Операция жмурик

Ровно  в полдень в диспетчерской пожарной части раздался телефонный звонок. К счастью это был не тот звонок, от которого все срываются с мест и спешат побыстрее выехать по указанному адресу для борьбы с очередным пожаром. Нет, звонок этот был другой, хотя и очень необычный.

Дежурный районного отдела милиции просил о помощи.
- Понимаете, - начал он свои объяснения, - на старой Гальянке жители обнаружили труп в питьевом колодце. А сами-то мы это проверить не можем, как не можем и достать этот труп, если он там, конечно же, есть…

Диспетчер внимательно выслушала говорившего, и, немного подумав, ответила:
- Извините, но нам нужна команда от нашего руководства. Вы позвоните оперативному дежурному по городу, - и назвала телефон.
Минут через десять, после необходимых согласований, поступила команда – выехать. Диспетчер заполнила Путёвку на выезд и нажала сигнал тревоги. Тут же в диспетчерскую на ходу что-то дожёвывая вбежал начальник караула .
- Что случилось?! Куда едем?
- Успокойтесь, не на пожар.
Диспетчер подала листочек и вкратце объяснила что к чему. Во всяком случае, всё то, что сама знала.
- Тьфу ты! – в сердцах махнул рукой начальник караула. – А мы только что пообедали…

В пожарном депо громко урчали прогреваемые двигатели машин, бойцы заняли свои места в кабинах. Все были готовы к выезду, чтобы мчаться в неизвестность, навстречу позвавшему на помощь.

Начальник караула подозвал командиров отделений.
- В общем так. На Гальянке труп в колодце нашли, нам вытаскивать. Решайте, кому эту «операцию» сподручнее проводить.
- А чего решать? -  подал голос командир 1-го отделения. – Мы поедем. Нас и больше, и у нас Миша есть! Он маленький, хоть куда пролезет, к тому же – спортсмен.
На том и порешили. Пожарные 2-го отделения, узнав цель выезда и то, что их оставляют в части, даже обрадовались. Да и то, кому охота с утопленниками возиться…

* Жмур, жмурик  -  в переводе со сленга труп, покойник. (Прим.автора)

По указанному адресу возле колодца толпился народ. Все о чём-то оживлённо переговаривались и размахивали руками. Тут же стояло несколько машин милиции.
Начальник караула выпрыгнул из кабины и подошёл к милиционерам. Пробежав глазами по погонам, доложил самому старшему по званию:
- Товарищ подполковник, отделение пожарной части по вашему вызову прибыло!

Подполковник выслушал доклад и взял начальника караула за локоть.
- Извини, из-за твоей робы не вижу твои погоны, поэтому объясняю просто, без официоза. В колодце труп. Это уже точно. Тут один урод собутыльнику череп топором пополам раскроил и ничего лучше не придумал, как сбросить его в колодец. Концы, так сказать, в воду спрятал. Но жители, хоть и не сразу, но это обнаружили. Прошло, похоже, не менее двух дней. И вот, надо как-то этого «жмурика» из колодца достать. Помогите, ребята. Ну, а мы начальству подскажем, чтоб премии вам выписали.
- А сами-то что? – поинтересовался начальник караула.
- Что «что»? – не понял его подполковник.
- Ну, сами-то, почему не достаёте?
- А кто? И чем?.. – развёл руками подполковник. – У нас ведь сроду никаких специальных средств для подобных целей не бывало.
- Понятно, - обречённо буркнул начальник караула, искоса глянув на десяток добрых молодцов в милицейской форме, толпящихся в стороне. Потом уточнил: - Колодец-то глубокий?
- Жители говорят метров 20-25.
- Н-да, прилично… Ну что ж, пойдём что-нибудь придумывать…

Начальник караула задумчиво подошёл к пожарной машине из кабины которой валил сигаретный дым и раздавался громкий смех.
- Об чём смех? – поинтересовался он.
- Да вот вспомнили, как тут по Гальянке мужик с вилами за Костей бегал. Дом горит, а он, пьяный в задницу, подойти к нему не даёт. У меня, говорит, там самогонки не меряно, а вы её выпьете…
- Ладно. Потом подробнее расскажете. А сейчас давайте думать, как нашей беспомощной милиции помочь и «жмурика» из колодца достать.
- Чего думать? Делать надо! – сказал, как отрезал командир отделения. – Ребята, берите верёвки и фонари. Ты, Миша, надевай свой противогаз…
- А почему это я! – возмутился Миша. – Как что, как грязная работа, так сразу Миша!
- Ну, а кто ещё? Ты посмотри на остальных – бугаи. Они же в колодец не пролезут. А ты у нас миниатюрный. Да и работы у тебя чуток будет: спустим тебя вниз на верёвке, вторую верёвку ты к этому несчастному привяжешь – и всё. Так что давай, дорогой. – Командир отделения ласково погладил Мишу по плечу. Потом вдруг резко добавил: - И не выступай тут!!!

На подготовку ушло несколько минут. Мишу обвязали верёвкой, повесили ему на шею фонарь. Он немного поворчал по-поводу противогаза, не хотел его одевать. Но начальник караула приказал:
- Одеть немедленно! А вдруг внизу газ?!

