Снова на Иловле

Очень хорошо помню все свои рыболовные приключения. И как их не помнить, если это — счастливые моменты в моей жизни.
То, о чем хочу рассказать, произошло не так давно.
Была середина июля. Стояла невыносимая жара. По ранее задуманному плану мы должны были ехать с Юрием Васильевичем на рыбалку.
Договорились ехать вчетвером: я, Юрий Васильевич Щеглов и мои сыновья Женя и Геннадий. Все себя считали заядлыми, крутыми рыболовами, пережившими разные приключения, в основном, на реке Иловле.
Иловля… Река моего детства, протекает через село Дворянское, заливные луга. Там она делает крутой поворот, как бы специально формируя пойму реки, где трава выше колена, где островками виднеются густые заросли тальника, терновника. Нам очень нравится это место, которое мы посещаем из года в год и, бывая здесь, испытываем огромное наслаждение.
Мы въехали в луга. Машина остановилась. Все вышли, чтобы размяться и найти место для ночной рыбалки.
Со стороны реки пахнуло густым душистым запахом цветущей липы. Этот запах перемешивался с травным дурманом. Мы расчувствовались и расслабились буквально за считанные минуты. Но, придя в себя и оценив обстановку, решили ехать во вторые луга. Здесь и берега были крутые, и место на четверых человек подготовить невозможно.
Машина двигалась медленно,  так как наши глаза, отвыкшие в городе от природы, хотели все зафиксировать: и красоту деревьев, и краски пейзажа, и воды Иловли, и все живое, что попадало в поле зрения на пути.
Вот резко на середине речки вывернулась большая щука. Вода забурлила, образуя круги, мелкая рыба бросилась в разные стороны.
Почти одновременно все закричали:
— Здесь, здесь остановимся!
Но здесь тоже был берег крутой, приличного места для отдыха не нашли, и мы медленно поехали дальше. И вот наконец-то облюбовали место недалеко от телеграфного столба, где рос огромный куст тальника. Большая его часть уходила в воду, образуя выступ и придавая какую-то таинственность и необычность выбранному месту. Берег здесь был пологий, можно разбить палатку, найти место под костер и определить стоянку для машины.
Стали располагаться. Кто готовил настил у берега, кто ставил палатку, кто выбирал место под костер. Без работы никто не остался. За сухими дровами решили пойти позже. Уж очень не терпелось нам начать удить рыбу.
Погода стояла тихая, жара спала. Вода в Иловле в этом месте была чистая. Видно, как в реке отражалось опрокинутое небо, отчего она казалась бездонной.
Закончив приготовления, все кинулись ловить рыбу. Но, увы! Рыба клевала как бы нехотя и попадалась одна мелкота. Первый пыл у нас спал. Решили снова заняться делами. Я взял серп и пошел искать место к установке вентеря. Серпом надо было срезать чакон и камыш, который рос в воде, и сделать в этом месте тихую заводь. Юрка готовил резиновую лодку, чтобы ловить на реке в разных местах. Геннадий с Женькой занялись шашлыками.
Я уже поставил вентерь в приготовленную заводь и стал готовить удочки для ловли крупной рыбы ночью. Юрка уже ловил с лодки, а Женька ловил с настила.
Скоро он похвастался, что поймал большого окуня.
На это я заметил:
 Знать, это место хищное и вряд ли мы поймаем что-то путное ночью.
— Нам что, рыба нужна? — спросил сын.
Я с ним, конечно, согласился. Своеобразность нашей рыбалки и заключалась в том, что мы хотели насладиться тишиной, красотой природы. Нам нужны были и ловля рыбы, и уха, и большой костер, и рыбацкие байки около него, а то и просто рассуждения о смысле жизни.
Подошел Геннадий и спросил:
— А где дядя Юра?
Я посмотрел на речку. Действительно, лодки не видно. Мы забеспокоились.
Еще два раза позвал:
— Юра! Юра!
Тишина…
— Жень, ты видел, куда он поплыл? — спросил я у сына.
— Не знаю. Внимания не обратил. Вроде недавно был здесь.
Я стал звать громче и вдруг почти рядом услышал спокойный голос Юрки:
— Тише, рыбу спугнешь.
Голос доносился из кустов тальника.
— Издеваешься, опять эти твои штучки, опять хочешь заморочить голову! — выговаривал я Юрке.
— Ну ладно, пошутил, чего вы там задергались? — спокойно отвечал он.
Все успокоились. Я подошел к костру. И вдруг услышал за кустами сильный шум, всплески воды и глухие, тяжелые удары. Я побежал к реке и стал Юрке в кусты кричать:
— Что там у тебя? Что случилось?
Ответа не последовало.
Мы все стали звать Юрку. Минуты через три услышали спокойный ответ: “Все нормально”. Но голос был какой-то тихий и хриплый.
— Как же нормально? Такой шум стоял. Что у тебя там стряслось?
— Ничего, потом расскажу.
— Когда потом? — не унимался я, плыви, ужинать будем.
