У истоков полевской науки

        10 – 12 августа 1976 года газета «На смену!» (№№ 157-159) сообщала: «В 1915 году на территории Полевского и Северского заводов было 5 библиотек с книжным фондом 6500 экземпляров книг, действовало 7 церквей и 13 часовен со штатом 48 священнослужителей. До 1917 года было две школы – 240 учащихся, 7 учителей».
        Сейчас (8 мая 1984г.) в Полевском и в окрестных населённых пунктах насчитывается 17 общеобразовательных школ, 3 – для работающей молодёжи, 2 – спортивных, учебно - производственный комбинат, 5 сельских учебно – консультационных пунктов.
        В 1983 году 915 ребят закончили 8 классов, 434 – десятилетку. А всего в школах обучалось более 10 тысяч человек
        В нынешнем году на народное образование в городе выделено 2294700 рублей.
                ---------
        Первые словесные, арифметические, немецкие и латинские школы при горных заводах Урала появились в 30-х годах XVIII века благодаря талантливому просветителю и крупному государственному деятелю, начальнику уральских, сибирских и казанских казённых заводов В.Н. Татищеву.
        Школы были малочисленными. В 1735-м в них обучалось 52, в 1739 – 83, в 1741 – 78 детей.
        Народное просвещение в Полевском зародилось при медеплавильном заводе с открытием, примерно в 1735 году, словесной школы. Среди первых её выпускников был будущий знаменитый изобретатель Козьма Дмитриевич Фролов (1726 – 1800).
        О том, что представляли собой школы того времени, подскажут архивные документы. Вот два «имянных» списка учащихся словесной и арифметической полевских школ за 1747 г. Из них следует, что в словесной училось 43 ребёнка, в арифметической – 12. Причём, первой ступенью в «науку» была словесная. Детей, успешно окончивших её, переводили в арифметическую.
        Трудно сказать о продолжительности учёбы в каждой из них, так как даже «имянные списки» вносят путаницу. Посудите сами. Семнадцатилетний «Иван Никонов вступил в словесную школу марта 1-го дня 1738 году», а в арифметическую - «октября 8 дня 1744 году». Сын литейщика, тринадцатилетний Пётр Григорьев «вступил в словесную школу июня 4 дня 1742 году», а в арифметическую - «мая 22 дня 1746 году».
        Интересно, как глубоки были знания их выпускников?
        Четырнадцатилетний сын отставного угольного мастера Ивана Чащина Андрей, проучившись в словесной школе в 1741 – 1746 годах «Псалтырь обучил, пишет прописи». И про остальных учеников в графе «Ныне в какой науке находятца», читаешь: «Учил Часослов, заповеди», и лишь у некоторых дописано: «Учил букварь», «Пишет буквы».
        Ученики арифметической школы на первом году обучения знакомились с «раздроблением чисел», сложением простых долей, а в последующем – учили тройное правило арифметики.
        Имён девочек нет ни в одном из списков, только мальчиков. Видимо, тогда их в школу не брали.
        Учащиеся обеих школ были, в основном, сиротами, детьми отставных солдат, заводских и рудничных рабочих. Но этот факт нельзя понимать как заботу царского правительства о всеобщем народном просвещении. Напротив, оно боялось этого, что подтверждается на примерах всех уральских заводских школ. Недолго просуществовав, они были закрыты почти на полтора века.
        Просто родоначальники уральской промышленности В.Н. Татищев и В. де Геннин отлично понимали, что без местных, даже малограмотных мелких служащих, горным и заводским конторам не обойтись. Вот почему начальное образование в те годы давали и детям простолюдинов.
        Но даже «писать прописи», «учить Псалтырь», тем более - тройное правило арифметики, имели возможность немногие. Дети, как следует из архивных документов, с малолетства привлекались к рудничным и заводским работам. Поэтому родители - заводские мастеровые, горняки – несмотря на нужду, старались оберегать их от тяжёлого труда на производстве как можно дольше.
        «Того же февраля 23-го и 24-го чисел в Полевской заводской конторе Полевского завода мастер Козма Столов, кузнец Матвей Рыбников» и другие показали, что школьные ученики Иван Костромин, Михайло Валов, Влас Кисарев, Андрей Юшков «за малолетством, до возрасту, ни в какие казённые заводские работы быть негодны».
