144. ВИ. Агошков. Кромские лики. НС. Лесков3

144. ВИ.Агошков.

Кромские лики.


НС. Лесков
часть 3


1. Жена писателя, Катерина Степановна Лескова.
Фото 1866.  2. Мемориальная доска в Киеве.
http://www.a4format.ru/author.photo.php?lt=203&author=45

В деревне я жил на полной свободе, которой воспользо-вался, как хотел. Сверстниками моими были крестьянские дети, с которыми я и жил и сживался душа в душу.

Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего «мелкопоместного курнич-ка», из постоялого двора и с поповки. А потому, когда мне при-велось впервые прочесть «Записки охотника» И.С. Тургенева, я весь задрожал от правды представлений и сразу понял: ЧТО на-зывается искусством...

Я жил у Страховых почти до восьми лет, и это послужило мне в пользу: я был хорошо выдержан, то есть умел себя вести в обществе прилично, не дичился людей и имел пристойные ма-неры — вежливо отвечал, пристойно кланялся и рано болтал по-французски. Я рано почувствовал уколы самолюбия и гордости, в которых у меня выразилось большое сходство с отцом...

...В доме появился в качестве опекуна (после смерти Стра-хова. -В.А.) её (тетушки. – В.А.) соседний помещик Н.Е. Афроси-мов, невероятный силач и невероятный циник, которого за это последнее терпеть не мог мой отец. Афросимов это знал и пла-тил ему тем же. Отец мой в его глазах был «неуклюжий семина-рист»... Эта шутка (Н.Е. Афросимов вручил Николаю Лескову вместо объявленного похвального листа объявление об оподельдоке) возмути-ла мою детскую душу, и я не опал всю ночь, поминутно вскаки-вая и спрашивая, «за что, за что меня обидели?»

С тех пор я ни за что не хотел оставаться у Страховых и просил бабушку написать отцу, чтобы меня взяли. Так и было сделано, и я стал жить в нашей бедной хибарке, считая себя не-обыкновенно счастливым, что вырвался из большого дома, где был обижен без всякой с моей стороны вины...

И я снова теперь возвращаюсь к тому, что меня отвезли в Орловскую гимназию. Я был помещён на квартире у некоей Ак-синьи Матвеевны, которой за весь мой пансион платили 15 р. ассигнациями (4 р. 30 к.) в месяц. За что я имел комнату в дву-мя окнами на Оку, обед, ужин, чай и прислугу. Теперь невероят-но, а тогда это было можно... Ездил я домой в год три раза: на летние каникулы, на святки и на страстной неделе с пасхою... Мы ездили в церковь верхом...

А вот отрывки из «Заметки о себе самом»:
— ...Детство провел в с.Панино, Орловской губернии, Кромского уезда. Обучался в Орловской гимназии. Осиротел на 16-м году и остался совершенно беспомощным. Ничтожное имущество, какое осталось от отца, погибло в огне...

В другом месте Н. С. Лесков добавляет:

— Все сгорело, и Н.С-ча взял к себе в Киев брат его мате-ри, профессор Киевского университета, доктор медицины Сер-гей Петрович Ал-ферьев в 1849г. Здесь Н.С. продолжал свое об-разование под особым дружественным руководительством профессора Игнатия Фед(оровича) Якубовского...

Тетка Н.С-ча Александра Петровна Алферьева вышла за-муж за англичанина Шкотта, который управлял большими име-ниями Нарышкиных и Петровских — переводил крестьян из гус-тонаселенных имений в степи волжского понизовья. Шкотт ув-лёк Н С. к себе, где он близко увидел НАРОД в самых...
 


Рецензии