146. ВИ. Агошков. Кромские лики. НС. Лесков5

146. ВИ. Агошков. Кромские лики.

НС. Лесков

часть 5


Лесков начал печататься на 29-ом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859-1860), несколько статей в киевских изданиях «Современ-ная медицина», который издавал А.П. Вальтер (статья «О рабо-чем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель эконо-мический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицей-ских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате Лесков вынужден был оставить службу.

В начале своей литературной карьеры Н.С. Лесков сотруд-ничал со многими петербургскими газетами и журналами, бо-лее всего печатаясь в «Отечественных записках» (где ему покро-вительствовал знакомый орловский публицист С.С. Громеко), в «Русской речи» и «Северной пчеле». В «Отечественных записках» были напечатаны «Очерки винокуренной промышленности», ко-торые сам Лесков называл своей первой работой, считающейся его первой крупной публикацией. Летом того же года он нена-долго переехал в Москву, вернувшись в Петербург в декабре.

В статье о пожарах в журнале «Северная пчела» от 30 мая 1862 года, о которых распространялись слухи как о поджогах, осуществляемых революционно настроенными студентами и поляками, писатель упомянул об этих слухах и потребовал от властей их подтвердить или опровергнуть, что было воспринято демократической публикой как донос. Кроме того, критика дей-ствий административной власти, выраженная пожеланием, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для дейст-вительной помощи, а не для стояния» — вызвала гнев самого царя. Прочитав эти строки, Александр II написал: «Не следовало пропускать, тем более, что это ложь».

Чтобы выиграть время и не отстранять от себя перспек-тивного сотрудника, Лесков был отправлен редактором «Север-ной пчелы» в длительную командировку. Николай Семёнович объехал западные провинции империи, побывал в Динабурге, Вильне, Гродно, Пинске, Львове, Праге, Кракове и в Париже. В 1863 году Лесков вернулся в Россию и опубликовал серию пуб-лицистических очерков и писем, в частности, «Из одного дорож-ного дневника», «Русское общество в Париже».

С начала 1862 года писатель стал постоянным сотрудни-ком газеты «Северная пчела», где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические те-мы, но также — критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма.

Писательская карьера Н.С. Лескова началась в 1863 году, когда вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овце-бык» (1863-1864). Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда» (1864).

«Роман этот носит все знаки поспешности и неумелости моей», — позже признавал сам писатель. «Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому проти-вопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов.

Было отмечено, что у большинства изображённых Леско-вым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В.А. Слепцов).
«Демократы» царского времени узурпурировали власть, именно они определяли литературные ценности. И, если кто-то смел думать не так, как они, то тут получал «нагоняй» и «увольне-ние». Левая пресса активно распространяла слухи, согласно ко-торым роман был написан «по заказу» Третьего отделения.

Это «гнусное оклеветание», по словам Н.С. Лескова, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы лишив возможности пе-чататься в популярных журналах. Это и предопределило его сближение с М.Н. Катковым, издателем «Русского вестника».

И при советском строе, когда у власти стояли потомки тех самых «демократов-революционеров», нам, ученикам, говорили о том, насколько плох был М.Н. Катков: и консерватор, и души-тель свобод, и прочее. Но именно у Каткова были опубликованы самые лучше произведения тех лет…

В 1863 году в журнале «Библиотека для чтения» была на-печатана повесть «Житие одной бабы» (1863). При жизни писа-теля произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в изменённом виде под заголовком «Амур в лапоточ-ках. Крестьянский роман» (издательство «Время», под редакцией П.В. Быкова).

В те же годы вышли произведения Лескова, «Леди Макбет Мценского уезда» (1864), «Воительница» (1866) — повес-ти, в основном, трагического звучания, в которых автор вывел яркие женские образы разных сословий.

В первых повестях проявился индивидуальный юмор Лес-кова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разно-видность «сказа», родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться. Элементы прославившего Лескова литературного стиля есть и в повести «Котин Доилец и Платонида» (1867).

Н.С. Лесков дебютировал и в качестве дра-матурга. В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни, после которой Лес-ков в очередной раз был обвинён критикой в «пессимизме и антиобщественных тенденциях». Из других крупных произведе-ний Лескова 1860-х годов критики отмечали повесть «Обойдён-ные» (1865), полемизировавшую с романом Н.Г. Чернышевско-го «Что делать?», и «Островитяне» (1866), нравоописательная по-весть о немцах, проживающих на Васильевском острове.

см 6


Рецензии