        Однако в Екатеринбурге с полевчанами не согласились. 8 марта подканцелярист Мартин Старой выслал в заводскую контору определение: «непонятных словесной школы…школьников для осмотру выслать в канцелярию главного заводов правления».
        26 мая дети отбыли в Екатеринбург. Устроив им экзамен, представители горной администрации вынесли определение, что они действительно «в школе непонятны», но как только будут годны к работе, обучить их ремеслу, «к какому кто способен будет».
        Но не заставила ли нужда этих малолетних детей всё же досрочно заняться сортировкой руды на шахтах или встать к фабричным горновым мехам?
        В середине XVIII века многие казённые заводы Урала были проданы частным лицам. Демидовы, Воронцовы и прочие новые хозяева почти на нет свели прогрессивную инициативу В.Н.Татищева и В. де Геннина.
        Видимо, в ту пору прекратили своё существование и обе полевские школы…
        Шло время. Расширялось, обновлялось и усложнялось производство. С учётом этих обстоятельств, спустя 140 лет, царское правительство было вынуждено вновь пересмотреть закон о сельских и заводских школах.
        В 1870 году на Урале возникли волости, земства, уездные и губернские управы. Отныне именно они должны будут ведать строительством и делами народных училищ – так теперь стали именовать народные школы.
        Инспектор народных училищ Пермской губернии В.Н. Шишонко в 1878 году писал: «Во всех училищах в 1870 году обучалось 1936 мальчиков и 455 девочек. Таким образом, 1 учащийся приходится на 60 человек мужского пола и 1 учащаяся более чем на 254 души женского».
        В это время в огромной Пермской губернии существовала всего 51 школа. Содержались они на ассигнования казны, духовенства, владельцев заводов, а сельские – и на взимаемые с крестьян налоги. Пособия были мизерные, и школы влачили жалкое существование, закрывались.
        Так, на содержание Полевского мужского начального училища: 290 руб. в год выделял заводовладелец П.М.Турчанинов и 420 руб. – земство. Эта сумма распределялась следующим образом: законоучитель (т.е. преподаватель закона Божьего, Ветхого и Нового заветов и т.д.) получал 102 рубля в год, учитель – 300, два его помощника – по 240, на наём сторожа и отопление тратилось 68 рублей.
        Официально это училище открылось в 1871 году, но по утверждению В. Шишонко, оно «существовало ещё при крепостном праве», то есть до 1861 года. Здание состояло из пяти комнат, «в коих заключается 9828 куб. футов воздуха». Училось в нём 240 мальчиков.
        В настоящее время в этом доме расположен городской краеведческий музей.
        Открытие 8 октября 1872 года при Полевском заводе начального женского училища В.Н. Шишонко приписывал инициативе члена Екатеринбургского училищного совета, владельца предприятия П.М. Турчанинова, и приказчика этого же завода (а с 1884 года - управляющего Сысертским горным округом) Е.В. Трубина. Однако, тот же Шишонко даёт понять, что инициатива инициативой, а только без помощи крестьян А.Д. Поздеева, И.Е. Юшкова, С.М. Вялова, Н.М. Сомова, И.Д. Бочкарёва и А.В. Пиминова эта затея провалилась бы.
        Земство согласилось помогать женскому училищу лишь учебным материалом да содержанием учительницы (102 рубля серебром). Остальные расходы – жалованье законоучителю, покупка и содержание классной мебели, жильё для учительницы и её помощника, приобретение недостающего учебного материала – должны были взять на себя попечители и учредители училища.
        «Местному обществу» содержание его оказалось непосильным. В сентябре 1875 года, накопив за счёт членских взносов 400 рублей серебром, учредители приобрели для женского училища «весьма прочный и просторный, с флигелем, хозяйственными помещениями и значительной усадьбой дом». Располагался он на правом берегу Полевой, рядом с горой Думной. Река отделяла его от территории медеплавильного завода.