Мы начали приготовление ужина. Подплыл Юрка, почему-то весь мокрый, но на берег он вышел спокойно, невозмутимо бросил тяжелый мешок с рыбой. Мы, конечно, сразу кинулись к мешку. Оттуда вываливались плотвички, окуни, красноперки и, наконец, показалась огромная голова незнакомой рыбы. Когда мы ее вытащили, то увидели, что это язь килограмма на три-четыре. Я не знал, как себя вести: то ли радоваться за друга, то ли завидовать белой завистью.
Гена расспрашивал дядю Юру о происшествии. Мы с Женькой тоже подошли ближе.
Юрка, снимая с себя мокрую одежду, стал рассказывать:
— Я уже совсем было собрался плыть к вам, но вспомнил, что у камышей поставил “телевизор” (маленькую сетку). Решил проверить. И когда стал поднимать, почувствовал, как в нем что-то сильно стукнуло. Перепугавшись немного, резко встал в лодке, приподняв машинально “телевизор”. В лодку упало что-то большое и черное. Я покачнулся и чуть не упал в воду. Лодка наклонилась, в нее полилась вода. Я кинулся всем телом на эту рыбу, которая судорожно билась у моего живота — ощущение, скажу вам, было тревожное. Лежу, а сам думаю: надо что-то делать. Вскочил, взял весло и стал инстинктивно бить по рыбе, но ей ударов доставалось мало. Она лежала на дне лодки, руки у меня дрожали, а я то и дело попадал то по лодке, то по воде. Уже был весь мокрый, когда сообразил, что страшного ничего нет, и рыба никуда не денется. Тут я услышал ваши крики, и до меня дошло, что вся эта паника случилась из-за рыбы. Вам ничего не стал объяснять, ведь в двух словах не скажешь, а потом хотелось вас удивить. Ведь то, что со мной произошло, стоило вашего ожидания.
Мы понимали, что он герой, несмотря на его усталый вид и мокрую одежду. Хотелось слушать его еще и еще. Мы снова стали перекладывать рыбу, любоваться язем. Вот уж повезло, так повезло!
Поужинав, все, кроме меня, пошли в лесок заготавливать сухие дрова для костра. Я стал прибирать место, сложил сумки у палатки, повесил фонарь у берега, разложил удилища по местам. Вскоре пришли ребята. Каждый принёс длинные сухие сучья деревьев. Их оставалось только порубить на дрова.
И вдруг опять что-то случилось.
— Ну что еще там? — подумал я.
Наш герой, Юрка, упал на колени и ползал вокруг костра. Я стал за ним наблюдать. Меня это заинтересовало. Ползая, он останавливался, глядел то на костер, то на землю, как бы ее, обнюхивая, затем резко пополз в кусты и начал там рыться.
Оказывается, за ним наблюдали и Генка с Женькой.
Мы начали смеяться, хотя никто из нас не понимал, в чем дело.
Юрка серьезно обратился к нам:
— Я перед тем, как идти в лес, повесил сушить носки у костра на палки. А вот сейчас пришел, ничего не могу найти. Может, кто видел?
Да, странная история. Нам стало его жалко, хотя смех еще разбирал нас. Темнело. Мы все принялись за поиски носков, но ничего не нашли. Решили, что они упали в костер и сгорели.
Мы шутили:
— Гляди, Юрка, Ольга теперь тебя прибьет!
Он улыбался, ничего не говоря. Но я думал, простит ему жена потерю новых носков, когда увидит его рыбину.
Наступила ночь. Фонарь светил хорошо, камышовые поплавки стояли, как солдаты, изредка дергаясь. Наши глаза жадно следили за поклевкой. Поймут меня настоящие рыбаки: самые захватывающие, самые волнующие секунды те, которые дарит нам оживший на глади воды поплавок.
Женька кинулся к крайней удочке, где поплавка уже не было видно. И не зря. Он тут же медленно, но уверенно вытаскивал соменка. Ну что ж, с почином! Соменок выглядел, как головастик: большая голова, длинный худой хвост и усы.
Начался хороший клев. Юрка, дремавший около костра, спустился посмотреть. Потом он и Генка одновременно бросились к удочке и чуть не упали в воду.
— Дядь Юр, вы что, мне не доверяете? — спрашивает Геннадий и с важностью опытного рыбака тоже вытаскивает соменка.
— А ты не спи, смотреть надо, раз взялся, — поучительно говорит ему Юрка.
Мне повезло меньше: я вытащил леща, правда, небольшого, но все-таки.
Прошел час, второй… и — как отрезало. На крючки не успевали насаживать червей, а рыба не ловилась. Вновь сели у костра, стали вспоминать с Юркой, как мы ловили рыбу в детстве. Потом решили, вздремнуть…
Утро наступило, как-то внезапно. Все кругом оживилось, солнечные лучи озолотили деревья и кустарники своим светом, проснулась и река. Она как будто улыбалась радостной улыбкой, приветствуя новый день. Мы стали готовиться к отъезду в Камышин. В вентерь попались небольшая щучка и пара плотвичек. В целом улов был небогатый. Но разве дело в рыбе? Конечно, нет.
Уже отправляясь, домой, мы еще раз вспоминаем Юркиного язя, потерянные носки, смеемся, шутим. Как хорошо, что есть места, где мы можем отдохнуть, набраться душевных сил!
1997 г.


Рецензии