Он умышленно не стал говорить Мише, что труп в колодце плавает уже несколько дней, и что, возможно, запахи от него идут не очень приятные. В конце концов, снарядив Мишу всем необходимым, приступили к его спуску. Двое пожарных осторожно «травили»* верёвку с привязанным к ней Мишей, командир отделения разматывал второй моток верёвки. А начальник караула, осуществляя общее руководство, лёг на колодезный рундук и светил вниз мощным пожарным фонарём.

* Здесь  -  ослабляли, отпускали.  (Прим. автора)

Спуск прошёл без особых затруднений. И длины верёвки, за что немного опасались, вполне хватило. Потом наступили трудные минуты. Мише нужно было как-то изловчиться и крепко привязать «жмурика». Но Миша-то находился в подвешенном состоянии, помочь ему никто и ничем не мог. «Жмурик» же свободно плавал , попробуй его поймай и закрепи надёжно. На словах всё казалось легко, а на деле…

К тому же ещё один фактор давал о себе знать: видимо Мишу несколько смутил вид обезображенного трупа. Миша на секунду замер, потом отпрянул, попытался отбарахтаться от трупа подальше. Но…

Представьте ненадолго себя на его месте. Темно. Жарко. Дыхание затруднено.  Движения скованы. Глубина колодца более 20 метров только вверх. Где-то там вверху маячит фонарь и небо, кажущееся овчинкой. Ни лиц, ни слов не разобрать, тем более из-под противогазной маски. Внизу неизвестно сколько метров воды в глубину. И ты висишь на тоненькой верёвке, которая одна связывает тебя с внешним миром…  А если верёвка оборвётся? А на тебе десятки килограммов амуниции и снаряжения. И рядом с тобой плавает страшный, обезображенный труп утопленника… Представили? И как – мурашки по спине не бегут?...

- Миша! Как ты?! – крикнул вниз начальник караула, чувствуя, что пауза несколько затянулась.
Лица пожарных, держащих верёвку с привязанным Мишей, напряглись: неужели что-то случилось? Но снизу верёвка дёрнулась – всё нормально. И ещё прошло несколько томительных минут. Сверху было не видно, что там творится внизу. Но, судя по копошению, что-то творилось. Наконец Мишина верёвка несколько раз резко дёрнулась.
- Поднимай! – крикнул начальник караула, и обернувшись к толпе и милиционерам крикнул ещё раз: - Мужики, помогайте!!

Через какое-то время в люке колодца показалась Мишина голова. Маска противогаза была снята и болталась на груди. Вся она, также как и Мишина боевка, была замарана рвотной массой. Общими усилиями, под одобрительный гул толпы, Мишу извлекли из колодца.
- Мишка, ты чего весь ублевался-то? – поинтересовался один из пожарных.
- А ты, блин, слазь туда, а потом я на тебя посмотрю! – зло парировал Миша.
- Ну, всё! – прикрикнул командир отделения. – Миша, как там – нормально привязал?
- Да, вроде, нормально. Если по дороге не рассыплется, то вытянете…
- Хорошо. Иди, отмывайся.

А возле колодца снова кипела работа – поднимали «жмурика». Толпа зевак подвинулась поближе. Всем почему-то было интересно взглянуть на то, что доставали из колодезных глубин. Вроде бы и страшно, и противно, но любопытство брало верх. И вот показалась голова, точнее то, что от неё осталось после страшного удара топором. Из рассечённой на две половинки черепной коробки вывалилось её содержимое и болталось из стороны в сторону, чудом удерживаясь на чём-то тонком и невидимом на расстоянии. Крови не было, наверно осталась в колодезной воде. Вместо крови с тела стекало какое-то подобие слизи, сказывалось длительное нахождение «жмурика» в свободном плавании.
В толпе зевак завыли, запричитали женщины…

- Да, Миша, тяжеловато тебе там было рядом с таким красавцем, - повернулся к подошедшему отмывшемуся Мише начальник караула.
Миша устало махнул рукой. «Жмурика» уже полностью достали из колодца и уложили в сторонке на траву.
- Ну, всё мужики. Собирайте всё и поехали. Дальше уже не наша забота. Не забудьте верёвки в части с пенообразователем промыть и высушить. Да, и фонари не забудьте. В машину!

К начальнику караула подошёл давешний подполковник.
- Спасибо вам! Выручили. Вы, извините, не знаю вашего имени, звания…
- Старший лейтенант Иванов.
- Вы, старший лейтенант, мне список всех ваших пожарников, кто здесь работал, составьте. Прямо сейчас, вот бумага и ручка. А я, как и обещал, о премии похлопочу. Особенно этого маленького отметьте. Герой!
- Хорошо. Только, товарищ подполковник, не пожарников, а – пожарных. Пожарников – это как-то немного обидно…
- А что, разве есть разница?
- Ну, как вам сказать?..  Вот вы мне скажите: есть разница между ментом и милиционером?..
Подполковник улыбнулся и, ничего не сказав, отошёл в сторону…

А перед Новым годом, когда о происшествии все уже и забыли, в пожарную часть из городского УВД пришёл приказ: все участники операции «Жмурик» были награждены денежными премиями.

Очень, надо сказать, кстати.

                Октябрь  2008 г.
Нижний Тагил


Рецензии