145. ВИ. Агошков. Кромские лики. НС. Лесков4

145. ВИ.Агошков. Кромские лики.

НС. Лесков

часть 4

Николай Семёнович ЛЕСКОВ -
«САМЫЙ РУССКИЙ ИЗ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»

Николай Семёнович Лесков (4 /16/ февраля 1831, село Горохово Орловского уезда Орловской губернии, ныне Свердловского района Орловской области — 21 февраля /5 марта/ 1895, город Санкт-Петербург) — выдающийся русский писатель.

«Лескова русские люди признают самым русским из рус-ских писателей и который всех глубже и шире знал русский на-род таким, каков он есть» – писал в 1926 году Д.П. Святополк- Мирский.

Перефразируя это высказывание, мы бы, в свою оче-редь, отметили, что Н.С. Лесков – самый кромской из кромских авторов, или, вернее, самый орловский из орловцев.

Да это и не удивительно, ведь появился он на свет в селе Горохово Орловского уезда, не так уже далеко от хутора Панино. Если Горохово находится с правой стороны реки Оки, то Гос-томль и Панино – с левой. Поэтому Н.С. Лесков прекрасно знал Верхнее Поочье, быт и нравы его жителей, как говорится, с мо-локом матери впитал в себя всё то, что именуется родовым корнем.

Н.С. Лесков родился 4 февраля 1831 года в селе Горохово Орловского уезда. Отец, Семён Дмитриевич Лесков (1789-1848), по словам Николая Семёновича, был «…большой, замечатель-ный умник и дремучий семинарист». Порвав с духовной средой, он поступил на службу в Орловскую уголовную палату, дослужил-ся до чинов, дававших право на потомственное дворянство, и приобрёл репутацию объективного следователя, способного распутывать сложные дела.

Мать Мария Петровна Лескова (урождённая Алферьева) была дочерью московского дворянина. Одна из её сестёр была замужем за орловским помещиком, другая — за англичанином, управлявшим несколькими поместьями в разных губерниях.

Раннее детство Н.С. Лескова прошло в Орле. После 1839 года, когда отец покинул службу (из-за ссоры с начальством, чем, по словам Лескова, навлёк на себя гнев губернатора), се-мья — супруга, трое сыновей и две дочери — переехала в хутор Панино (Панин хутор), что находился в 20 км от города Кромы. Здесь, как вспоминал будущий писатель, и состоялось его зна-комство с народным языком. В августе 1841 года Н. С. Лесков поступил в 1 класс Орловской губернской гимназии, через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов.

 Как установила орловская учёная и писатель-краевед Елена Ашихмина, всё дело было в … рисовании: почему-то за этот предмет Николай получал неважные оценки. Что касается русского языка и литературы, то здесь познания ученика оцени-вались хорошо. Думаю, что в данном случае, победу в гимназии праздновала бюрократия…

В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же пала-ту уголовного суда, где работал его отец, на должность канцеляр-ского служителя 2-го разряда.

После смерти отца от холеры (в 1848 году), Николай Семёнович получил очередное повышение по службе, став помощником столоначальника Орловской пала-ты уголовного суда, а в декабре 1849 года по собственному прошению — перемещение в штат Киевской казённой палаты. Он переехал в Киев, где жил у своего дяди С.П. Алферьева.

В Киеве (в 1850-1857 годы) Лесков посещал вольнослу-шателем лекции в университете, изучал польский язык, увлёкся иконописью, принимал участие в религиозно-философском сту-денческом кружке, общался с паломниками, старообрядцами, сектантами. В 1857 году Лесков уволился со службы и начал ра-ботать в компании мужа своей тётки А.Я. Шкотта (Скотта) «Шкотт и Вилькенс».

Предприятие стало для Лескова своего рода уни-верситетом, где он приобрёл практический опыт и знания во многих областях промышленности и сельского хозяйства. По де-лам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны.
 
«…Это самые лучшие годы моей жизни, когда я много ви-дел и жил легко», — позже вспоминал Н.С. Лесков.

«Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал язык народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…» /Н.С. Лесков. «Русское общество в Париже»/.

В этот период он жил с семьёй в селе Райском Городищен-ского уезда Пензенской губернии. Некоторое время спустя, тор-говый дом прекратил своё существование, и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистской и литератур-ной деятельностью. Через полгода он переехал в Петербург, ос-тановившись у И.В. Вернадского.

см 5


Рецензии