149. ВИ. Агошков. Кромские лики. НС. Лесков8

149. ВИ.Агошков. Кромские лики.

НС. Лесков

часть 8

Как отмечали исследователи, некоторые свидетельства очевидцев, на которые ссылался писатель, являлись подлинны-ми, другие были его же художественным вымыслом. Нередко Лесков обрабатывал старые рукописи и воспоминания. К при-меру, в рассказе «Несмертельный Голован» использован «Про-хладный вертоград» – лечебник XVII века. В 1884 году в письме в редакцию газеты «Варшавский дневник» он писал:

В статьях вашей газеты сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии.

Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим ду-ховным содержанием. Они мною овладевали, и я старался во-площать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие. Лесков (согласно воспоминаниям А.Н. Лескова) считал, что, создавая циклы о «русских антиках», он исполняет гоголевское завещание из «Выбранных мест из переписки с друзьями»: «Возвеличь в торжественном гимне не-заметного труженика».

В предисловии к первому из этих расска-зов («Однодум», 1879) писатель так объяснил их появление:
«Ужасно и несносно… видеть одну „дрянь“ в русской душе, ставшую главным предметом новой литературы, и… пошёл я искать праведных, <…> но куда я ни обращался, <…> все отве-чали мне в том роде, что праведных людей не видывали, потому что все люди грешные, а так, кое-каких хороших людей и тот и другой знавали. Я и стал это записывать».

В 1880-х годах Лесков создал также серию произведению о праведниках раннего христианства: действие этих произведе-ний происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X-XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Памфалона» и «Азу» были переведены на немецкий, причем издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом, автором «Дочери египетского царя»

Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатириче-ски-обличительная линия («Тупейный художник», «Зверь», «Пуга-ло»): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрица-тельных героев стали всё чаще появляться священнослужители.
В 1880-х годах изменилось отношение Н.С. Лескова к церкви. В 1883 году, в письме к Л.И. Веселитской о «Соборянах» он отмечал: «Теперь я не стал бы их писать, но я охотно написал бы «Записки расстриги»…

Клятвы разрешать; ножи благословлять; отъём через силу освящать; браки разводить; детей закрепощать; выдавать тай-ны; держать языческий обычай пожирания тела и крови; про-щать обиды, сделанные другому; оказывать протекции у Созда-теля или проклинать и делать ещё тысячи пошлостей и подлос-тей, фальсифицируя все заповеди и просьбы «повешенного на кресте праведника», — вот что я хотел бы показать людям…

Но это, небось, называется «толстовство», а то, нимало не сходное с учением Христа, называется «православие»… Я не спорю, когда его называют этим именем, но оно не христианст-во. На отношении Лескова к церкви сказалось влияние Льва Толстого, с которым он сблизился в конце 1880-х годов.

«Я всегда с ним в согласии и на земле нет никого, кто мне был бы дороже его. Меня никогда не смущает то, чего я с ним не могу разделять: мне дорого его общее, так сказать, господ-ствующее настроение его души и страшное проникновение его ума», — писал Лесков о Толстом в одном из писем В. Г. Черткову.

Возможно, самым заметным антицерковным произведе-нием Лескова стала повесть «Полунощники», завершённая осе-нью 1890 года и напечатанная в двух последних номерах 1891 года журнала «Вестник Европы». Автору пришлось преодолеть немалые трудности, прежде чем его работа увидела свет. «По-весть свою буду держать в столе. Её, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет», – писал Н.С. Лесков Л.Н. Тол-стому 8 января 1891 года.

Скандал вызвал и очерк Н.С. Лескова «Поповская чехарда и приходская прихоть» (1883). Высмеиванию пороков священ-нослужителей был посвящён предполагавшийся цикл очерков и рассказов «Заметки неизвестного» (1884), но работа над ним была прекращена под давлением цензуры. Более того, за эти произведения Н.С. Лесков был уволен из Министерства народ-ного просвещения. Писатель вновь оказался в духовной изоля-ции: «правые» теперь видели в нём опасного радикала, а «либе-ралы» (как отмечал Б.Я. Бухштаб), прежде «<трактовавшие> Лес-кова как писателя реакционного, теперь <боялись> печатать его произведения из-за их политической резкости».

Материальное положение Лескова было поправлено изда-нием в 1889-1890 годах десятитомного собрания его сочине-ний (позже были добавлены 11-й том и посмертно — 12-й). Из-дание было быстро распродано и принесло писателю значи-тельный гонорар. Но именно с этим успехом был связан его первый сердечный приступ, случившийся на лестнице типогра-фии, когда стало известно, что шестой том собрания (содержав-ший в себе произведения на церковные темы) задержан цензу-рой (впоследствии он был издательством переформирован).

см далее


Рецензии