128. ВИ. Агошков. Кромские лики. АЯ. Герд4

128. ВИ.Агошков.
Кромские лики.

АЯ. Герд

часть 4


А.М. Герд не раз была вместе с мужем в сельце Мураев-ке...

В академическом издании писем В.М. Гаршина, 1934г, Ан-тонина Михайловна названа Ниной Михайловной, хотя в приме-чании на. стр. 573, указаны её инициалы, как А.М.,. без объяс-нений. Видимо, в семье Гердов имя Антонина было как бы офи-циальным, а Нина (сокращённое от АнтоНИНА) — домашним...

С 1871 по 1874 гг. Герд работал в качестве директора в колонии для малолетних преступников. Это был один из весьма интересных и значительных периодов его жизни. В основу вос-питания «малолетних преступников» А.Я. Герд положил труд, применив на практике идею Ушинского о воспитании в процес-се труда и сочетании умственного развития с физическим.

Герд стремился, пишет О.В. Казакова, пробудить в детях лучшие стороны их натуры, развить в них самостоятельность, любовь к труду и знаниям. Он исключил унизительные наказа-ния, учил ребят уважать самих себя, товарищей и воспитателей. А.Я. Герд тщательно изучает организацию трудовой жизни на Западе, в Швейцарии, Англии. Для его колонии было выделено 550 гектаров земли, выстроены два деревянных двухэтажных здания, отдельный дом для директора и ряд хозпостроек.

20 октября 1871г колония была открыта. В верхнем этаже поселился Ф.Ф. Резенер с одиннадцатью воспитанниками, в нижнем — А.Я. Герд с тремя мальчиками. Четверо были присла-ны комитетом для призрения нищих, трое — из исправительного заведения, остальные — по приговорам мировых судей.

К 1 января 1873г число воспитанников дошло до 55 чело-век. В одном письме А.Я. Герд писал: «Малолетние преступники — народ самый несчастный... Если мне удастся пробудить в них хорошие чувства, приучить их к труду и сделать из них честных, полезных людей, то я буду счастлив, буду сознавать, что не да-ром живу, что хоть что-нибудь делаю для народа, а ведь помо-гать народу — долг всех нас».

Ф.М. Достоевский, посетив колонию, записал в «Дневнике писателя»: «Я простился с колонией с отрадным впечатлением в душе». А.Я. Герд был противником физических наказаний коло-нистов, хотя те не отличались хорошим поведением.

По уставу земледельческой колонии допускались только такие наказания: 1) выговор, 2) публичный выговор, 3) недопущение к играм, 4) занятие работами отдельно от товарищей, 5) помещение в осо-бые отделения, находящиеся под более строгим надзором, или на время, или до окончания срока пребывания воспитанника в заведении. Министерство внутренних дел предложило ещё и та-кие наказания: замену обыкновенной пищи содержанием на хлебе и воде, а также телесные наказания.

Герд считал, что всякое наказание должно вытекать из проступка. Если воспитанник не умеет пользоваться свободой и доверием, то его следует лишить доверия и свободы. Через три года А. Я. Герд оставил пост директора и стал зарабатывать на жизнь литературным трудом. Он перевел с английского языка сочинения Дарвина, Спенсера, Гексли, с немецкого — Геккеля.

Читал публичные лекции в Педагогическом музее военно-учебных заведений (Соляной городок), организовывал неплохие русские выставки в зарубежных странах, в т.ч. и в Америке, за что ему была объявлена благодарность. Работал А.Я. Герд в средней женской школе, на женских курсах.

Гимназия Оболенской стала лучшей в Петербурге. Любо-пытно, что родители детей могли принимать участие в педсове-те, лично бывать в школе и делать свои замечания по препода-ванию того или иного предмета. Герд был утверждён председа-телем педсовета гимназии Оболенской в 1879г и руководил данным учебным заведением до самой смерти.

см далее


Рецензии