоит абсолютно все. Ни одного рабочего, машины под пленкой. Технологически все сделано правильно, производство законсервировано. На диспетчерские столы брошены учетные журналы. Ни одного человека, все замерло. Слышно, как муха летит по этому огромному цеху. Стоят только охранники на входе». Правда, знакомая картина? Много таких заводов и у нас в похожем виде еще с печальной памяти 90-х. Жертвы с позволения сказать «реформ» гайдарочубайсов. «Ивтекмаш», «Ивмехзавод», «Котельный» «Точприбор», а с ними и все местные НИИ и КБ. Цеплялись за льдину до последнего только «Кранэкс» да «Автокран». Теперь и они, похоже, пошли ко дну.

Такая вот клиническая картина. И наши коммунисты, в отличие от «партии власти», оценивают её более-менее адекватно. Но вот что они предлагают, можно покритиковать.

«Во первых возвратить природные ресурсы и стратегические отрасли экономики во всенародную собственность». Такой собственности в природе не существует. Как ее создать? Разве что раздать акции всем, включая новорожденных, и ежемесячно платить по ним дивиденды? Одно вычисление доли каждого в стране, где ежедневно рождаются и умирают десятки тысяч человек, потребовало бы сотню Госпланов. Нереально это. Значит, речь идет о собственности государства, т.е. коллективной собственности чиновников. А какие из них менеджеры, мы прекрасно знаем. Чего ходить далеко, ко временам развитого социализма, достаточно поглядеть на итоги госуправления энергетикой, в результате которого российская отрасль отстала от европейской лет на 50.

«Во вторых ввести регрессивный налог на доходы». Мера при российском менталитете совсем не эффективная. Как известно, богатые ведь не оклад получают, а собирают деньги с бедных. На ваш демарш они сразу же ответят повышением цен. И в результате повышенный налог «на богатых» будет переложен на плечи бедных. Фискальными методами выровнять доходы и таким образом сократить пропасть социального неравенства можно только при высоком моральном уровне населения. Чтобы богатые сами были способны на самоограничения. Увы, у нас такого альтруизма нет и не предвидится.

«В третьих создать условия для получения достойной зарплаты и пенсии». Как? Другого пути, кроме создания в стране конкурентоспособной экономики, для этого нет. Размазывание дензнаков из-под печатного станка по всем предприятиям, невзирая на то, рентабельны они или убыточны, что предлагается многими, это как раз путь в обратную сторону. В стране кроме нефтегазовой отрасли рентабельны и конкурентоспособны лишь считанные пищевые предприятия, остальные дышат на ладан. В Ивановской области конкурентоспособных можно пересчитать по пальцам одной руки безрукого инвалида. Бухать же деньги в нежизнеспособный бизнес бессмысленно. Если, конечно, зарплату получаешь не в ЦРУ.

Что же делать? На региональном и местном уровне - готовиться к самому плохому развитию событий. Бартер уже не гипотеза, а реальность, так что надо к нему приспосабливаться, он поможет промышленности продержаться какое-то время. Выиграем время – глядишь, нефть опять подорожает, как в 99-м. Европа и США с их великолепной экономикой имеют куда больше шансов на скорое выздоровление. Других надежд нет.

И, пока есть возможность, - поддерживать пенсионеров, которые после оплаты возросших коммунальных счетов живут сейчас на черном хлебе. Они, в отличие от молодых, других доходов, кроме нищенской пенсии, иметь не могут. Пожалуй, пора подумать о введении продовольственных карточек для этой категории, как это уже делают в некоторых регионах Урала. У них свой «текстильный кластер» - металлургия, которая намертво встала. Система субсидий в ситуации, когда и тарифы, и пенсии скачут, работать не будет. Не спасут и «социальные» магазины со скидкой в 3%. К тому же, как сказал Кудрин, золотовалютных запасов хватит на полгода. Не верить ему нет оснований, он свое дело знает. Рубль очень скоро может стать пустым звуком. Потому действовать нужно быстро, радикально и решительно.

Вот и все «антикризисные меры». Негусто, но и это бы не потерять.

Валентин Спицин.


Рецензии