150. ВИ. Агошков. Кромские лики. НС. Лесков9

150. ВИ.Агошков.

Кромские лики.

НС. Лесков

часть 9

В 1890-х годах Лесков в своём творчестве стал ещё более резко публицистичен, чем прежде: его рассказы и повести в по-следние годы жизни носили остро сатирический характер.

Сам писатель о своих произведениях того времени говорил: «Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравят-ся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться пуб-лике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить».

Печатание в журнале «Русская мысль» романа «Чёртовы куклы», прототипами двух главных героев которого были Нико-лай I и художник К. Брюллов, было приостановлено цензурой. Не смог опубликовать Лесков и повесть «Заячий ремиз» — ни в «Русской мысли», ни в «Вестнике Европы»: она была напечатана лишь после 1917 года.

Ни одно крупное позднее произведение писателя (включая романы «Соколий перелёт» и «Незаметный след») не было опубликовано полностью: отвергнутые цензурой главы вышли в свет уже после революции. Н. С. Лесков говорил, что процесс опубликования его работ, всегда трудный, в конце жизни стал для него невыносимым.

Умер Николай Семенович Лесков 5 марта (по старому сти-лю – 21 февраля) 1895 года в Петербурге, от очередного при-ступа астмы, мучившей его последние пять лет жизни. Похоро-нен Николай Лесков на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

Незадолго до смерти, в 1889-1893 годах, Лесков составил и издал у А.С. Суворина «Полное собрание сочинений» в 12 то-мах (в 1897 году переиздано А.Ф. Марксом), куда вошли боль-шей частью его художественные произведения (причём, в пер-вом издании 6-й том не был пропущен цензурой). В 1902-1903 годах в типографии А.Ф. Маркса (в качестве приложения к жур-налу «Нива») вышло 36-томное собрание сочинений, в котором редакторы постарались собрать также публицистическое насле-дие писателя, вызвавшее волну общественного интереса к твор-честву писателя.

После революции 1917 года Лесков был объявлен «реак-ционным, буржуазно-настроенным писателем», и произведения его на долгие годы (исключение составляет включение 2-х рас-сказов писателя в сборник 1927 года) были преданы забвению. Во время короткой хрущёвской оттепели советские читатели, наконец, получили возможность вновь соприкоснуться с творче-ством Лескова — в 1956-1958 годах было издано 11-томное со-брание сочинений писателя, которое, однако, не является пол-ным: по идеологическим причинам в него не был включён наи-более резкий по тону антинигилистический роман «На ножах», а публицистика и письма представлены в очень ограниченном объёме (тома 10-11).

В годы застоя предпринимались попытки издавать корот-кие собрания сочинений и отдельные тома с произведениями Лескова, которые не охватывали области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»), и которые снабжались обширными тенденциозными комментариями.
 
В 1989 году первое собрание сочинений Лескова — также в 12 томах — было переиздано в «Библиотеке „Огонька“». Впер-вые по-настоящему полное (30-ти томное) собрание сочинений писателя стало выходить в издательстве «Терра» с 1996 года и продолжается до сих пор. В это издание помимо известных про-изведений планируется включить все найденные, ранее не из-дававшиеся статьи, рассказы и повести писателя.

Л.Н. Толстой говорил о Лескове как о «самом русском из наших писателей», А.П. Чехов считал его, наряду с И.С. Тургене-вым, одним из главных своих учителей.
Многие исследователи отмечали особое знание Лесковым русского разговорного языка и виртуозное использование этих знаний. Максим Горький писал, что «как художник слова Н.С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литера-туры русской, каковы Л.Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров.

Та-лант Лескова силою и красотой своей немногим уступает талан-ту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратни-ков своих».

Лесков не собирался «исправляться» в ответ на критику. В письме В.Г. Черткову в 1888 году он писал: «Писать так просто, как Лев Николаевич, — я не умею. Этого нет в моих дарованиях. … Принимайте моё так, как я его могу делать. Я привык к отдел-ке работ и проще работать не могу». Индивидуализацию языка персонажей и речевые характеристики героев Н.С. Лесков счи-тал важнейшим элементом литературного творчества.

Что касается семейных отношений, то в 1853 году Лесков женился на дочери киевского коммерсанта Ольге Васильевне Смирновой. В этом браке родились сын Дмитрий (умер в мла-денческом возрасте) и дочь Вера. Жена страдала психическим заболеванием и в 1878 году была помещена в петербургскую больницу св. Николая, на реке Пряжке. В 1865 году Лесков всту-пил в гражданский брак с вдовой Екатериной Бубновой (урож-дённой Савицкой), в 1866 году у них родился сын Андрей.

Николай Семёнович Лесков — создатель первого в русской литературе персонажа-вегетарианца (рассказ Фигура, 1889 год). К различным аспектам вегетарианства, к вопросам этики пищи и защиты животных Лесков обращается и в других своих произ-ведениях, таких, как рассказ «Грабёж» (1887), где описывается убой молодых бычков богатым мясником, который, стоя с но-жом в руках, слушает соловьиные трели.

Позднее в творчестве Лескова появляются и др. персона-жи-вегетарианцы: в рассказе «Полунощники» (1890) — девушка Настя, последовательница Толстого и строгая вегетарианка, а в повести «Соляный столб» (1891-1895) — живописец Плисов, ко-торый, повествуя о себе и своём окружении, сообщает, что они «не ели ни мяса, ни рыбы, а питались одною растительною пи-щею» и находили, что это для них и их детей предостаточно.

//Использован материал из Википедии…с сокращениями и некоторыми уточнениями//
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лесков,_Николай_Семёнович


Рецензии