        Обо всём этом местный летописец – священник Петро – Павловского храма и законоучитель мужского и нового, женского, училищ - И. А. Дергачёв написал 2 января 1876 года инспектору народных училищ Иванову.
        О трудном финансовом положении женского училища И.А. Дергачёв сообщил также компаньону П.М. Турчанинова – генерал – майору П.Д. Соломирскому. И 15 апреля 1877 года Главная контора Сысертского горного округа уведомила священника, что отныне попечительство Полевского заводоуправления будет ежегодно выделять училищу 156 рублей серебром на содержание школы и 25 рублей серебром - на покупку книг.
        После ходатайства Полевского приходского попечительства перед Земским собранием выборных гласных и Екатеринбургской уездной Управой, в 1883 году земство выделило попечительству 800 руб. и уже в 1884-м на заводе началось строительство второго мужского училища.
        Нелёгким было положение и северской мужской начальной школы. Она действовала с 1858 года и существовала только на средства заводовладельца. Официально, училищем, а не школой, оно было зарегистрировано в 1871 году. Занимала две комнаты с общим объёмом 6403 куб. футов воздуха. Училось в нёй 72 ребёнка. Расходы на её содержание  делились между заводовладельцем (190 рублей в год) и земством (300 рублей). Законоучитель получал 60 руб. в год, учитель – 240, его помощник – 120, а на отопление, прислугу и наём помещения тратилось 70 руб.
        Одноэтажное здание школы - училища стояло на Церковной улице (позже - ул. Григорьева, 2) и сохранилось до сего дня, но уже трёхэтажным. Сейчас в нём располагается центр обучения взрослых.
        Северская начальная женская школа имела три класса – 1-й, 2-й и 3-й.. В ней помещалась и квартира заведующей школой. Вот что рассказал мне однажды, ныне покойный, ветеран Северского завода С. П. Кузнецов:
        - На Северском заводе до Октябрьской революции имелось две начальных школы: - мужская и женская. Они относились к Оренбургскому учебному округу. В мужской до 1908 года были только 1-й, 2-й и 3-й классы. Когда 10 сентября 1908 года в школе открыли четвёртый, она стала именоваться земским училищем, а с появлением в 1909-м и пятого - двухклассным министерским. Теперь в 4-х и 5-х классах мальчики учились вместе с девочками.
        - В двухклассном министерском училище изучали русский и церковно-славянский языки, арифметику и грамматику, геометрию и черчение, географию и естествоведение, русскую историю и литературу, чистописание и пение. Очень много занимался с учениками законом Божьим и церковно-славянским языком священник. Он вёл Ветхий и Новый заветы, Вселенские соборы и полностью все церковные службы. Это стоило ребятам немало слёз.
        В «Свидетельстве» об окончании в министерском училище «полного курса учения» (только для юношей) была приписка: «При отбывании воинской повинности он пользуется льготой второго разряда, установленною ст.64, п. 2 Уст. о воинской повинности». Ведь теперь юноша считался грамотным человеком.
        Его заканчивали многие известные  люди. Например, в 1882 году - знатный литейщик Иван Степанович Токарев. Изготовленные им из чугуна вафельницы, жаровни, пепельницы и другие предметы, необходимые в быту, ныне хранятся в музее Северского трубного завода. Или командир полка, а затем бригады Красной Армии, вернувшийся с Первой мировой войны Георгиевским кавалером Александр Семенович Григорьев. Его имя и носила бывшая Церковная улица, на которой находилось здание училища.
        Полевчане старшего поколения хорошо знали краеведов Константина Ивановича Моршинина - делегата 1-го учительского съезда молодой страны Советов - одноклассника А.С.Григорьева, и последнего начальника доменного цеха Степана Петровича Кузнецова.   Кузнецов был одним из активистов северской ячейки рабочее - крестьянского Союза молодёжи (РКСМ) и создателей производственно-технического музея Северского трубного завода. Как рабочий корреспондент и краевед, он опубликовал множество газетных, а также, являлся автором двух рукописных книг по истории Полевского
        - Клуба на заводе не было и потому министерское училище было для молодёжи единственным центром культуры, - рассказывал мне Степан Петрович.
