132. ВИ. Агошков. Кром. лики. Гаршин и Тургенев2

132. ВИ.Агошков. Кромские лики.

 Гаршин и Тургенев

часть 2


Было ли «неизвестное» письмо И.С. Тургенева? Если верить Н.Русанову, то они с Гаршиным вступали в спор с Иваном Сер-геевичем, «интерпеллировали» его. Однако сам В. Гаршин нигде об этой встрече не говорит. Да и И.С. Тургенев писал Гаршину 14 июня 1880г следующее: «Я надеялся познакомиться с Вами в Петербурге, через посредство Г.И. Успенского, но Вы тогда уже уехали оттуда».

Так что, видимо, рассказ Н.С. Русанова о зна-комстве и беседе Тургенева с Гаршиным и Русановым следует отнести к «области чистого вымысла»...

В октябре 1881 года В.Гаршин пишет письмо брату Евге-нию, в котором говорит о том, что «матушка в письме к Тане выразила мнение, что мне следует написать Ивану Сергеевичу (Тургеневу)... то я и написал ему коротенькое письмецо.

Ответа от него получить не рассчитываю, конечно, да и адреса своего я ему не послал». Тем не менее, Иван Сергеевич счёл нужным от-ветить следующее: «Любезнейший Гаршин, как мне было прият-но получить от вас (правда, давно уже) письмо и как мне сове-стно, что я так долго не отвечал вам. Посылаю теперь к вам не-сколько строк через вашего брата Евгения».

Иван Сергеевич успокаивает Гаршина, говорит, что его болезнь пройдёт, и он оставит «заметный след» в русской лите-ратуре. Тургенев сообщает Гаршину: «Я думаю в начале апреля выехать отсюда — а с первых чисел мая я уже в деревне, в кото-рой проведу лето. Я и в прошлом году рассчитывал на то, что авось вы у меня погостите; а уже в нынешнем вы, наверное, мне не откажете».

В.Гаршин в письме к брату Евгению делает приписку, что «письмо Ив. Серг. получил» и что приедет в июне. Приглашение И.С. Тургенева взволновало В.М. Гаршина, который почти во всех письмах к родным и друзьям связывает свою дальнейшую жизнь с поездкой в Спасское-Лутовиново.

Пребывание В.Гаршина в Спасском-Лутовиново заслужи-вает отдельной статьи, так как это пока не входит в наши планы. И.С. Тургенев не смог приехать на орловскую землю. В одном из писем В.М. Гаршину он писал:

«Из всех наших молодых писате-лей вы тот, который возбуждает большие надежды. У вас есть все признаки настоящего, крупного таланта...».

«Приободрение» И.С. Тургеневым молодых писателей го-ворит о щедрости его души и сердца, таланте не только литера-турном, но и человеческом. (1995)


Рецензии
С творчеством В.М. Гаршина я познакомился сравнительно недавно. Несколько лет назад я прочитал сборник его рассказов, в том числе и знаменитый - "4 дня". Поразила необычайная напряжённость и парадоксальность сюжетов. Поздний "аналог" Гаршина и его ученик, если можно так выразиться, несомненно - Л. Андреев, биографию которого читал. Вот теперь, благодаря Вам вкратце знаком и с биографией В.М. Гаршина. Огромное спасибо!
С уважением Эдуард Ф.

Эдуард Фетисов   21.12.2011 00:56     Заявить о нарушении
Спасибо, что поняли мою загруженность...
Я стараюсь писать только то, что связано с Кромским районом Орловской области. Поэтому не брал его биографию вне этого поля. Есть академическое издание о Гаршине, там всё собрано.
Большое влияние на него оказал АЯ. Герд, который учил Крупскую и детей царя Александра 2. У меня он есть...
Мне нравится его "Лягушка-путешественница" - мудрая и грустная сказка!

Василий Иванович Агошков   21.12.2011 01:37   Заявить о нарушении