130. ВИ. Агошков. Кромские лики. АЯ. Герд6

130. ВИ.Агошков.
Кромские лики.

часть 6

НАРОДОЛЮБЕЦ
Герд, Александр Яковлевич (1841—1888)
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/34053/Герд

К этому нужно добавить, что с 1878г до последнего дня своей жизни А.Я. состоял преподавателем детей Наследника Це-саревича (потом Императора Александра III) Великих Князей Николая, Георгия и Михаила Александровичей и Великой Княж-ны Ксении Александровны.

Нравственная высота личности А. Я. действовала обая-тельно на всех, кто приходил с ним в соприкосновение, между прочим и на В. M. Гаршина, который не раз говорил, что в деле нравственного и умственного развития он обязан был А. Я. бо-лее, нежели кому-либо другому. Письма его к А. Я. дышат самою теплою привязанностью.

С годами дружба между ними все кре-пла, и последнее время они видались чуть не каждый день. Смерть Гаршина необычайно подействовала на Александра Яковлевича: человек, всегда замечательно умевший владеть собою, в течение долгого времени потерял способность серьез-но заниматься чем бы то ни было; он как бы осиротел, потеряв своего юного друга, для которого он так много сделал при его жизни.

Много поработал А. Я. также над переводами и составле-нием учебников. Говорить о достоинстве этих книг незачем, так как они слишком известны, сыграли большую роль в школьном естествознании и надолго определили его характер и до сих пор, обновляемые с дополнениями его сыном Владимиром Алексан-дровичем, находятся в употреблении во многих учебных заве-дениях.

12 декабря 1888 г. А. Я. поехал утром на урок к Августей-шим детям в Гатчину и вернулся веселый, бодрый. Вечером заявил собравшимся у него писателям и художникам, состав-лявшим "Сборник памяти В. М. Гаршина", что цензурные пре-пятствия все преодолены и сборник может быть выпущен в свет. Гости просидели у него до позднего вечера, и последним ушел художник Ярошенко во втором часу.

Расположившись спать, А. Я. вдруг вскрикнул и стал жаловаться на страшную боль в голове. Немедленно послали за докторами, и первый пришед-ший, живший в том же доме, заявил, что надежды на спасение нет, так как по всей вероятности произошла закупорка крове-носных сосудов. К шести часам утра 13 декабря Александра Яковлевича не стало. Умер он на 48 году своей жизни, полный сил.

Преждевременная его смерть всюду встречена с чувством искренней горести и сожаления. На панихидах перебывало очень много друзей, знакомых, учениц и почитателей покойно-го.

На похороны собралась тысячная толпа, запрудившая не только всю квартиру, но лестницу и двор. Гроб и катафалк были буквально покрыты массою цветов и зелени, среди которых особенно выделялся по своему изяществу венок из живых си-рени, белых роз и ландышей, присланный Наследником Цеса-ревичем, а также серебряные венки от Высших женских курсов и Педагогического Музея. Всю дорогу от Литейной до Англикан-ской церкви гроб несли на руках мужчины и женщины.

Похоро-нен А. Я. на Смоленском немецком кладбище. Речи, сказанные на могиле его друзьями и почитателями, отличались глубокою задушевностью и скорбью. Д. Д. Семенов, отдавая последний долг и обрисовывая личность А. Я., как образцового семьянина и педагога, сказал: "Это был народолюбец и детолюбец в луч-шем значении этих слов! Оплакивая его смерть, мы найдем од-но утешение — он воспитал целый ряд поколений в чувствах любви и справедливости, в сознании необходимости труда и просвещения!".

Во всех ежедневных и еженедельных столичных изданиях появился ряд статей, посвященных его памяти. Во многих обществах в Петербурге и Москве были отведены осо-бые вечера памяти Александра Яковлевича.

В дер. Мураевке, Кромского уезда, Орловской губернии учреждена школа в память А. Я., на Высших женских курсах — стипендия его имени, а при Академии Наук — премия за лучшее сочинение по естество-ведению.  Подпись  И. Я. Герд. {Половцов}

Герд Александр Яковлевич (1841-1888), педагог, с 1877 г. - директор женской гимназии в Петербурге, в которой училась дочь Салтыкова-Щедрина. Принял участие в подготовке сборни-ка «Памяти В. М. Гаршина» (1889), в которой помещена сказка Салтыкова «Ворон-челобитчик». О знакомстве Герда с Салтыко-вым - см. Я. В. Абрамов «Памяти М. Е. Салтыкова».
http://druzhinin.lit-info.ru/review/druzhinin/007/698.htm

Увы, никто в Орловщине до сих пор не знает, что Мураевская средняя школа до революции 1917 года носила имя А.Я. Герда! Хотя здесь работали - известный председатель колхоза "Люч революции" Артюхов. Его супруга, учитель, стала,наверное, единственным Народным учителем СССР в Орловской области. То есть традиции педагогики А.Я. Герда , негласно, существовали. Таково влияние таланта на окружающую обстановку!


Рецензии