        Вспоминая о дореволюционных развлечениях школьников, С.П. Кузнецов и выпускница женской школы И.П. Моршинина, говорили о театре и библиотеке министерского училища. Книжный фонд её умещался в двух шкафах. При библиотеке имелась читальня, в которой можно было познакомиться с содержанием нескольких екатеринбургских газет («Уральская жизнь», «Голос Урала» и др.) и журналов («Дружеские встречи», «Родина», «Хутор», «Нива» и др.). Работала она с 18 до 20 часов.
- В 1915 году библиотеку перевели в соседний дом, где до этого жили супруги Бабичевы - заведующий училищем Николай Петрович и учительница Софья Александровна.
        В 1911 – 1916 годах учителями в министерском училище работали Е. Макарова, Харламов, В.К Кожевников, А Кротов, супруги Щеплецовы, М. Савейкина, А. Бусыгина, Н. Яхонтова, Н.П. и С.А. Бабичевы, Н.А. и его дочь Е.Н. Астаховы, А.П. Сметанина, О.Н. Шерстнева, другие. В 1916 году заведовал училищем П. Ольховиков.
        В ещё худшем положении находились сельские народные училища.
        Полдневское смешанное начальное училище возникло в ноябре 1872 года. В одной комнате общественного дома занимались 36 мальчиков и 9 девочек.
        Несмотря на нищенское существование, жители села Мраморского добились открытия школы ещё до 1870 года. 18 декабря 1872 – она получила название смешанного народного училища. Здесь, в одной большой комнате, училось 32 мальчика и 18 девочек.
        Если раньше попечителем Мраморской школы был заводовладелец, то теперь училище стало финансировать земство – 420 рублей в год. Деньги шли на жалованье законоучителю (60 руб.), учителю (240 руб.) и его помощнику (120 руб.). Наём дома, отопление и содержание прислуги оплачивало население.
        На паях населения (78 руб. в год) и земства (300 руб.) возникло в ноябре 1872 года Полдневское смешанное начальное народное училище. В нём стало обучаться 36 мальчиков и 9 девочек Оно занимало в общественном доме комнату с объёмом 2520 куб. футов воздуха.
        Из ассигнуемой суммы, 60 рублей в год выплачивалось законоучителю, 240 –учителю и 78 расходовалось на наём сторожа и отопление.
        В 1980 году отметила вековой юбилей школа в селе Косой Брод. Сначала она размещалась в нанимаемом общественном помещении.
        В 1884 году председатель Екатеринбургской уездной Управы докладывал XV очередному Земскому собранию гласных, что в 1883 году на средства земства и сельских обществ содержались Кособродская, Мраморская, Полевские мужская и женская, Северская и Полдневская школы.
        На XVI Земском собрании было отмечено, что «особым усердием в деле народного образования в 1884 и 1885 годах заслужили внимание училищного совета следующие учителя - законоучитель И.А. Дергачёв (Полевские мужское и женское училища), Богомолов (Кособродское), Шумкина (Полевское женское), А. Кожевников (Мраморское) и В.К. Кожевников (Северское мужское). Интересно отметить, что все священники были выпускниками Пермской духовной семинарии.
        Кандидатами в попечители Управа представила гласным XVI Земского собрания имена учителей Кособродской школы – И.Я. Дроздова, Кургановской – С.А.Талашманова, Мраморской – И.В. Казакова, мужской и женской Полевских – А.С. Вяткина, Северской – С.А. Гайль.
        В 1889 г. училищный совет отметил работу Батагонова из Кособродской школы, Имшенецкой – из Мраморской, Шумкиной – из Полевской мужской и законоучителя Кожевникова - из Мраморской школы.
        Расход на одного ученика в сельской школе составлял от 5 до 15 руб., а в заводской – 21 руб. 49 коп. в год. Всем учащимся, окончившим курс обучения, Управа дарила по экземпляру Святого Евангелия.
        В 1888 году на XIX очередной сессии Екатеринбургского уездного земского собрания гласных председатель ревизионной комиссии в своём докладе предложил ввести в школах платное обучение. Однако население уезда решительно выступило против.
