Потерянный рай

ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

В последнее десять лет всё усиливается ощущение собственной духовной опустошенности . Как будто накопленные до того знания поменяли моральный полюс: всё, что ещё недавно считал недопустимым – нынче стало делом кичливости.
Я стремительно превращаюсь в грубияна и невежду.
Я перестаю читать.
Подсознательно я пытаюсь вписаться в продажный и циничный мир вокруг. Я мимикрирую, и «я» двадцатилетней давности совсем не я сегодняшний.
Иногда, в полуночи, начинаю кусать подушку от стыда и бессилия. И даю себе слово: с завтрашнего дня никаких уступок самому себе!
А утром встречаю молодого священника, вылезающего из авто у церкви, и в первой же фразе ловлю его безверие и дремучее незнание Библии:
- Бензин опять вздрючили , супостаты. Давить их надо, как Самсон Голиафа.
И я покорно соглашаюсь, меняя окраску под цвет дня и предавая ночную клятву.
А потом в продуктовом магазине долго стою за спинами юных суденток, на все лады щебечущих о том, какие сигареты предпочтительнее брать в этой лавке. Берут узкие, почти плоские пачки с черепами на этикетках и закуривают длинные черные сигареты прямо у входной двери. «Ну, думаю я, - не я ваш отец. А то получили бы по первое число!». А потом одергиваю себя и становится стыдно перед собой тем, двадцатилетней данности. Тот бы я не промолчал.
Дома вхожу в Интренет и сразу попадаю на откровенно инфернальное поле.
Прежде я задавал себе вопрос: зачем тебе всемирная сеть? Ведь, если есть паутина, то есть и всемирный паук. Оно тебе надо – кровью своей его питать?
Но потом вопрос растаял, рассосался, как та самая кровь в венах. Паутина оказалась столь липкой, что выкарабкаться из неё живым уже не удасться. Хотя – положа руку на сердце – я сейчас отдал бы всё за то, чтобы в чертовом Интернете от меня не осталось ни дна, ни покрышки. Это же чего только тут о себе на прочтешь?! Ну – пока живой – ещё можно отбиваться. А за последней чертой «кому повем печаль свою?».
И с каждым днём , словно по клавишным рядам, скатываюсь всё ниже и ниже. Раньше возмущала, злила, кипятила злость от откровенного графоманства новых авторов на творческих сайтах. Потом их напор напугал, а нынче смирил меня с бесчисленными минаевыми, сорокиными, колядами…
Недавно ещё искал спокойные сайты, с интересными собеседниками. Вроде нашёл приют и единомышленников в «Голосе Белогорья». Тут и редактор Бабин, и его сотрудники долго держали плотину перед пошлостью и цинизмом. Так долго, что сайт стал привлекать огромное число людей.
И среди них появились авторы, присутствие которых я, даже теперь, павший в собственных глазах, принять не могу. Они из новых – не обремененных навыками мировой культуры, не читавших классиков, уверенных в себе, всегда правых.
Я не могу общаться с заявляющим себя «великим писателем» , даже если бы он был хотя бы просто писателем. Но когда в произведении нет ничего, что присуще русской литературе – я просто теряюсь. Если человек не понимает, что рассказ, повесть, роман, наконец – это повествование не о факте, а о духе события, если он не знает, что мат – это проявление не культуры, а антикультуры, если уголовные установки там выше общечеловеческих, если произведение лишено христианского духа - это не литература.
Вернее назвать это охлатурой – писательством на потребу толпы. В этих книгах – ни характеров, ни сюжета, никаких моральных заделов. Они страшны тем, что , словно из куска грязи, лепят из читателей блатное общество.
Эти книги страшны тем, что занимают уже все книжные полки библиотек.
Лично я спасаюсь теперь тем, что не хожу в библиотеку. Когда я упомянул, что почти не читаю – я имел в виду тех самых неотличимых один от другого минаевых, корецких, незнанских.
Но я – самый гениальный читатель. Недавно за дружеским столом я наизусть, без запинки, прочел «Зодчих» Дмитрия Кедрина. Хотя читал их в последний раз лет сорок назад. Вот ведь была же целомудренная поэзия! Представьте себе, как описали бы нынешние «великие» хотя бы вот эту «грязную» сцену!

И в Обжорном ряду,
Там, где заваль казацкая пела,
Где сивухой разило,
Где было от пару темно,
Где кричали дьяки
«Государево слово и дело!» -
Мастера Христа ради
Просили на хлеб и вино.

Вот этим и спасаюсь. Сегодня у нас весь день не было электричества – что-то где-то чинили в городе – так я до свечки просидел над «Швейком».
Люди добрые, насколько же это талантливо!
Когда появилась энергия, я включил Интернет.
И впервые всерьез пожалел о том времени, когда не было электричества.
Тогда на земле был рай.


Рецензии