133. ВИ. Агошков. Кром. лики. Адвокат П. Александр

133. ВИ.Агошков.

Кромские лики.



АДВОКАТ Пётр АЛЕКСАНДРОВ —
ПЛЕМЯННИК Семёна РАИЧА.

В издании П.Александрова «ОРЁЛ» (Рига, 1903) рассказы-вается об адвокате Петре Акимовиче Александрове следующее.

Был он одним из видных представителей светлой поры нашей адвокатуры. Сын дьякона Васильевской церкви г.Орла Пётр Акимович и по женской линии происходил из духовного звания, известного духовного рода Амфитеатровых.

Припоми-ная эпизоды семинарского воспитания, Александров с ужасом вспоминал господствующую в ней систему бессмысленного «зубрения» непонятных формул. Чтобы избежать беспощадной порки, приходилось семинаристу напрячь все свои умственные способности, дабы добраться до смысла бессмысленно состав-ленных записок (учебников в то время не было).

 Автор замеча-ет, что это умственное напряжение выработало в будущем зна-менитом ораторе ту умственную крепость и дисциплину, ту гиб-кость ума и саркастическую находчивость, которыми он был так страшен своим противникам.

 
Из семинарии Александров перешёл в Петербургский университет, где и окончил курс в 1860г. Службу начал судеб-ным следователем, потом стал товарищем прокурора Петер-бургского окружного суда. А через полгода был уже прокурором Псковского суда.

Затем — товарищем прокурора Петербургской судебной палаты, товарищем обер-прокурора сената.

Однако в 1876г сменил вышитый золотом мундир на скромный адвокатский фрак. Отставка Петра Акимовича про-изошла по следующей причине. Александров в своём заключе-нии напал на приговор судебной палаты, которая обвинила ре-дактора «Санкт-Петербургских ведомостей» Ватсона и фельето-ниста Суворина в клевете.

Товарищ обер-прокурора горячо до-казывал, что с принятием взгляда палаты для русской печати сделается совершенно невозможным разоблачение злоупот-реблений. Сенат по докладу М.Е. Ковалевского одобрил взгляд Александрова, но начальство вычеркнуло его имя из ближайше-го наградного списка.

Мировую известность П.А. Александрову принесли его вы-ступления на политических процессах — «193-х» — по делу Веры Засулич и других. Председатель суда А.Ф. Кони и адвокат П.А. Александров вместе с присяжными заседателями вынесли под-судимым оправдательный приговор.

Напомним, что в 1878г петербургский градоначальник Трепов приказал высечь заключённого студента за то, что тот промедлил снять шапку при его появлении. В.Засулич, появив-шись на приеме у градоначальника, выстрелила в него, но Тре-пов отделался легкой раной. Пётр Акимович произнёс пламен-ную речь, которую переводили на иностранные языки. Критик Н.К. Михайловский показал, к чему неожиданно привела страст-ная речь адвоката в защиту Веры Засулич:

«В марте 1878г слушается процесс Веры Засулич. Блиста-тельный Александров назвал преступление подвигом граждан-ской совести... После Засулич началось: убит глава жандармерии Одессы Г.Э. Гейкин, в центре Петербурга заколот кинжалом шеф жандармов Н.В. Мезенцев, в Харькове застрелен генерал-губернатор князь Д.Н. Кропоткин...

Один за другим следуют покушения на царя: в ноябре 1879г — взрыв на пути следования царского поезда. 2 апреля — выстрелы Александра Соловьёва на Дворцовой площади, и 5 февраля 1880г — взрыв в Зимнем Дворце». Добавим от себя, что освободитель крестьянства в 1881г. был убит…

После я написал статью «Ненаказанное преступление».


Рецензии