        На этой же сессии попечителями на новый трёхлетний срок, были избраны: С.А. Гайль – для Кособродской, Северской и Кунгурской школ, С.А. Талашманов – для Кургановской, Г.Н. Вишнев – для Полдневской.
        Управа попросила Собрание гласных объявить благодарность за хорошую работу учителям: Полевской женской школы Шумкиной, Северской – Захарову и попечителю Северского училища - С.А. Гайль.
        Нужно отметить, что уездная земская Управа внимательно следила за всеми школьными преобразованиями и докладывая о них на очередных уездных собраниях гласных, просила их о поощрении учителей, достойных этого.
        Например, читая её доклад на XXXX собрании (1909г.), узнаём, что в Северской школе «открыты вторые классы»; что по 25 лет отслужили на ниве народного просвещения; 22 ноября - Н.А. Батаносов и 13 октября - Л.В. Солодянкина из Полевской мужской школы. С 1 сентября 1879 по 1 сентября 1886 г.г. и с 16 ноября 1887г. по настоящее время проработала в Полевской мужской школе А.Т. Распопова. Управа объявила им благодарность.
        Далее докладчик сообщил, что обществом на следующие три года только что попечителями школ были избраны: А.М. Мокроносов – для Кособродской, женской и мужской Полевских, П.И. Талашманов - Кургановской, дьяк П. Пономарёв – для Мраморской, Е.Н. Пальцев – для Полдневской, И.И. Чиканцев – для мужской и женской Северских
        Управа с прискорбием довела до собрания гласных, что из числа ранее выслуживших 25 лет 15 января умер учитель Кургановской школы А.М. Перов, служивший с 15 марта 1878 г., и его жена, состоявшая на службе Земства в качестве помощницы учителя более 17лет. У них остались дети в возрасте 15, 14 и 2 лет. Управою им было назначено пособие.
        Интересно отметить, что в 1890 г. учредителем Полдневской школы был выпускник Казанского университета, талантливый земский врач Полевского врачебного участка Н.К. Кокшаров, к котолрому приезжали лечиться жители и из соседних с Пермской, губерний.
                17.08.1982 года.
Примечание:
Кожевников А.Н. Пусть ведают потомки... - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008. -384 с. с илл., (с. 108-118).


Рецензии
Да-а-а... Учитель получал 240 рубликов в год,а коровка-то стоила
4-5 рубл., лошадь - 6-7рублей... Учитель имел помощника и прислугу...
(я это помню со слов моей тёти,учительницы и коллег, что начинали свою
педагогическую деятельность ещё до революции). Так что... А время
обновляло учебные программы,строились какие-никакие школы,училища...
Вот и на Урале,как по всей России, образование со скрипом, но
развивалось. Автор статьи знает свой край,его историю,выдающихся людей,
что двигали прогресс промышленности Урала,его культуры и просвещения.
С благодарностью к автору за его колоссальный труд.


Онучина Людмила   21.12.2011 21:29     Заявить о нарушении
Людмила, по 240 рублей получал не каждый учитель, но каждый из них был одним из самых уважаемых населением человеком. Его необходимейший труд ценили и дети, и взрослые. Они искренне преклонялись перед учителем за его знания и душевность. Спасибо Вам за Ваш отзыв. С уважением -

Алексей Кожевников 3   23.12.2011 10:05   Заявить о нарушении
Вы правы, Людмила Андреевна: школы на Урале открывались "со скрипом", а потому эту государственную "обузу" брали на себя церковнослужители.Земские народные училища (то бишь - школы)стали более-менее активно открываться с 1870-х годов.До этого о них молчали почти сто лет (100 лет!).Например, В 1840-50 г.г. дъячок полевской Свято-Троицкой церкви о. Димитрий (в миру - Топорков) бесплатно учил грамоте 15 сынишек заводских мастеровых. Почти столько же детей, но в другой уральской церкви и только девочек - отец известного русского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка дьякон о. Наркиз (в миру - Мамин). Двое сыновей о. Димитрия после обучения в домашней "школе" сразу, минуя духовное училище, поступили в духовную семинарию, которая считалась в России средним учебным заведением.Всего Вам доброго.

Алексей Кожевников 3   14.10.2015 09:58   Заявить о нарушении