147. ВИ. Агошков. Кромские лики. НС. Лесков6

147. ВИ.Агошков.

Кромские лики.

НС. Лесков

часть 7

В 1870 году Н.С. Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной.

Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии назы-вая его своим наихудшим произведением. Кроме того, непри-ятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М.Н. Катковым, который раз за разом требовал переделывать и ре-дактировать законченный вариант. «В этом издании чисто лите-ратурные интересы умалялись, уничтожались и приспосаблива-лись на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой», — писал Н.С. Лесков.

Некоторые современники (в частности, Достоевский) от-метили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий. После этого к жанру романа в чистом виде Н.Лесков больше не возвращался.

Роман «На ножах» явился поворотным пунктом в творче-стве писателя. Как отмечал М.Горький, «…после злого романа „На ножах“ литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает соз-давать для России иконостас её святых и праведников». Основ-ными героями произведений Лескова стали представители рус-ского духовенства, отчасти — поместного дворянства.

Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно скла-дываться в большой роман, в конечном итоге получивший на-звание «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Как отмечает литературный критик В.Коровин, поло-жительных героев — протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, — по-вествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени — ни-гилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники но-вого типа».

 Произведение, темой которого стало противодейст-вие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями.
Одновременно с романом писались две «хроники», со-звучные по тематике и настроению основному произведению: «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (полное название: «Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых. Из записок княжны В.Д.П.», 1873).

Согласно мнению одного из критиков, героини обеих хро-ник — «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произ-ведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой (согласно В. Коровину) «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социаль-ная невоплощённость в русской жизни христианства», вызвала недовольство М.Каткова.

Лесков, разойдясь во мнениях с изда-телем, просто не стал дописывать то, что могло бы перерасти в роман. «Катков… во время печатания „Захудалого рода“ сказал (сотруднику „Русского вестника“) Воскобойникову: «Мы ошиба-емся: этот человек не наш!» — позже утверждал писатель.

см 7.


Рецензии